рубрики
 
 
архив
 
91 < 92 > 93


подписка

Подписка на 2014 год

09640
3 мес. 117,69 руб.
5 мес. 196,15 руб.

94908 (льгот.)
3 мес. 108,69 руб
5 мес. 181,15 руб.

В подписную цену включены услуги "Крымпочты". Дополнительно взимается только плата за прием подписки
3 мес. - 8,77 руб.
6 мес. - 10,63 руб.

E-mail рассылка
 
отписаться
 
Поиск
 
расширенный поиск
 
Загрузка ...
Купить товары из любой точки мира с доставкой в твой город? Легко
blackdesertgold.ru
 

Тарас Шевченко — автор эпопеи «Война и мир»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Тарас Шевченко — автор эпопеи «Война и мир»Сергей Бондарчук, которому в нынешнем сентябре исполнилось бы 85 лет, — какая глыба, какой матерый человечище! Книга рекордов Гиннесса по нему плачет. Звание народного артиста СССР ему присвоили по личному распоряжению Сталина за главную роль в фильме «Тарас Шевченко». Став в 1950 году заслуженным, он уже в 1952 стал народным, а было ему всего лишь 32 года.
Бондарчук всегда был масштабен во всех своих проявлениях. Кого бы ни играл — русского солдата Андрея Соколова, который после первой не закусывает, венецианского мавра Отелло, пушкинского Бориса Годунова. Но вошел в историю мирового кино прежде всего благодаря эпопее «Война и мир».

Наш ответ Голливуду

«Войну и мир» снимали еще на заре ХХ века в немом кино. Потом свою версию представил всемогущий Голливуд. И советские кинематографисты молчать не стали, воспользовавшись приближающимся 150-летием Бородинской битвы.
В битву вступили прежде всего крупнокалиберные режиссеры. С одной стороны — Иван Пырьев, с другой — Сергей Бондарчук. Выиграл в результате более молодой Бондарчук, но Пырьев отомстил — именно Иван Александрович в дальнейшем добился, чтобы авторам фильма срезали гонорары, поскольку фильм, хоть и четырехсерийный, шел как один. В результате Бондарчук перестал здороваться с Пырьевым.
Подготовительный период тоже проходил немирно. Менялись операторы, отказался от роли Андрея Болконского Олег Стриженов, и ее передали Вячеславу Тихонову (пробовались еще Юрий Соломин и Эдуард Марцевич). Правда, еще до Тихонова обсуждалась кандидатура очень модного тогда Иннокентия Смоктуновского, но тот снимался в «Гамлете». Правда, Кеша готов был наплевать на Гамлета, если ему дадут сыграть другую роль — Пьера Безухова. Однако Безухова Бондарчук решил играть сам, сознательно состарив героя и отказав в этой роли не только Смоктуновскому, но и Андрону Кончаловскому, который был тогда упитанным, воспитанным и в очках, а также штангисту Юрию Власову, тоже в очках и тоже интеллигентному.
Понятно, что далеко не сразу нашли и Наташу Ростову. Кто только не пробовался на эту роль. Конечно, Анастасия Вертинская (она в результате сыграет в эпопее Лизу Болконскую), Валентина Малявина, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская — две непримиримые подруги еще со времен фильма «Три плюс два». В результате Наташей Ростовой стала 19-летняя балерина Ленинградского театра оперы и балета Людмила Савельева.
Кто еще не снялся в «Войне и мире», хотя и мог зафиксировать свое присутствие в этой эпопее? Большой ленинградский актер Николай Симонов так и не сыграл Кутузова — на роль великого русского полководца был утвержден тогдашний ректор Шукинского театрального училища Борис Захава, а Симонов отправился сниматься в «Человеке-амфибии», играть папу Ихтиандра. Не оказался в картине и Никита Михалков, которого планировали на роль самого младшего из Ростовых — Пети. Причем Михалков уже начал сниматься, но потом куда-то исчез.
Съемки «Войны и мира» начались 7 сентября 1962 года. Нужно было срочно захватить уходящую осеннюю натуру. Снимали у стен Новодевичьего монастыря, там французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджоге города, снимали в Кремле. А уж потом начались съемки знаменитой сцены русской охоты. Творческую группу устроило село Богословское недалеко от Иванькова. Именно тут стали разворачиваться во всей своей красе особенности национальной охоты XIX века с борзыми и т.д. Борзых с трудом разыскали в каком-то питомнике, они были очень редкой породы (собак подбирали породистых, как и актеров, — все-таки это Лев Толстой). Но эти породистые борзые совершенно не умели охотиться и бежать вперед не хотели. Тогда, чтобы заставить их двигаться в нужном направлении, пришлось использовать кошек. Но проблемы на этом не закончились. Волков играли овчарки, и борзые их ужасно боялись. Вместо того, чтобы преследовать этих самых волков, борзые драпали от них, как французы, проигравшие сражение. Между прочим, для съемок сцены охоты были привлечены 25 лошадей, 60 гончих, 50 борзых и 7 волков.

Солдатушки — бравы ребятушки

Зимой наконец-то сформировали кавалерийский полк и начали снимать непосредственно войну. 150 вагонов направились в Закарпатье, в Мукачево, для съемок Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. Но попробуй сражаться, когда ударили жуткие морозы, причем они, эти морозы, затянулись.
Решили пока никуда не уезжать, а снимать другие сцены. В частности, именно здесь, на снегу санатория «Карпаты», разворачивалась эффектная дуэль Пьера Безухова и Долохова, дуэль двух главных режиссеров — главного режиссера фильма «Война и мир» Бондарчука и главного режиссера московского театра «Современник» Олега Ефремова, одна из самых выразительных сцен четырехсерийной эпопеи. Пока мэтры стрелялись, солдаты Закарпатского военного округа обучались строевому шагу русской и французской армий.
Тем временем приехал в Закарпатье Вячеслав Тихонов. Здесь сняли его проезд в коляске с Кутузовым. Причем Тихонов смотрелся в коляске куда важнее Кутузова, он всячески изображал князя, голос, манеры, позы. Проще надо было быть, проще. Позднее Тихонов это понял.
Шенграбенское сражение разворачивалось у села Куштановица. В массовых съемках были задействованы 3 тысячи человек. Операторам приходилось иногда снимать по 30 — 40 дублей. К тому же их с первых дней раздражала пленка Шосткинской фабрики, не отличавшаяся хорошим качествам. Бондарчук предполагал работать с иностранной пленкой «Истам-Колор», но это оказалось советскому кинематографу не по карману.
В начале марта на футбольном стадионе Мукачева сняли смотр 80-тысячного союзнического войска императорами России и Австрии. А Аустерлицкое сражение, то самое, где князь Андрей долго смотрел в небо под аккомпанемент толстовской философии, разворачивалось у села Свалявы (есть такая минеральная вода), на территории Мукачевского винсовхоза. Вы думаете, участники съемок по этому поводу перепились? История об этом умалчивает. А вот то, что солдаты вытоптали часть виноградников, — это факт. Но «Мосфильм» все убытки возместил. Бондарчук вообще не экономил, перерасход так перерасход. Платит-то государство.
Съемочная группа вернулась в Москву, и тут взбунтовались операторы Александр Шеленков и Иоланда Чен. Они отказались работать с Бондарчуком по причине его режиссерского диктата и полного бардака в съемочной группе — якобы даже сценарного плана съемок путного не было. Примирить творцов не удалось, и главным оператором «Войны и мира» стал Анатолий Петрицкий.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Летом съемочная группа «Войны и мира» отправилась в город Дорогобуж Смоленской области, где должно было грянуть Бородинское сражение. Знаменитую битву снимали в полном соответствии с толстовским «сценарием».
Согласно книге, в центре поля стоял огромный дуб. Дуб нашли в нескольких километрах от места съемок, распилили, привезли на площадку и восстановили, скрепив железными скобами. На телеграфные столбы развесили ветки — столбы остолбенели и стали деревьями. Чтобы воспроизвести поле, русское поле спелой ржи, заставили каждого из 15 тысяч солдат выкопать по 30 ямок, в которые посадили по пучку соломы. Церковь сделали из фанеры и картона.
И грянул бой! По сигналу зеленой ракеты, возвещающей о начале съемок, двинулись войска. И сильно двинулись! В первом ряду у воинов были настоящие кремневые ружья, во втором — винтовки-трехлинейки, а третьем — обыкновенные заостренные палки, имитирующие ружья. Но вы же знаете, что и палка раз в год стреляет…
После боя людей обливали водой из пожарных машин и укладывали штабелями в эффектных позах по всему полю. Между телами пробегали дрессированный волк или овчарка, каркали дрессированные огромные вороны и вороны. Наполеон — артист Стржельчик — на белом коне по кличке Циркач объезжал это жутковатое зрелище. И так десятки дублей. Всего в съемках Бородинской битвы принимали участие 13 тысяч 500 пеших солдат, 1500 конников, было использовано 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, произведено более 12 тысяч воздушных взрывов и более 10 тысяч огневых фугасов.
Бондарчук продолжал ссориться с Тихоновым, требовал, чтобы актер не позировал. Для съемок одной из сцен понадобилось 32 дубля. Сняли, потом разругались не на шутку. Обижалась на Бондарчука и его супруга Ирина Скобцева, игравшая Элен Безухову. Когда снимали кадры с ее участием, Бондарчук разворачивался и уходил, говоря: «Ну, это вы и сами снимете».
Конечно, на съемках одной из самых важных сцен эпопеи — первого бала Наташи Ростовой, того самого, где толстовская героиня, как писали потом школьники в сочинениях, танцевала со Штирлицем, режиссер присутствовал. Первоначально собирались снимать эту сцену в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но что-то сорвалось. В результате снимали в павильоне «Мосфильма» номер один с участием массовки — 500 человек. Все сверкало и переливалось. Знаменитая чешская фирма «Яблонекс» создала большую часть бижутерии. Нескольким московским и ленинградским музеям принадлежали огромные люстры размером два с половиной на два с половиной, каминные часы, фонари, подсвечники.
На фоне всех этих роскошных нарядов и великолепной обстановки Бондарчук матюгался как сапожник. Одна из участниц съемок вспоминает: «Часа так в три ночи задремала я у колонны. Подлетает Бондарчук: «Где ваш генерал, так и растак?»
Режиссер — профессия очень нервная, а тем более в таком масштабном фильме. Во время съемок Бондарчук чуть не умер — случилась клиническая смерть. Его спасли, но съемки приостановились на 45 дней.

«Война» окончена. И «мир» тоже

Решено было не дожидаться окончания съемок всех четырех серий. И выдать две серии на-гора. Премьера, торжественная и помпезная, состоялась в Кремлевском Дворце съездов. Затем эти две части отправили на Московский кинофестиваль. Естественно, официальный успех, естественно, главный приз. Международный фестиваль в Венеции — фурор, все гондолы от восторга перевернулись. Успешная народная премьера в столичном кинотеатре «Россия». Но, пардон, оставалось ведь еще снять две серии.
С четвертой было сложнее. Ажиотаж постепенно спадал, надо было соответствовать успеху первых серий, а это непросто. Пожар Москвы, дома из фанеры и картона, мародерство французских солдат на Красной площади… Все устали, у Бондарчука даже появился дублер — журналист районной газеты из Волоколамска Юрий Девочкин (не Деточкин — Девочкин). Похожий на Сергея Федоровича комплекцией, он подменял его в некоторых сценах — в плену, в схватке с французскими солдатами.
Съемки, которые велись с 7 сентября 1962 года до 28 октября 1966 года, постепенно подходили к концу. Бондарчук отправился в санаторий, затем в Париж. То, что каждая последующая серия пользовалась в прокате меньшим успехом, чем предыдущая, никого уже не интересовало. Факт остался фактом — был снят самый крупный советский блокбастер ценой 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей. В прокате «Война и мир» окупила себя блестяще — четыре серии фильма собрали свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. А гонорар Сергея Бондарчука составил 21679 рублей за режиссуру и 20100 рублей за роль Пьера, итого почти 42000 настоящих советских рублей.
Налицо был шумный успех в Каннах на внеконкурсном показе. Кстати, пока Бондарчук с Тихоновым и Савельевой были на Лазурном берегу, Элен Безухова — Ирина Скобцева родила Бондарчуку богатыря, мальчик родился в героический день — 9 Мая. Его хотели назвать Тарасом — в честь Шевченко, затем Андреем — в честь Андрея Болконского (Андрея Шевченко тогда еще никто не знал). Но вскоре у Бондарчука умер отец — Федор Петрович — и новорожденного назвали Федей. Так был зарегистрирован популярный нынче Федор Бондарчук собственной персоной.
И был «Оскар» за лучший иностранный фильм 1968 года, была-таки Книга рекордов Гиннесса за самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек. И то, что было с Бондарчуком потом: кризис, огульная критика на V съезде кинематографистов, темная история с сериалом «Тихий Дон». Но все это не имело уже особого значения: мировая история раскрыла Бондарчуку объятия раз и навсегда.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Чиновники не заметили потопа

[1K] Инфраструктура :: Чиновники не заметили потопа Ливень и шквальный ветер, обрушившиеся на столицу Крыма вечером 19 октября, во всей красе вновь продемонстрировали неготовность города принять на себя удар стихии. За три неполных часа, пока бушевала гроза, улицы Симферополя, особенно в...

Как охраняют музейные сокровища Крыма

[1K] Соцзащита :: Как охраняют 
музейные сокровища Крыма Из новостей искусства главной на этой неделе была криминальная — о краже картины Василия Поленова из севастопольского музея им. Крошицкого. Полотно великого русского художника среди бела дня подменили цветной ксерокопией. Выяснилось, что верхний...

Игра не в масть с президентскими картами

[1K] Политика :: Игра не в масть с президентскими картами ровалив первую попытку президента Виктора Ющенко утвердить Юрия Еханурова в должности премьер-министра Украины, депутаты показали главе государства силу оппозиции и поставили его перед выбором: остаться у руля страны виртуозом дипломатии или...

Крым съел «чужого» премьера и ждет «своего»

[1K] Политика :: Крым съел «чужого» 
премьера и ждет «своего» Анатолия Матвиенко, проработавшего в Крыму 4 теплых месяца, можно было бы назвать «курортным премьером», если бы далеко не курортные условия, в которых ему пришлось работать. Он, оставаясь чужаком для местного политического междусобойчика, так и...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

Нужна помощь
 
 
глас народа
 
Авторские материалы
 
ГНА в Крыму

 
Новый гражданин
 
Громадська кампанія Новий Громадянин
 
ГлобальныеВЕРСИИсегодня
Что в глобальных процессах, изменяющих мир, жизненно важно? Что отбрасывает общество назад? Какие ожидаются ближайшие перспективы?
 
 
читательский топ
 
 
Новости партнеров
 

 

 
Яндекс цитирования Украинский портАл