рубрики
 
 
архив
 
37 < 38 > 39


E-mail рассылка
 
отписаться
 
Поиск
 
расширенный поиск
 
Загрузка ...
 

Циничный романтик Олег Стриженов

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ /

[1K] Телемир :: Циничный романтик Олег СтриженовСмотрю по ТВ фильм «Вместо меня» и не могу поверить — неужели это тот самый Олег Стриженов, красавец из красавцев, восхищавший когда-то всю женскую часть бескрайней страны? Какой-то холод, опустошение, ощущение какой-то безмерной усталости. От образа это идет или от актера? Не знаю…
В эти дни стриженомания вновь правит бал, как когда-то. Да, красавцы стареют, но в дни юбилеев к ним возвращается их победительная молодость. Олегу Стриженову — 75.
Юные журналисты, вычитав где-то в Интернете, что Стриженов отказался когда-то от роли Андрея Болконского в киноэпопее Бондарчука «Война и мир», подают сегодня это событие как главное в жизни Олега Александровича. Какая чепуха! Вячеслав Тихонов, в отличие от Стриженова, этого самого князя Андрея сыграл, и в Наташу Ростову влюбился, и о знаменитом дубе порассуждал, и полежал на поле брани, долго глядя на небо Аустерлица, но всенародная слава пришла к нему позднее, когда сыграл он молчаливого, совсем не героического внешне Штирлица.
А к Стриженову эта самая слава пришла в молодости, когда он предстал на экранах страны гордым Артуром Риваресом — легендарным Оводом. Как он кричал в этой роли, какие делал глаза, как швырял об пол пресловутый крест, порывая с продажной религией и со своим тайным отцом кардиналом Монтанелли. Кардинала играл Николай Симонов, артист просто бешеного темперамента, и папа с сыном соревновались, кто кого «переактерит». Стриженов играл не только шрам на лице своего повзрослевшего героя, но и шрам на сердце. И революция, извините, была тут абсолютно не при чем. Вынужденное существование в мире лжи и двойной морали, необходимость скрываться, выдавать себя Бог знает за кого, невозможность любить, тяжкий крест одиночества — вот что жгло героя Войнич в исполнении молодого артиста. Кстати, фильм снимался на Ялтинской киностудии, так что вполне можно сказать, что слава Стриженова начиналась у нас, в Крыму.
Второй удачный киновыстрел сына военного Олега Стриженова — роль военного, поручика Говорухи-Отрока в экранизации произведения Б. Лавренева «Сорок первый». Может быть, это была самая гармоничная его роль, где ему не пришлось рвать страсти по пустякам. Одним своим присутствием на экране его аристократичный белогвардеец оттенял смешную и грубоватую красную Марютку в исполнении Изольды Извицкой. Дуэт, заложенный в литературной основе, точно выстраивался и на экране. Фильм Григория Чухрая был показан в Каннах. Стриженова стали называть советским Жераром Филиппом.
Как и любое сравнение, это сравнение сильно хромало (хромало примерно так, как герой Стриженова Овод). Жерар Филипп при всей своей романтичности был ненатужно обаятелен и открыт. Олег Стриженов при той же внешней романтичности был очень даже закрытым актером, смотрящим на мир отнюдь не так светло, как знаменитый французский Фанфан-Тюльпан. С возрастом это стало очевиднее — Олег Александрович все больше становился похож на своего брата Глеба Александровича, тоже актера, который в красавцах, однако, никогда не ходил, играл все больше или отрицательные роли, или каких-то странных людей. Невозможно забыть прозрачные, водянистые глаза Глеба, но ведь у Олега, присмотритесь, они точно такие же.
Конечно, он всегда был больше типажем, чем актером. Одно время — очень востребованным типажом. Роли шли обоймой. И все эпохально, все классика. Был Петруша Гринев с хрестоматийным заячьим тулупчиком («Капитанская дочка»), отважно сражавшийся с плохим Швабриным, в роли которого очень смешно сегодня видеть пана Поэта из телевизионного «Кабачка «13 стульев» — Вячеслава Шалевича. Был роковой Германн из пушкинской же «Пиковой дамы», самая сложная, по признанию Стриженова, его роль. Это был фильм-опера, пел за него тенор Зураб Анджапаридзе, но Стриженову пришлось выучить всю вокальную партию, чтобы в точности соблюсти и артикуляцию, и напор страстей. Был величественный русский путешественник Афанасий Никитин («Хождение за три моря»), безусловно положительный, свой даже для специфического индийского народа.
Слишком хорошо — это тоже нехорошо. Стали поговаривать, что Стриженов повторяется. И правильно стали поговаривать, он действительно повторялся, потому что всегда относился к актерам — носителям одного образа. Если вам этот образ нравится — все рады. Если нет — уходи, надоел.
Притчей во языцех стал и нелегкий характер кумира. Он был капризен, правда, эту капризность уважительно называли требовательностью, но дела это не меняло. Он срывал съемки, скандалил во время работы — часто из-за мелочей, отказывался от многих ролей, не только от Андрея Болконского. Его ведь приглашали и на Ихтиандра в «Человеке-амфибии». Правда, и там его папу — ученого Сальватора — должен был играть Николай Симонов, тот самый, который играл кардинала Монтанелли в «Оводе». Это было бы уже слишком.
Наконец, Стриженов пил — о чем сам подробно написал в своей книге «Исповедь». Тут уж не знаешь — недостаток это или достоинство, особенно для специфической актерской братии, но стабильному творчеству это уж точно не способствовало.
Его актерская популярность жила волнами. Он то вдруг выходил на театральную сцену, да не какую-нибудь, а МХАТа — играл в «На всякого мудреца довольно простоты», «Чайке», «Без вины виноватых», «Марии Стюарт», играл ведущие романтические роли. Но и там не ужился. Периодически играл в кино — декабристов и советских разведчиков. Но это все уже было не то.
Он один раз вернулся к собственной легенде — сыграв уже в зрелом возрасте летчика Егорова в фильме Ускова и Краснопольского «Неподсуден». Любовный треугольник: Стриженов — Максакова — Куравлев. Конечно, все козыри были на руках у Стриженова (тем более Куравлева в этом фильме сделали лысым). А тут — летная форма, в которой О.А.С. был совершенно неотразим. С ним рядом не стояли ни ранние кинолетчики — Крючков, Меркурьев, Жаров, Кадочников, ни более поздние герои «Экипажа» — актеры Жженов, Васильев и Филатов. Страна снова выразила готовность его обожать.
Но было уже поздно. Это был привет из его молодости, которая осталась в прошлом.
Его последняя заметная роль в картине «Вместо меня» знаменательна тем, что он появился на экране в дуэте с Сергеем Безруковым. Сергей тогда еще не был овеян славой «Бригады», это был подающий надежды молодой симпатичный актер, но его работа рядом с бывшей легендой выглядела символичной. Тем более по сюжету парализованный герой Стриженова нанимал героя Безрукова за большие деньги с тем, чтобы тот испытал за него все те радости, которых лишен был семидесятилетний больной старик.
Это было пророчество — потому что вскоре Безруков по сути занял в российском кинематографе ту нишу романтического героя, которую когда-то занимал Стриженов.
Теперь Олег Александрович вполне мог спокойно уйти в историю кинематографа — место ему там давно обеспечено. Тем более рядом третья, самая «долгая» его жена — Лионелла Скирда-Пырьева, которая до этого побывала в супругах у крупного режиссера и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, а после кончины Ивана Александровича вспомнила, что у нее давняя взаимная любовь с Олегом Стриженовым.
Жена — рядом, сын — ведущий утренней программы на Первом российском канале. Для 75 лет Стриженов выглядит замечательно, расчетливо меняя костюмы для юбилейных интервью разным телеканалам. Вот только внутренне — нескрываемое опустошение, скепсис, даже какой-то душевный распад.
Так обычно бывает с записными романтиками, когда они покоряют вершину преклонного возраста.

комментариев:3   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Месяц президентской кампании

[1K] Политика :: Месяц президентской кампании Вот и прошел первый месяц избирательной кампании. В городах и весях появились биг-борды с портретами Виктора Януковича, кандидаты в меру сил и отпускных возможностей встречаются с народом, а наблюдатели отрабатывают свой нелегкий хлеб, фиксируя...

Короткая жизнь Геши из Мукачева

[1K] Криминал :: Короткая жизнь Геши из Мукачева В небольшом закарпатском селе Куштановица, расположенном неподалеку от Мукачева, покоится весьма уважаемый односельчанами человек — в прошлом простой колхозный водитель, потом депутат областного совета Михаил Токарь. Похоронен этот достойный муж...

Симферопольцы попали в водную ловушку на Украинке

[1K] Соцзащита :: Симферопольцы попали 
в водную ловушку на Украинке В редакцию «1К» обрушились звонки от жителей микрорайона Украинка: вот уже более недели при въезде на улицу Леси Украинки стоит огромная лужа длиной несколько десятков метров и более чем внушительной глубины. Пешеходы увязают в ней по колено,...

Варшавская трагедия — суд над победителями

[1K] Политика :: Варшавская трагедия — суд над победителями Наша ближайшая соседка — Польша — в эти дни отмечает 60-летний юбилей Варшавского восстания, которое называют одним из самых трагических событий Второй мировой войны.
1 августа 1944 года Армия Крайова (Армия страны), подчиняющаяся...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

Нужна помощь
 
 
глас народа
 
Авторские материалы
 
ГНА в Крыму

 
Новый гражданин
 
Громадська кампанія Новий Громадянин
 
ГлобальныеВЕРСИИсегодня
Что в глобальных процессах, изменяющих мир, жизненно важно? Что отбрасывает общество назад? Какие ожидаются ближайшие перспективы?
 
 
читательский топ
 
 
Новости партнеров
 

 

 
Яндекс цитирования Украинский портАл