Категории
 
архив
 
243 < 244 > 245



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Забота о бедных объединяла купцов, учителей и княгинь

/НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА/

[1K] TERRA INCOGNITA :: Забота о бедных объединяла купцов, учителей и княгиньПоколениям школьников, живших в Советском Союзе, рассказывали, каким беспросветным и тяжелым было существование простых людей до революции. Спорить с этим трудно: были и деревни, вымиравшие чуть ли не полностью во время голода, и армии нищих, и труд по 12 — 14 часов в день. Но вот чего не сообщали — как много в те времена находилось людей, готовых помочь ближнему. И хотя городские власти в меру своих возможностей строили различные заведения «для помощи и призрения», огромную помощь оказывали благотворительные общества, число которых в Крыму доходило до полутора сотен.

Богоугодные заведения

О близости этих мест узнать было нетрудно по запаху — даже по нормам того времени атмосфера в богоугодных заведениях, существовавших в Симферополе в конце XIX века, была чересчур насыщенной для непривычного человека. Недаром в перечне необходимых ежегодных расходов, которые утверждала городская управа, фигурируют вещества для окуривания помещений и затраты на «несколько новых каминов, необходимых для проветривания помещений». Тем не менее больница на 100 кроватей, отделение для умалишенных на 30 кроватей и богадельня с отделением для сирот (на 100 мест) местных бедняков очень выручали. «Лицам крайне бедного сословия, выходящим из больницы, выдавать самое необходимое белье и одежду, а также дозволить им в течение суток по выходу из заведения пользоваться пищей и помещением» — такое решение в 1871 году приняла симферопольская управа. Больница не была заведением исключительно для неимущих, но если вылеченный оказывался неплатежеспособен, то долг ему прощали и могли даже вовсе не требовать денег.
«Рассмотрены ходатайства о сложении с мещанина Османа Али 19 руб. 7 коп. по невозможности взыскания», «удовлетворить просьбу Елизаветы Коробовой о безоплатном содержании и пользовании ее матери Марии фон-Крузе в отделении для умалишенных», «принято решение о безоплатном помещении в отделение умалишенных крестьянина Карпова согласно приговора Строгоновского сельского общества».
К слову, почти десять лет это самое отделение для умалишенных, или, как его позже стали более толерантно называть, для душевнобольных, было головной болью города. Дело в том, что 30 коек отделения никак не могли вместить всех людей, которых привозили не только из Симферополя и близлежащих деревень, но и других городов Таврической губернии. Решено было даже построить отдельное здание и организовать там лечебницу. И проект подготовили, и даже собрались осмотреть подобные заведения в Киеве или Петербурге, но это благое начинание, как всегда, остановилось из-за нехватки денег: 72 тыс. рублей в городской казне не нашлось, а губернские власти помочь отказались.
В детский приют приносили в основном младенцев — незаконнорожденных, подкидышей, сирот. В 1885 году специально для них содержались 30 кормилиц, а еще 1,2 тыс. руб. в год ассигновали на «сверхкомплектных» воспитанников, которых передавали «на вскормление другим лицам». Правда, выжить малышам было нелегко: в том же году из 243 детей, поступивших в приют, умерли 180.

Колонии для детей бедняков

Благотворительные общества помогли пробиться в жизни очень многим людям. В Ялте, например, существовало «Общество для пособия недостаточным ученикам и ученицам ялтинских мужских и женских гимназий», в котором насчитывались 113 членов, — между прочим, входили в него и княгиня Барятинская, и княгиня Трубецкая, и знаменитый краевед Бертье-Делагард. Одни жертвовали деньги, от тысячи до пяти рублей ежегодно, другие организовывали спектакли и выставки, сбор от которых шел на помощь бедным ученикам. А это были по тем временам приличные деньги: например, в 1905 году от спектакля «Волки и овцы» было выручено 680 руб., а от выставки и продажи хризантем 1130 руб. «Уплачено за право учения 12 учеников и 13 учениц», «выдано на экипировку 3 учениц», «единовременное пособие для лечения ученику», «ученице на пальто и 2 ученикам на одежду и обувь», «на улучшение питания», «на горячие завтраки» — такие строчки мелькают в списке расходов общества.
Симферопольское общество «Детская помощь» в начале прошлого века обеспокоено было в первую очередь здоровьем детей бедняков и большое значение придавало устройству летом детских колоний — сегодня их называют лагерями отдыха. Весной по учебным заведениям рассылались просьбы составить списки беднейших учеников 8 — 14 лет, причем чтобы «в них попали преимущественно дети городской бедноты, ютящиеся в тесных, грязных, сырых и темных квартирах, иногда в подвалах, и питающихся крайне скудно». Из них врачи отбирали тех, кому в первую очередь нужна была эта поездка на море. Колонии организовывались в 1905 — 1908 годах в Евпатории, в 1913 г. на даче одного из членов общества Топалова. Средства на это брали с процентов капитала в 50 тыс. рублей, пожертвованных богатым крымским помещиком Францем Шнейдером. На 40 копеек в день ребята, обед которых дома обычно состоял из хлеба, лука и воды, получали: «полфунта мяса, 2 — 3 стакана молока, при утреннем чае — холодное мясо, сало, масло, творог, яйца». Врач, наблюдавшая за детьми, отмечала, что в колонии они прибавляли в весе в среднем по 2,7 фунта (около 1,3 кг).
В Ялте для детей из небогатых семей баронесса Мария Фредерикс и ее подруга Софья Дарагань с несколькими друзьями открыли детский приют «Ясли Заречья», причем первыми жертвователями на их устройство стала… семья императора. Сразу после открытия выяснилось, что 10 — 12 мест, на которые вначале рассчитывали организаторы, очень мало. Поэтому «по настоятельной просьбе рабочего населения прилегающей части города», как написано в одном из отчетов приюта, его расширили до 30 мест.
«Дети 2 — 8 лет приходят в 7 часов утра летом и в 8 зимой, переодеваются в приютское белье и платье, пьют чай с молоком и белым хлебом. В полдень получают обед из 2 блюд (мясной суп и мучное блюдо с ржаным хлебом), в 5 часов — чай с молоком и хлебом. Под руководством надзирательниц учат молитвы, стихи, занимаются рукоделием, рисованием, пением, подвижными играми» — вот такой немудреный распорядок был в этом совершенно бесплатном для бедных ялтинцев заведении.

Не было бы счастья…

Иногда благотворительные общества «поднимали» и очень серьезные проекты. Например, в 1913 году в деревне Дерекой (территория современной Ялты) «Общество пособия бедным татарам Южного берега Крыма» открыло школу рукоделия — шанс выбиться из нужды и зависимости для крымскотатарских женщин. «Всего за 5 месяцев Дерекой украсился чудным двухэтажным зданием в мавританском стиле. Полы во всех помещениях настланы паркетом, а вестибюль и лестница сделаны под мозаику», — так описывали школу в газетах. Интересно, что люди на ее постройку жертвовали не только деньги, трое из них расстались с участками земли ценой от 900 до 2 тыс. руб., а один крестьянин отдал 52 рубля, вырученных от продажи коровы.
Незадолго до этого в поселке Никита появилась новая школа русско-татарской грамоты. С ней получилось, как в пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В Крыму отдыхал бакинский нефтепромышленник Асадуллаев. Он прогуливался с женой по Никитскому саду и вдруг замертво рухнул на землю — видимо, не выдержало сердце. Покойного перенесли в ближайшую мечеть, она оказалась в деревне, а «убитая горем жена встретила здесь теплое участие в постигшем ее несчастье и высказала желание оставить здесь добрую память о покойном». В Крым приехали сыновья Асадуллаева и управляющий, к участию в семейном совете пригласили крымскотатарского просветителя и члена «Общества пособия бедным татарам ЮБК» Исмаила Гаспринского, который и дал совет: построить школу. Старая была темной, тесной и, как бы сказали сегодня, аварийной. 10 тыс. рублей получила на доброе дело благотворительная организация и взяла на себя все хлопоты по строительству. Эту школу окончила первая и единственная в Крыму к 1913 году «повивальная бабка из татарских женщин» — Анифе Нури. Общество также платило стипендии крымскотатарским студентам — от 120 до 300 руб. в год (их в это время насчитывал

ось всего пятеро, и, кроме Анифе, среди них была одна девушка, заканчивавшая гимназию).
На скромную, в 3 — 8 рублей, единовременную помощь могли рассчитывать и бедняки. В перечне тех, кому выплачивали ее, чаще мелькают женские фамилии: «Гуль-заде, жена Усеина, Махбубе — вдова Небий Ула, Мерьем — вдова Нежмединова, Халисе — вдова Усеина, Арзы — жена Амет Уста…» Если кормилец умирал или болел, его семье приходилось очень тяжело — заработать крымскотатарской женщине было просто негде.
Справедливости ради стоит сказать, что списки жертвователей даже в национальных благотворительных обществах никогда не были однородными, в них встречаются обязательно русские, еврейские, греческие, крымскотатарские фамилии. Более или менее состоятельный человек считал тогда своим долгом платить взносы в несколько благотворительных обществ. Забота о тех, кому живется хуже, объединяла и ворочавшего миллионами купца, и живущего на одно жалованье учителя, и высокородную княгиню, и мещанку, и ученого, и крестьянина. То ли времена были проще, то ли люди отзывчивее.

Открытка начала ХХ века Сборщик пожертвований.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике TERRA INCOGNITA:

 

Олег Софяник: всю дорогу, от берега до берега, читаю молитвы

[1K] Жизнь :: Олег Софяник: всю дорогу, от берега до берега, читаю молитвы Пятилетие «Первой крымской», которое приходится на эту осень, один из наших постоянных читателей — севастополец Олег Софяник — решил отметить посвященным газете заплывом. Можно сказать, что в море он себя чувствует так же уверенно, как на суше:...

Проверка «добротой» на вшивость

[1K] Политика :: Проверка «добротой» на вшивость К концу и этой кризисной недели стало ясно, что ничего не ясно. Активно обсуждавшаяся возможность создания нового альянса между БЮТ и ПР вроде бы почила в бозе. Зато замаячила перспектива реанимации коалиции «резус-несовместимых» БЮТ и НУНС вместе...

Как стать офицером внутренних войск

[1K] Инфраструктура :: Как стать офицером внутренних войск В советской Украине была самая большая концентрация высших военных учебных заведений, которые готовили офицеров для всех родов войск. Только в Крыму их было несколько. Престиж офицерской службы во все времена остается высоким. Юноши и девушки и...

Крым стареет: ему уже под сорок

[1K] Соцзащита :: Крым стареет: ему уже под сорок Очень может быть, что в ближайшие годы этот праздник — День пожилого человека, отмечаемый во всем мире 1 октября, в Украине станет одним из самых заметных. Просто потому, что еще больше станет пенсионеров и еще меньше людей трудоспособного...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Передача «Жди меня» раскрыла преступление
  • Сколько стоит отдых по-крымски
  • Рожь на вашем участке — санитар и отличное удобрение
  • Полковника Зверева убили из-за симферопольской «табачки»?
  • Потеря самостоятельности — подарок «Черноморнефтегазу» к 30-летию?
  • Пьяному за рулем придется заплатить штраф 500 долларов
  • Невеселые приключения иностранцев в Крыму
  • Конгресс США признал голодомор в Украине геноцидом
  • Крым славился своей коррупцией и в древние времена
  • У каждого канала свой телевизионный междусобойчик
  • Справедливость с криминальным оттенком
  • Вор в законе сбежал из-под стражи
  • Губернаторство — лобное место
  • Супермаркетов становится больше
  • Индийский огурец — растение-богатырь до 2 метров в длину
  •  
    Яндекс.Метрика