В последние годы ученые, занимающиеся вопросами онкологии, все
чаще делают обнадеживающие прогнозы по поводу смертности от опухолевых
заболеваний. Так, директор американского Национального института рака Эндрю фон
Эшенбах после ряда длительных исследований пришел к выводу о том, что через 10
лет люди перестанут умирать от рака.
По мнению этого эксперта, ученые и медики находятся «на грани
превращения мечты в реальность» и есть все основания полагать, что
онкологические заболевания будут взяты под контроль к 2015 году.
«Этого вы никогда не слышали прежде — к 2015 году мы можем
устранить страдания и смерть от рака, — заявил доктор, который и сам трижды
сталкивался с этой болезнью. — Теперь мы имеем недоступные еще 5 лет назад
инструменты, такие, к примеру, как технология магниторезонансного отображения.
Это означает, что мы уже способны остановить развитие болезни так, чтобы
пациенты могли жить с раком, но не умирать».
Его заявление подтвердили и другие ученые, отметившие, что
если 20 лет среди заболевших раком выживало только 32%, то сегодня уже — 64%.
Учитывая, что онкологические заболевания угрожают в течение
жизни половине мужчин и одной трети женщин, оптимистический прогноз признанного
в мировой онкологии эксперта должен обнадежить очень многих. Кстати, уже сегодня
Международная ассоциация борьбы с раком отмечает, что при своевременном
обнаружении рак толстого кишечника благополучно излечивается в 90% случаев.
Тем не менее даже избавление от смертельной угрозы не
избавляет от тех бед и проблем, которыми чревата для человека эта болезнь. А
значит, вопрос профилактики раковых заболеваний по-прежнему остается
первостепенным.
Новое об антиканцерогенах
Антиканцерогены — вещества, содержащиеся в продуктах, которые
способны снизить уровень зашлакованности человеческого организма и тем самым
уберечь от многих опасных недугов. Так, британские исследователи пришли к
выводу, что предотвратить заболевание раком толстого кишечника способна сырая
морковь. Эта ее способность, по мнению исследователей, обусловлена содержащимся
в ней веществом под названием фалкаринол, которое защищает корневище моркови от
грибковых поражений. Но фалкаринол обладает противораковыми свойствами лишь в
том случае, если морковь употребляется в сыром виде; вареная морковка в этом
случае совершенно бесполезна.
По данным другого исследования, предотвратить рак кишечника
помогает также пища, обогащенная кальцием. Исследование, проведенное на большом
эпидемиологическом материале (45 тысяч женщин наблюдались в течение 8,5 лет),
показало, что у женщин, ежедневно потреблявших 800 мг кальция и более, риск
заболевания раком толстого кишечника был на 26% ниже, чем у тех, кто потреблял
менее 530 мг кальция. Реже всего рак возникал у тех женщин, которые потребляли
богатую кальцием пищу и в дополнение к этому принимали препараты кальция, — для
них риск заболевания был на 46% ниже.
Немецкие ученые доказали, что кофе также обладает
антиканцерогенными свойствами. Правда, этот напиток не предотвращает рак
кишечника, но замедляет его развитие благодаря содержащемуся в нем веществу под
названием метилперидин. Аналогичное действие оказывает, согласно данным
исследователей из Техасского университета, и рыбий жир.
Недавно массив данных о пользе различных продуктов пополнился
еще одним, достаточно неожиданным исследованием. Согласно выводам медиков из
Корнуоллского университета (США), всего одно яблоко в день способно заметно
снизить для женщин риск заболевания раком груди. Если же количество яблок
увеличить, то терапевтический эффект становится еще заметнее.
Правда, исследование проводилось не на женщинах, а на крысах.
Животных кормили яблоками на протяжении 24 недель, что в масштабах человеческой
жизни примерно соответствует двум годам. Первая группа животных получала
ежедневно яблоки в количестве, соответствующем одному яблоку в день для
взрослого человека, вторая — эквивалент трех яблок, а третья практически сидела
на яблочной диете, поглощая в пересчете на человеческий эквивалент по 6 плодов в
день. В итоге оказалось, что заболеваемость раком груди у крыс первой группы
была на 17% ниже, чем у тех грызунов, которые не получали яблок. Во второй
группе снижение заболеваемости составляло 39%, в третьей — 44%.
В последнее время появляется все больше доказательств
синергических эффектов тех фитохимических веществ, что содержат в себе фрукты и
овощи. Заметим, что искусственные пищевые добавки, содержащие витамины и
микроэлементы, не в состоянии обеспечить такого эффекта.
Солнце не так опасно, но…
Все неоднократно слышали, что солнечная радиация вредна и
опасна — в частности, избыточное воздействие ультрафиолетовых лучей способствует
возникновению рака кожи. Однако два новых исследования, проведенных шведскими и
американскими медиками, неожиданно показали, что солнечный свет обладает и
обратным эффектом — он может останавливать рост некоторых злокачественных
опухолей. Шведские ученые из университета Упсалы совместно с датскими
исследователями обнаружили, что облучение ультрафиолетовыми лучами — как
солнечными, так и искусственными — уменьшает риск развития лимфомы на 30 — 40%.
Исследование проводилось при участии 3 тысяч больных лимфомой и такой же по
величине группы здоровых добровольцев.
Ученые из университета Нью-Мексико (США) изучали смертность от
самого злокачественного рака кожи — меланомы и ее связь с воздействием солнечных
лучей. К своему удивлению, они обнаружили, что больные меланомой, подвергавшиеся
более интенсивному солнечному облучению, умирали реже, чем те, кто не бывал на
солнце.
Ученые предполагают, что благоприятное влияние солнечных
лучей, возможно, связано с усилением выработки витамина D. Однако врачи
предостерегают от слишком оптимистичных выводов и настаивают на том, что для
предупреждения рака кожи все равно лучше обращаться с солнечными лучами
осторожно.