Категории
 
архив
 
85 < 86 > 87



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Крымский туризм — «сто лет негостеприимства»

/АЛЕКСЕЙ ПОПОВ/

За рубежом систему учреждений, занимающихся обслуживанием туристов, принято называть «индустрией гостеприимства». В отечественной практике турист — зачастую мученик, вынужденный мириться с неудобствами ради пары недель в Крыму.

Отправной точкой для развития туризма в дореволюционной России стало создание в 1890 г. Крымского горного клуба и его ялтинского отделения. На Чатырдагском плато был построен первый в стране горный приют. Он представлял собой крошечный домик с земляным полом, где одновременно могли разместиться несколько человек. Здесь отсутствовали какие-либо удобства, зато имелась «Книга отзывов»: «Домик клуба в беспорядке, стекол нет, двери не завершены, сор не убран… Пещеры… полны воды, сыро, скользко…»
В крымских городах имелись и десятки довольно комфортабельных частных гостиниц. Однако цены за проживание здесь многим казались астрономическими. В связи с чрезвычайной дороговизной наемного жилья и продуктов питания нередко приходилось мириться с самыми примитивными бытовыми условиями. В 1911 г. на эту проблему обратил внимание ялтинский градоначальник Думбадзе: «Учащиеся валяются на полу даже без всякой подстилки, а что касается их пищи, то она внушает прямо жалость…»
Революционные события 1917 г., Гражданская война, разруха и голод на несколько лет прервали курортную жизнь Южного берега Крыма. Лишь к лету 1923 г. сложились необходимые условия для организации первого в СССР туристического маршрута всесоюзного значения: Москва — Бахчисарай — Коккоз (Соколиное) — Ай-Петри — Кореиз — Ялта — Алушта — Севастополь — Москва. По пути следования туристов на территории южнобережного и горного Крыма были открыты несколько примитивных турбаз. Заведующая одной из них впоследствии вспоминала: «С современным сервисом та наша база не имела ничего общего… Кроватей, подушек не было. Матрацы сенные, а постельное белье, одеяла, полотенца привозили экскурсанты сами. Было в чем варить … но не было из чего есть…»
В начале 30-х гг. на территории Крымской АССР уже действовали 17 турбаз, способных одновременно принять около 5000 человек. Все они принадлежали Всесоюзному добровольному обществу пролетарского туризма и экскурсий и в большинстве своем были рассчитаны на прием туристов в теплое время года. Побывавшие на крымских турбазах того времени туристы нередко жаловались на отсутствие здесь самого необходимого, в первую очередь постельного белья и столовой посуды. В 1934 г. газета «Красный Крым» писала о том, что одна из крупнейших на территории Советского Союза Ялтинская турбаза имеет в своем распоряжении «на 500 туристов… 15 стаканов».
Чтобы исправить положение, Совет народных комиссаров Крымской АССР взял под свой контроль подготовку туристско-рекреационной инфраструктуры полуострова к сезону 1935 г. На всех турбазах был сделан ремонт, построены новые банно-прачечные комплексы, спортплощадки, танцплощадки и здания столовых. Впервые за годы существования советской власти все крымские турбазы были на 100% обеспечены постельным бельем, о чем говорилось как о большом достижении.
Однако уровень обслуживания пролетарских туристов остался далеким от идеала. Побывавшие летом 1935 г. на Севастопольской турбазе туристы оставили такие пожелания: «Улучшить питание в качественном отношении… устранить антисанитарное состояние уборных и умывален… устранить наличие клопов».
Принципиально иным был подход к организации обслуживания зарубежных гостей, посещавших «красную Ниццу» по путевкам «Интуриста». Иностранцам старались угодить изо всех сил, чтобы у них остались самые радужные впечатления о пребывании в «стране победившего социализма». Однако и иностранцы зачастую оставались недовольны качеством местного сервиса, хотя их проблемы могли вызвать у наших соотечественников лишь снисходительную улыбку. В то время как пролетарские туристы питались одной пшенной кашей и спали на деревянных нарах, поставленных прямо под открытым небом, вояжеры из-за рубежа сетовали на дороговизну лимонов в буфете, дефицит горячей воды, отсутствие канцелярских принадлежностей (?!) в гостиничных номерах.
В одном из документов 20-х гг. отмечалось, что работники крымских турбаз в большинстве своем «грубы, невнимательны, бесхозяйственны, равнодушны к требованиям гигиены и запросам отдыхающих». Если пролетарский турист воспринимал хамское отношение к себе почти как должное, то иностранцев оно не только удивляло, но и возмущало. Некоторые из них, подобно герою известного стихотворения Самуила Маршака мистеру Твистеру, пытались добиться предупредительного отношения к себе со стороны интуристовских горничных, официантов и администраторов привычным для капиталистического мира путем «материального стимулирования». Но сотрудники «Интуриста», уличенные в получении чаевых из рук зарубежных гостей, привлекались к уголовной ответственности.
В послевоенный период уровень сервиса на турбазах и в домах отдыха Крымской области начал постепенно повышаться. Но… даже гости из дружественных социалистических стран напрочь отказывались понимать, почему путешествующие семейные пары должны ночевать в номерах на 10 — 12 человек, где отсутствовали уборная и душевая, но зато присутствовали стационарная радиоточка и транспарант с надписью «Добро пожаловать», переведенной на один из европейских языков.
В периоды застоя и перестройки санатории, дома отдыха и турбазы в пик сезона не могли принять многомиллионную армию желающих отдохнуть и оздоровиться в Крыму. Крымские пляжи заполонили лица, путешествующие на свой страх и риск, без путевок каких-либо организаций. До войны их называли «самотеком», в послевоенный период — «дикарями». «Дикарям» тоже хотелось видеть на крымской земле оборудованные под палаточные лагеря места, автокемпинги «в трех шагах от моря», пункты проката туристского снаряжения. Однако на практике они были полностью предоставлены сами себе, отчаянно сражаясь за место под ласковым крымским солнцем. А для местных властей неразрешимой проблемой стал даже такой простой вопрос, как завоз в магазины курортных городов Крыма в летний период необходимого количества мясных консервов и спортивной обуви.
Каждое лето центральная и крымская пресса пестрела материалами с характерными заголовками: «Не хотим быть пасынками туризма», «Ухабы туристских троп», «Рюкзак проблем», «Гостеприимство в дефиците», «Путешествие при свечах» и т. п. Однако многие из поднятых в этих публикациях проблемных вопросов остаются актуальными до сих пор.
Маркетинговые исследования, проведенные на рубеже ХХ — XXI вв., показали, что значительная часть туристов, посещающих Крымский полуостров, по-прежнему была недовольна организацией их размещения и питания, антисанитарным состоянием пляжей и улиц в приморских городах, неудовлетворительным уровнем культуры обслуживания, несоответствием высокой цены и низкого качества предлагаемого сервиса. Увы, «век негостеприимства» в развитии крымского туризма не закончился и поныне, а путешествие в Крым, вопреки здравому смыслу и мировым традициям гостеприимства, пока что так и остается для большинства гостей нашего полуострова настоящим испытанием.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Краеведение:

 

Арабатская стрелка песка и тайн

[1K] Жизнь :: Арабатская стрелка песка и тайн Странное это место — Арабатская стрелка. Кажется, что именно здесь и есть край земли, который сжимают Сиваш и Азовское море. Тянется стрелка более чем на сто километров. Степь у основания косы несколько веков подряд люди пытались сделать...

На кладбищах полуострова — заросли кактусов

[1K] Краеведение :: На кладбищах полуострова — заросли кактусов Откуда взялось это колючее растение в наших краях? Почему кактусы облюбовали кладбища? Здесь они образуют целые заросли. Кактусы эти не боятся морозов и зимних ветров. Странно, ведь они считаются теплолюбивыми растениями.

Опунция —...

Море победило ялтинскую канализацию

[1K] Соцзащита :: Море победило ялтинскую канализацию Этот летний сезон, как на грех, сопровождается печальными происшествиями, причем как мнимыми, так и реальными. Вот и ныне после оползня в Каче, лже-холеры и ВИЧ-инфицированных шприцев новая напасть: прорыв коллектора и выброс в море неочищенных...

Полуостров обрастает мусором, заводы — только на бумаге

[1K] Инфраструктура :: Полуостров обрастает мусором, 
заводы — только на бумаге На полуострове накопилось около 26 млн. тонн отходов, и эта цифра ежегодно увеличивается на 4 миллиона. Критическая ситуация сложилась в Симферополе, Ялте, Алуште, Феодосии, Евпатории, Старом Крыму, Коктебеле, Октябрьском, Красногвардейском,...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Беременный... мужчина
  • Муравьи боятся сала... с чесноком
  • Честный бизнесмен, или Крестный отец одесского криминалитета
  • Ежевика любит солнце и влагу
  • Вредители вешенки: насекомые, грызуны и плесень
  • Выгляни в окошко — дам тебе горошка… и зеленого, и сушеного
  • Восемь кризисов нашей жизни
  • Болезнь барона Мюнхгаузена
  • «Готов был грызть корабельную цепь» и убивать
  • Вендетта горводоканала: села останутся без воды
  • Больше года безногий крымчанин был в рабстве в России и Молдавии
  • Хранилище... с телами младенцев
  • Бунт молочников
  • Севастопольцев опять ждет холодная зима?
  • Убийство Белого раскрыто?
  •  
    Яндекс.Метрика