Категории
 
архив
 
414 < 415 > 416



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Юрий Богатырев — неприкаянный и неспасенный

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Юрий Богатырев — неприкаянный и неспасенныйСегодня уже очевидно, что Юрий Богатырев — один из лучших актеров второй половины ХХ века. В эти дни ему исполнилось бы 65 лет. Его уже давно нет с нами. Но когда в очередной раз по ТВ показывают «Двух капитанов», где он — наиподлейший Ромашка, или фильмы Михалкова, или «Дона Сезара де Базана» с поздним Богатыревым, мы всегда вспоминаем его с благодарностью. За то, что он был с нами.

Сильный слабый человек

Удивительно мягкий, органичный артист, самобытный художник, проживший чуть более сорока лет. В жизни большой и рыхлый, с огромными неуклюжими руками (приятели называли его руки верхними ногами), добрый, трепетный, казалось, мухи не обидит.
Долгое время его видели в ролях героев, в том числе и по ТВ. Мартин Иден, герцог Орсино из «Двенадцатой ночи» Шекспира, в большом кино чекист Егор Шилов в знаменитой картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», в театре политрук Фурманов в «Мятеже». Казалось бы, железные герои, несгибаемые. Но чувствовалось: есть в этом героизме и суперменстве какая-то странность.
Когда в «Своем среди чужих» по сценарию требовалось ударить по лицу Александра Кайдановского, игравшего ротмистра Лемке, для Богатырева это стало мучительной проблемой. Но надо было — и он ударил, и на лошади скакал, и в реку прыгал с риском для жизни. Выглядел законченным суперменом, хотя и странная мягкость никуда не делась, тоже работала на роль. Очень скоро стало очевидно, что Богатырев прежде всего талантливый характерный актер.
«Свой среди чужих» (Шилов), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Войницев), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Штольц), «Родня» (Стасик), «Очи черные» (губернатор). Даже в «Рабе любви», где роли для Богатырева вроде не было, он сыграл человека, о котором все говорят, приезда которого ждут, — легендарного актера, звезду немого кино Максакова.
Юрий Богатырев был подлинным соавтором режиссера Никиты Сергеевича Михалкова, начиная со студенческой его работы. Он придумал плоскостопие для чеховского Войницева и многое другое, всегда точно выстраивал внешний рисунок роли. С какой потрясающей пустотой разглагольствует он в роли того же Войницева с фарфоровой коровой под мышкой.
А как он танцевал в «Родне» с Нонной Мордюковой! Именно Богатыреву предназначал Никита Михалков и роль генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», но эту роль артист просто не успел сыграть. Можно сказать, в фильмах Михалкова Богатырев брал реванш за не очень удачную театральную судьбу, и звездой его сделало именно кино.

Его Ромашова ненавидела вся страна

Нет, в способностях Юрия Богатырева никто никогда не сомневался. Мальчик, родившийся в Риге в семье военного, с детства увлекался театром, много читал, подкупал своей расположенностью к людям, мягкостью и интеллигентностью. Дружил в основном с девчонками, увлекался кукольным театром. Легко поступил в Щукинское училище на курс к Юрию Катину-Ярцеву. Курс был сильный — с Богатыревым учились Наталья Гундарева, Константин Райкин. И в «Современник» Богатырев поступил достаточно просто, быстро стал там своим. Его считали в театре хорошим актером, но не числили актером большим. Это отношение сохранилось и во МХАТе, куда Богатырев пришел работать позднее. Хотя, допустим, в эфросовском «Тартюфе» он играл замечательно смешно. Его Клеант был потрясающе нудным и все свои многословные монологи выпаливал с пулеметной скоростью.
Сыграл он во МХАТе и героическую роль Фурманова в спектакле «Мятеж», причем вошел в уже готовый спектакль, где не хватало лишь главного героя. Был убедителен, создавая образ непогрешимого красного командарма, не менее убедителен, чем в роли подлеца Ромашова (телесериал «Два капитана») или милого Филиппка («Объяснение в любви»).
Кстати, Ромашов его, извините за признание, получился куда более интересным и убедительным, чем кристально чистый Саня Григорьев в исполнении Б. Токарева. Во всяком случае, этого Ромашку можно было если и не простить, то уж понять точно. Хотя многие зрители телевизионного Ромашова ненавидели люто и искренне, а порой и невольно переносили это отношение на самого артиста, не подозревая, какой хороший человек на самом деле Юра Богатырев. Что поделаешь, если роли подлецов он играл виртуозно (можно вспомнить еще и пианиста Марка из телеспектакля «Современника» «Вечно живые»).

Странный одиночка

Юрий Богатырев был удивительно многогранным актером. У него не было ни одного провала, везде попадание в десятку. При этом талантливо рисовал. Абсолютно успешный человек, сделавший блестящую карьеру, народный артист. Живи, казалось бы, и радуйся.
Однако радоваться получалось не очень. Мешал и сложный характер — говорят, Богатырев мог легко обидеться на кого-то и столь же легко простить обидчика, был излишне сентиментален, неспокоен, импульсивен. Плакал по поводу и без. Ссорился с коллегами — Анастасией Вертинской, Александром Калягиным. Потом мирился.
Бесспорно, накладывали отпечаток, мягко говоря, странные отношения с женщинами. Богатырев не создал семью, был одинок. В своих партнерш — Елену Соловей, Анастасию Вертинскую, Ию Савину — влюблялся моментально, но только возвышенно и романтично. Посещал спектакли с участием Ольги Яковлевой, был ее верным рыцарем и поклонником. Ходили слухи о его серьезных отношениях с бывшей актрисой Надеждой Серой, журналистом и переводчицей Клариссой Столяровой, о том, что Юрий Георгиевич предпочитает общаться с женщинами старше его. Уже после смерти Богатырева все больше и больше стали говорить о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Действительно, у него в квартире долгое время жили симпатичный администратор МХАТа Василий Росляков, официант Саша Ефимов (кстати, пришедший на похороны Богатырева в Юрином пальто и повесившийся вскоре после смерти артиста).
Говорят, Богатырев достаточно поздно осознал свою непохожесть на других и не бравировал этой «особенностью», а очень переживал. Оставаясь глубоко одиноким человеком, он обрастал многочисленными друзьями, в том числе и весьма сомнительными, причем количество их резко возрастало, когда у артиста водились деньги, а в деньгах он недостатка не испытывал — много и успешно снимался.
А во МХАТе его научили пить, что тоже не способствовало укреплению душевного здоровья. Порой он напивался болезненно, не мог выйти из этого состояния, срывал спектакли. Все это сказывалось на здоровье актера, больницы ему не очень помогали. Ритм работы во МХАТе тем не менее не снижался. Богатырева возили на машине в театр на спектакли, привозили из театра. Артист менялся, в том числе и внешне. Вспомните его последний фильм — «Дон Сезар де Базан». Трудно было узнать любимого актера в одутловатом болезненном человеке, изображавшем короля.
Богатырев и умер нелепо. Получил большой гонорар за «Очи черные», у него дома собралась компания, началось веселье. Когда Юрию внезапно стало плохо с сердцем, никто и не подумал, что это так серьезно. Приехала первая «скорая», потом вторая. Богатыреву сделали укол в сердце, и этот роковой укол на фоне присутствия алкоголя в организме привел к летальному исходу. Спасти артиста не удалось. Из его квартиры пропали деньги, дорогая коллекция книг о живописи… Случилось это в феврале 1989 года.
Сегодня уже совершенно другая жизнь, но какие-то вещи остались незыблемыми, не поддающимися переоценке. Среди таких постоянных величин — талант Юрия Богатырева, умевшего быть трогательным и смешным одновременно, стремившегося избегать халтуры в работе на сцене и экране, всегда остававшегося настоящим профессионалом, вызывающим подлинное уважение. Запомним его ранимым, безумно одиноким человеком, со стороны казавшимся вполне благополучным.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Весенний призыв: 22 человека на место

[1K] Соцзащита :: Весенний призыв: 22 человека на место Попасть в армию сегодня, оказывается, сложнее, чем… поступить в вуз. Не верите? Во время последней вступительной кампании в Крыму конкурс 4 — 5 человек на место считался высоким. А вот из 22 тыс. подлежащих вызову в призывные комиссии крымских...

Темная сторона, или Почему крымчане теряют зрение?

[1K] Соцзащита :: Темная сторона, или Почему крымчане теряют зрение? Немало людей стараются особо не задумываться о своем будущем через 20 — 30 лет — дескать, если доживу, там видно будет… А если не будет? То есть зрение упадет настолько, что придется отказаться от, например, чтения, просмотра любимых телепередач,...

За 80 тыс. грн. селянам скажут, что сеять

[1K] Инфраструктура :: За 80 тыс. грн. селянам скажут, что сеять С 2013 года в Украине начнут штрафовать агропроизводителей, выращивающих сельхозкультуры без научного обоснования. Изготовление же столь нужного в аграрной деятельности проекта землеустройства, обеспечивающего эколого-экономическое обоснование...

Мэр Алупки Толстоног стал первым претендентом на импичмент

[1K] Политика :: Мэр Алупки Толстоног стал первым претендентом на импичмент Депутатам горсовета не хватило настойчивости и опыта, чтобы вынести вотум недоверия голове южнобережной Алупки. Вопрос отложен на неопределенный срок.
Скандал начался с нашумевшей истории о строительстве отеля по соседству с Воронцовским...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Майор МВД получил 13 лет за секс со школьницами
  • У казака Храмова отбирают симферопольскую привокзальную площадь?
  • Прокуратура: дела наши скорбные
  • Штрафы за дорожные нарушения снова выросли
  • Насколько близка Украина к дефолту?
  • Как самостоятельно построить теплицу
  • Сезон травли
  • Встречайте «Белую гвардию»
  • Владимир Константинов: «Такого уровня коррупции, как прежде, уже не будет»
  • В масках и с обрезом на близких родственников
  • На симферопольской сцене Райкин-сын и Настя-пылесос
  • «Оскар»: победители ликуют. Голливуду стоит задуматься
  • Кражи из машин — самое распространенное преступление
  • Десятиклассник погиб, защищая подругу
  • Разумное голодание продлевает жизнь
  •  
    Яндекс.Метрика