Категории
 
архив
 
244 < 245 > 246



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Его сивушество промышленник Василий Кокорев

/ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН/

[1K] Среда обитания :: Его сивушество промышленник Василий КокоревЛица эпохи

Широко известно, что Лозово-Севастопольскую железную дорогу построил российский предприниматель Петр Губонин.
Но далеко не все знают, что работами по прокладке трассы на наиболее сложном участке вблизи Севастополя руководил генерал-майор Михаил Анненков. И уж вовсе забыто имя того, кто был душой всего проекта.

В истории российского предпринимательства, пожалуй, не было фигуры более противоречивой, чем Василий Александрович Кокорев. Демократические литераторы журнала «Современник» Николай Добролюбов и Михаил Салтыков-Щедрин Кокорева иначе как «его сивушеством князем Полугаровым, всех кабаков, выставок и штофных лавочек всерадостным обладателем и повелителем» и не называли.

Похвалы хозяина разбойного двора

Василий Кокорев родился в Вологде в апреле 1817 года. Образования он не имел никакого, выучившись читать и считать у старообрядческих начетчиков поморского толка. О начале своей карьеры Кокорев вспоминал: «После того как в конце 30-х годов солеваренный завод, совладельцем которого я был вместе с дядьями, закрылся, оказавшись убыточным, я был вытеснен за рамки уездной жизни в Петербург для приискания откупных занятий». Самым прибыльным в те времена считался винный откуп — ежегодно купцы, желавшие торговать в губернии хлебным вином, съезжались
в губернский центр и участвовали в откупных торгах. Победитель получал эксклюзивное право торговли ходовым товаром. После торгов следовало «поклониться казной губернатору», чтобы тот снизил величину откупа.
Иными словами, существовала легальная система кормления царских чиновников за счет откупщиков. И как раз Василий Кокорев прославился тем, что сломал эту систему. В июне 1844 года «казанский 2 гильдии купеческий сын» Василий Александров Кокорев подал министру финансов Российской империи Федору Вронченко записку, в которой указал, что «не дано откупному делу торгового, этого приманчивого и увлекательного направления, а оттого и остается часть денег не выбранною из капитала, изобильно обращающегося в народе». Записка была как нельзя более кстати — при императоре Николае I Россия содержала самую большую в Европе армию (800 тысяч солдат), и денег в казне катастрофически не хватало. Кокореву дали для пробы откупное место в Орловской губернии, за которым тогда числилась огромная недоимка в 300 тысяч рублей серебром. Через два года он расплатился с казной. Тогда ему поручили еще 16 «неисправных» откупов, в результате чего казна подросла на 2 миллиона рублей, а самому предпринимателю было присвоено высокое звание коммерции советника.
Как же Василий Кокорев обеспечил изъятие «капитала, изобильно обращающегося в народе»? Современная экономическая теория рекомендует с богатых брать подороже, а с бедных подешевле. Это и сделал Кокорев, едва ли не первым в мире предложив различным сословиям товар, обладающий подходящими для них потребительскими свойствами, включая цену. Именно поэтому его современники никак не могли прийти к единому мнению насчет качества «кокоревки». У Лескова в повести «Овцебык» хозяин разбойного двора хвалил водку: «У нас, брат, дорогая, кокоревская: со слезой, с перцем». Однако другие знатоки ругали «кокоревку» на чем свет стоит. Авторы журнала «Современник» по бедности своей, видимо, пробавлялись той «кокоревкой», что была подешевле. Их негодование наутро после банкета можно понять.

Возрождение Великого шелкового пути

Откупных служащих, которые были замечены в воровстве, Василий Кокорев гнал нещадно. «Трудиться надо не из воровства, — поучал он своих сотрудников, — а из насущного лишь хлеба». Однако сам Кокорев, по слухам, заработал на винных откупах 8 миллионов рублей серебром, причем некоторые граждане убедительно доказывали, что этих миллионов у «царя откупщиков» никак не меньше 30-ти. Сам предприниматель с готовностью это подтверждал, демонстрируя свои баснословные богатства при каждом удобном случае. Выглянув из окна и заметив, что прохожий идет с недовольной миной на лице, он от щедрот своих передавал этому прохожему 300 рублей. А однажды Кокорев подарил 3000 рублей уланскому капитану, проигравшемуся в карты. Между прочим, на эти деньги в те време-
на можно было запросто купить приличную деревеньку вкупе с крепостными крестьянами. И крестьянками. Понятно, что после этого случая уланы ходили мимо дома Кокорева со страдальческими лицами, причем чуть ли не строем.
После Крымской войны Кокорев отошел от винных откупов и принялся создавать многочисленные акционерные общества, убеждая акционеров в том, что денег у него куры не клюют. А также в том, что он на короткой ноге с министром финансов Вронченко и может, если что, посодействовать. Насчет знакомства с министром финансов Кокорев говорил правду — Вронченко в нем и в самом деле души не чаял. Провинциальные купцы, пораженные хлестаковскими манерами Кокорева, безропотно покупали акции общества «Закаспийское товарищество», призванного, ни много ни мало, возродить Великий шелковый путь, а также общества «Сельский хозяин», которое, по словам Кокорева, в самое ближайшее время завалит Францию мясными консервами.
Василий Кокорев, конечно, опередил свое время — это уже был персонаж не Гоголя, а Ильфа и Петрова. Между прочим, по ходу дела великий комбинатор основал неподалеку от Баку первый в мире нефтеперегонный завод, а также учредил знаменитое пароходство «Кавказ и Меркурий». Как и полагается по сюжету, была у Кокорева голубая мечта. Нет, он не грезил о Рио-де-Жанейро. Ему почему-то не давал покоя Крым, точнее, Севастополь. Еще во время Крымской войны Василий Кокорев, отправляя защитникам Севастополя 100 подвод с продовольствием, сетовал, что до этого города не проложили железнодорожную ветку. Именно это и стало делом всей его жизни. Начал Кокорев с того, что сразу после войны создал общество Волго-Донской железной дороги. Акции этого общества он чуть ли не силой навязал для распространения главам всех губернских центров России, утверждая, что правительство поручило ему возродить Черноморский флот. Тех, кто сомневался, Кокорев гневно обвинял в забвении национальных интересов и отсутствии должного патриотизма.

Срыв грандиозной аферы

Однако первая попытка проложить железную дорогу в направлении Севастополя оказалась неудачной. Позже в своей книге «Экономические провалы» Кокорев с видом знатока написал, что было бы лучше, «если бы мы, прежде приступа к сооружению железных дорог, образовали у себя рельсовые, локомотивные и другие заводы, нужные для железнодорожного дела, и не бегали бы за каждой гайкою за границу». После того как в январе 1857 года император Александр II подписал указ о создании разветвленной сети железных дорог, Василий Кокорев решил, что настал его звездный час. Но по опыту строительства Волго-Донской железной дороги он знал, что прокладка магистрали до Севастополя потребует огромных средств. Впрочем, деньги для великого комбинатора не были особой проблемой. Историк Константин Скальковский впоследствии написал о нем: «Ворочая постоянно миллионами, да еще чужими, Кокорев, кажется, только на миллионы и считал». К примеру, современников буквально поразила очередная затея предпринимателя — в канун освобождения крестьян от крепостной зависимости он предложил российским купцам и зажиточным людям собрать 1080 миллионов рублей под залог той земли, которую помещики должны были из расчета по три десятины на душу даром передать крестьянам. В чем была хитрость? Деньги предполагалось собрать сейчас, а помещикам перечислить их когда-нибудь потом (предусматривалось, что платежи растянутся на 37 лет). Если, конечно, специально созданный по такому случаю частный земельный банк к тому времени не разорится.
Великий комбинатор без устали колесил от одного купца к другому, убеждая их содействовать выходу «из кривых и темных закоулков на открытый путь гражданственности». Сам Кокорев обещал перечислить в земельный фонд не меньше трех миллионов рублей. 28 декабря 1857 года он организовал в зале Московского купеческого собрания рождественский банкет на 180 персон. После нескольких чарок водки купцы и предводители дворянства, обнявшись и прослезившись, клятвенно пообещали друг другу облегчить нелегкую долю российских крестьян. Званый обед, на котором предполагался сбор пожертвований, должен был состояться 19 февраля 1858 года в Большом театре.
Но гениальная затея Кокорева сорвалась. Московскому генерал-губернатору Закревскому поступил донос, в котором сообщалось, что в народе начали распространяться слухи, будто три московских купца «выкупили всех помещичьих крестьян Московской губернии и отдали уже все деньги государю» и что на устроенном по этому случаю обеде купцы отказались пить за здоровье дворян, сказав им: «Если бы вы отпустили крестьян даром, тогда бы мы вас поблагодарили, а теперь не за что». Расследование позволило установить, что «имен этих купцов, кроме имени Кокорева, в разговорах не упоминалось». Закревский доложил в Петербург. Реакция последовала незамедлительно — проведение званого обеда в Большом театре было запрещено, а за смутьяном Кокоревым был установлен негласный полицейский надзор.

Крестовый поход против Ротшильда

Комиссия, готовившая императорский указ об освобождении крестьян, порекомендовала Кокореву «3 миллиона рублей, кои он хотел внесть в общий банк, обратить в ссуду помещичьим крестьянам одной или даже нескольких губерний». Великий комбинатор на этот призыв, как и следовало ожидать, не откликнулся. Всю свою неукротимую энергию он направил на создание Московского купеческого банка. Это сейчас банки рас-
тут как грибы, а тогда в Российской империи частных банков не было вообще, потому что купцы предпочитали держать свои деньги в кубышках. Как же Кокореву удалось уговорить рассудительных и осторожных купцов участвовать в столь рискованном деле? Рекламную кампанию великий комбинатор провел под лозунгом: «Дорогу отечественному капиталу!» А кто же перегораживал эту дорогу? Иностранцы, конечно, Ротшильды всякие, которые спят и видят, как бы матушку Россию загубить. «Финансовая война против России, — писал Кокорев в «Русском курьере», — настойчиво ведется Европою с начала 30-х годов. Все, что было отяготительно русскому правительству и народу, было желательно Европе, потому что всякое наше оскудение усиливало европейское влияние на Россию».
Поработал Кокорев и над собственным имиджем. Он отпустил бороду, надел косоворотку и принялся водить хороводы со славянофилами. Шампанское великий комбинатор демонстративно запивал квасом, а на письменном столе поставил золотую пепельницу в виде лаптя. И российские купцы в порыве патриотизма потянулись к Кокореву со своими сбережениями. Однако потребовали, чтобы тот выложил на крестовый поход против Ротшильда те самые 3 миллиона, о которых он всем рассказывал. Тут-то и выяснилось, что таких денег у Кокорева нет. Пришлось ему залезть в долги и даже продать знаменитое «кокоревское подворье» — первую в России товарно-сырьевую биржу.
Московский купеческий банк был учрежден в середине 60-х годов. Вслед за этим Кокорев создал Московское общество взаимного кредита, а в 1870 году учредил Волжско-Камский банк, который имел отделения в 20-ти городах России. Вплоть до революции этот банк был крупнейшим частным банком России. Так получилось, что именно Василий Кокорев на пустом месте, без всякой поддержки государства и без участия иностранного капитала создал независимую банковскую систему, которая обеспечила ускоренное развитие экономики. Если в 1853 году по всей России в эксплуатацию было сдано 48 верст железных дорог, то в 1868 году благодаря стараниям Кокорева 1828 верст.
Но его мечта проложить железную дорогу до самого Севастополя начала воплощаться в жизнь лишь в 1871 году. Для этого великому комбинатору пришлось отнять монопольное право на строительство магистралей у «Главного общества российских железных дорог», членами правления которого были очень влиятельные люди — граф Нессельроде, князь Оболенский и фаворитка Александра II Екатерина Долгорукова. Преодолел Кокорев и упорное сопротивление министра путей сообщений, который никак не мог взять в толк, зачем нужно пробиваться через скалы и долины в Севастополь, если несравненно дешевле проложить железную дорогу в Феодосию. Даже знаменитый российский строитель железных дорог, промышленник и благотворитель Петр Губонин, с которым Кокорева связывала многолетняя дружба, подрядился протянуть ветку лишь до Симферополя. Пришлось великому комбинатору правдами и неправдами уламывать своего знакомого еще со времен Крымской войны генерал-майора Михаила Анненкова.
14 октября 1874 года железная дорога достигла Симферополя, а 15 сентября 1875 года первый поезд прибыл в Севастополь. Голубая мечта Василия Кокорева осуществилась — строительство 643-километровой трассы было завершено. Ни один мост и даже ни один из шести тоннелей не был назван в его честь, но это уже не имело никакого значения. Последним проектом великого комбинатора было создание «Каспийского коммерческого банка», который должен был дать толчок к развитию нефтяной промышленности России. К этому уже все было готово, но 22 апреля 1889 года Василий Александрович Кокорев скончался. Он был похоронен на петербургском Охтинском старообрядческом кладбище в домовине, выдолбленной из цельного ствола дуба.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

В Крым идут «З00 спартанцев», чтобы поссорить нас с Россией

[1K] Политика :: В Крым идут «З00 спартанцев», чтобы поссорить нас с Россией Все дороги ведут в Крым. Но, оказывается, не только дороги, но и нити заговора тянутся тоже сюда. Министр внутренних дел Юрий Луценко буквально ошарашил страну сенсационной новостью об известном ему секретном плане дестабилизации ситуации в...

Президент Ющенко сделал ход: парламент — на выход!

[1K] Политика :: Президент Ющенко сделал ход: парламент — на выход! Верховная Рада, не дожив до годовалого возраста, отошла в мир иной. В стране объявлены очередные внеочередные выборы с заранее известным результатом. На шахматной доске политики те же самые: король, ладья, слоны и кони останутся на прежних местах,...

Севастопольскую банду маклеров 10 лет прикрывали правоохранители

[1K] Криминал :: Севастопольскую банду маклеров 10 лет прикрывали правоохранители Более 10 лет севастопольская организованная преступная группировка мошенническим, а порой и насильственным путем отнимала у крымчан недвижимость. Начиная с 1995 года банду черных маклеров «крышевали» правоохранители, поэтому, несмотря на...

Сколько стоит купить готовый бизнес?

[1K] Инфраструктура :: Сколько стоит купить готовый бизнес? В наши дни заниматься бизнесом не хочет только ленивый. Большинство людей желают работать на себя, без начальства и претензий к выполненной работе и, что самое важное, зарабатывать серьезные деньги, а не среднестатистическую зарплату. Почему же...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Как стать офицером внутренних войск
  • Ширпотреб от прославленной фирмы «Павел Буре»
  • Сода чистит зубы и помогает бросить курить
  • Золотая дверь на «Волге» подпольного крымского миллионера
  • Из айвы можно приготовить джем, цукаты и… шампанское
  • Крым стареет: ему уже под сорок
  • Крым хотят лишить автономии
  • «Гитлер капут!» — капут вкусу и художественному мастерству
  • Доступное жилье в Крыму строить не будут
  • Редкий умелец: алупкинец убил бомжа с помощью кулаков
  • Молодая актинидия нуждается в обрезке и укрытии на зиму
  • Тарифы выросли, и это не в последний раз
  • Сезон холодомора
  • Из России вора в законе выдворили в... Украину
  • Парад отморозков: от насильника старушек до идиота с коляской
  •  
    Яндекс.Метрика