Категории
 
архив
 
263 < 264 > 265



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Свое кино снимал он сроду и про людей, и про уродов

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ /

[1K] Телемир :: Свое кино снимал он сроду и про людей, и про уродовРежиссер Алексей Балабанов отметил свое 50-летие. И дата, приятная во всех отношениях, и режиссер известный, ни на кого не похожий, со своим прикидом. И сам странный, и кино снимает странное.

В чем сила, брат?

Посмотришь на него на съемочной площадке, как он в тельняшечке прогуливается или в сплошной джинсе, да при черных очках, да в какой-нибудь диковинной шапочке, — ни за что не скажешь, что это режиссер, строгий командир кинопроизводства. Явно залетел в мир кино откуда-то со стороны. Так и есть. Действительно, со стороны. Учился на переводчика, работал переводчиком. Стажировался за границей, поклонялся ей, потом разочаровался и выразил это разочарование в полной мере во втором «Брате», где Данила Багров жестко расправлялся с американской мафией.
Только позднее Балабанов оказался на высших режиссерских курсах. Уже тогда стало понятно, что этот постановщик ни на кого не похож и кино его будет нравиться далеко не всем.
При этом режиссер очень органично существует в этом мире. Ведь именно Балабанов создал много заметных фильмов, среди которых «Брат» и «Брат-2» — картины не просто известные, но культовые.
Культовость «братской» дилогии Балабанова не только и не столько в напряженном сюжете, умело снятых потасовках и перестрелках, сколько в новом типе главного героя. Кому тут надо сказать спасибо — режиссеру или актеру Сергею Бодрову, сыгравшему Данилу Багрова настолько убедительно и неожиданно, что многие ахнули, не нам решать. Наверное, благодарить нужно обоих. Похоже, этих особенных людей свела судьба и подсказала: вы нужны друг другу. Балабанов очень умело поместил Бодрова в рамки нестандартных предлагаемых обстоятельств — и тот настолько достоверно жил в этих самых обстоятельствах, по сути, ничего не играя, что тем самым блестяще выполнял режиссерскую задачу, ничего при этом специально не выполняя.
Багрова сразу же приняли за своего, настолько в нем все сошлось для поколения. Но вместе с одним братом приняли и другого — Виктора Сухорукова. Витек до этого был «типчиком», мыкался, скитался, его актерская карьера не складывалась. В том, что Сухоруков стал суперпопулярен, во многом заслуга Балабанова, который любит занимать нестандартного артиста в своих фильмах.
Сегодня актер для зрителей и противоречивый «бедный» Павел I, и нелепый зек, изображающий в драмкружке в зоне вождя мирового пролетариата, и неприкаянный актер Шмага из «Без вины виноватых», но за то, что Сухоруков взобрался на достаточно высокую ступень, он должен благодарить Алексея Балабанова.
И фразы из фильмов запомнились надолго, и «неактерское актерство» певицы Ирины Салтыковой и хоккеиста Дарюса Каспарайтиса, и какая-то особая неприкаянность песни «Гуд бай, Америка, офф». Не замечать Балабанова после «Брата» было просто невозможно.

Зажмурились — а на экране Михалков

Был у Балабанова «Брат», был «Брат-2», были фильмы «Груз 200», «Война» и другие. Было кино «Про уродов и людей», замеченное и отмеченное, удостоенное. «Жмурки» получились только об уродах, уродах в квадрате, в кубе. Поэтому и занимают особое место.
По замыслу режиссера, симпатичные и приличные артисты в этом фильме вовсю прикалываются и изображают перед камерой полных отморозков на фоне морга, непрекращающейся пальбы, потоков крови и мозгов на стене. Эдакая очередная пародия в стиле раннего Тарантино. Хотя, по признанию самого Балабанова, Тарантино он не очень любит и не является горячим поклонником «Джеки Брауна» или «Убить Билла».
Вроде бы перед нами в «Жмурках» прикол на приколе в исполнении вполне интеллигентных ребят, а получается, что эти ребята чувствуют себя очень даже привычно в роли этих самых мордоворотов. Вроде как по правде играют, иначе и не могут. Возьмите хоть Дмитрия Дюжева, хоть Алексея Кравченко, хоть Виктора Сухорукова. Да им в зеркало посмотреться — и не надо внешность менять, шрамы рисовать, оскал увеличивать. Они и так, мягко говоря, не Алены Делоны. А в соответствующих обстоятельствах и ведут себя соответственно, с размахом.
Есть в «Жмурках» и суперсюрприз. Это Никита Сергеевич Михалков собственной персоной. Да еще в каком виде! Зубы железные, стрижка бандитская, пиджак малиновый, на груди не вызывающая вопросов надпись «СССР». В устах фраза: «Будет тебе полный карачун». Вот таков он, отпетый бандюган Михалыч в исполнении рафинированного интеллигента Михалкова. Действительно, если уважаемый актер и режиссер, а также общественный деятель сыграл уже в своей богатой творческой жизни и красного командира, и чеховского интеллигента, и растлителя-обольстителя, и атамана на рельсах, и проводника с этой железной дороги, и даже самого государя императора — то что ему еще остается? Только век воли не видать.
Михалков, как вы сами понимаете, у кого попало сниматься не будет. А тут не только снимается, а нахваливает Балабанова, рассказывает всюду, какой это хороший режиссер. Попробуй тут Никите Сергеевичу не поверить.
Однако после «Жмурок» Балабанова стало особенно модно ругать, какие-то его картины просто назывались провалами, а это, как известно, часто говорит о возрастающей популярности. Кто-то, кстати, увидел в страшилке под названием «Жмурки» не пародию, а реальную кошмарную картину путинской России, кто-то подсчитывал количество трупов в фильме, дошел до 20 — и остановился…

Дошла очередь и до Михаила Афанасьевича

В «Жмурках» Балабанов обещал покончить с бандитской темой, собрав там как будто специально все штампы, пугалки и стрелялки. Получается, покончил, но пугать народ не перестал. Стиль у него такой.
В новой своей картине — «Морфий» — Балабанов пугает нас медицинскими страстями. Ему, кажется, совершенно не важно, каков литературный первоисточник — Булгаков это или не Булгаков, он только и намерен в очередной раз эпатировать многоуважаемую публику. Ему, кажется, более важно, что сценарий был написан Сергеем Бодровым-младшим, но сценарий этот Балабанов, по его собственному признанию, хорошо переделал. И понеслось!
На наших глазах умирают разнообразно, рожают кошмарно, делают дыхание рот в рот, а рот умирающего мужика нечистый и усато-бородатый, демонстрируют отпиленную ногу и разрезанное детское горло, употребляют морфий, а трупы и вовсе подаются в этом фильме как явление в высшей степени обыденное. Снова вспоминаются сцены в морге из «Жмурок» — здесь этот кошмар продолжается. На все доводы, что это жуть и смотреть фильм невозможно, апологеты Балабанова отвечают: а разве наша сегодняшняя жизнь не жуть? Разве сегодня не свойственен медикам цинизм, без которого они просто не смогут работать? И разве сельская медицина в самой-самой глубинке изменилась к лучшему? Попробуйте им возразить.
Для приличия в «Морфии» присутствуют нормальные и даже хорошие актеры — Андрей Панин и Сергей Гармаш. Хотя главный герой малоизвестен и вроде не слишком выразителен, похоже, режиссер этого и хотел, такой молодой врач ему и был нужен. Женское лидерство захватила Ингеборга Дапкунайте, которую в этой картине можно лицезреть совершенно голой, ну просто абсолютно. Дапкунайте Балабанов любит с давних пор, ценя в ней особую нерусскость в так называемых русских ролях.
Алексей Балабанов с уверенностью предположил, что «Морфий» многим не понравится. Так оно и есть. Но посмотрев это кино, перепутать Балабанова с кем-либо решительно невозможно. Он не безлик, он хорошо знает, о чем снимает. Этим
и интересен.

фото: Режиссер Алексей Балабанов в мире нестандартного кино чувствует себя очень органично

комментариев:1   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

США готовят коммунистам полуострова PR-подарок

[1K] Политика :: США готовят коммунистам полуострова PR-подарок Лидер фракции «Коммунисты» в крымском парламенте Вячеслав Захаров заявил, что консульство США в Симферополе его единомышленники …снесут. «Мы не допустим открытия американского поста присутствия в Крыму, - заявил Захаров на заседании президиума ВР...

Грузия везет на «Евровидение» антипутинскую песню

[1K] Звездопад :: Грузия везет на «Евровидение» антипутинскую песню Раньше Eurovision Song Contest был конкурсом, на котором мирно соревновались страны Европы. Однако после войны между Россией и Грузией все изменилось: конкурс «Евровидение» грозит стать «филиалом» театра военных действий, после того как грузинская...

Женщина ищет своих детей, от которых когда-то отказалась

[1K] Жизнь :: Женщина ищет своих детей, от которых когда-то отказалась Она любит вспоминать, какой красавицей была в молодости, и охотно вынимает несколько фотографий, чудом уцелевших при всех ее переездах. На снимках она — яркая, улыбчивая, даже не сразу замечаешь на двух карточках прильнувших к ее плечу мальчика и...

Ставки по депозитам растут как на дрожжах

[1K] Инфраструктура :: Ставки по депозитам растут как на дрожжах Чем хуже себя чувствует отечественная банковская система, тем более выгодные условия размещения денег готовы предложить вкладчикам финучреждения. На первый взгляд, парадоксально, хотя этому есть вполне логичное объяснение. Поскольку депозиты в...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Мочекаменная болезнь
  • Личная жизнь Гарика Харламова
  • «Оскар-2009»: миллионер —из трущоб, декорации — картонные
  • Трое убийц-«башмаков», которых никто не ищет
  • Коллекторы не имеют права выбивать долги из должников
  • Работа есть! В Крыму требуются токари, медработники, водители, садоводы
  • Грач уходит в партизаны
  • Лимон не любит хлеб и кашу
  • «Сибирский цирюльник» не роскошь, а средство передвижения
  • В Москве задержан криминальный авторитет Биря
  • Тема номера: Жертва «Беркута»
  • Цыганские страсти на украинском канале
  • Котельные переведут на… солому
  • «Прощай, Фемида, я ушел...»
  • Зарабатывать на подержанных иномарках станет сложнее
  •  
    Яндекс.Метрика