Категории
 
архив
 
236 < 237 > 238



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Таланты и поклонники»: вальс на лебедином озере

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ /

[1K] Звездопад :: «Таланты и поклонники»: вальс на лебедином озереКак гоголевский Ноздрев, признававшийся, что давненько не брал в руки шашек, я признаюсь, что давненько не писал о театральном Севастополе. Нынче решил исправиться. Тем более есть о чем писать — академический русский драматический театр им. А. Луначарского в эпоху царствования на посту генерального директора и художественного руководителя Владимира Магара пытается делать все возможное, чтобы зрители не скучали, а поняли еще и еще раз, что театр — штука волшебная. Находясь внутри оной, можно умнеть прямо на глазах, при этом смеяться и плакать одновременно.

Точное попадание

Из трех спектаклей русской и украинской классики, которые мне довелось посмотреть, никак не пройдешь мимо «Талантов и поклонников» А. Островского. Одна из недавних премьер, спектакль, поставленный В. Магаром (надо ли говорить, что именно его работы определяют сегодня творческое лицо луначарцев?).
Может, «Таланты и поклонники» не лучшая пьеса Колумба Замоскворечья (кто подзабыл — так называли Островского). Но сегодня, когда все наши театры вожделенно произносят слово «спонсор», а затем начинают истово бить поклоны, именно «Таланты и поклонники» настойчиво просятся на сцену. Ведь нынче не столько таланты важны, талант можно наскоро слепить из материала, который под рукой, во всяком случае, ненадолго, а там пусть разбираются. Выдать посредственный творческий продукт за талант можно сегодня легко — были бы поклонники. Богатые, конечно. Так что в этом плане Владимир Магар очень вовремя откликнулся.

Место действия — театр, время действия — сегодня

От Магара ни один драматург живым не уходил — без разницы, наш современник он или уважаемый классик. В том смысле, что, сохраняя дух произведения, режиссер всегда активно перекраивает его для подмостков — безжалостно сокращает, переставляет эпизоды местами, смело и неожиданно монтирует, добавляет новые сцены, новых героев, которые, на первый взгляд, кажутся инородными, но это только на первый взгляд.
Так и здесь. Впервые ставя на севастопольской сцене Островского, режиссер достаточно безжалостно убирает неспешность и уют драматургической манеры классика, вкусность и подробность речей и образов, буквальную, реальную правду места и времени действия.
Место действия — театр. Время действия — хотя бы и сегодняшний день, но чтобы зрители были спокойны — вот вам цилиндры, сюртуки и длинные платья. На сцене в оформлении Б. Бланка — зрительный зал, с лабиринтами входов и выходов, таинственными ложами (чуть ли не масонскими), бенуаром и бельэтажем. Глядя на этот зал на сцене, мы можем ясно увидеть самих себя — негодующих во время театрального действа, странно каменеющих, болтающих по мобильному телефону в антракте. Это оформление существует немного само по себе, но оно есть и оно величественно.
Сцена же в своей прекрасной наготе распахнута навстречу нам. Именно на этом грандиозном таинственном пространстве мокнут под ливнем король Лир со своим верным шутом, здесь гибнет Лариса Огудалова, отвергнутая коварным Паратовым, наряженным под Никиту Михалкова из «Жестокого романса», и предсказуемо застреленная Карандышевым. Здесь же разворачиваются страсти непосредственно пьесы Островского, которые разыгрывают наши современники-севастопольцы, ни секунды не скрывающие, что они наши современники. Удивительное все же место — театр. Здесь не только могут неожиданно затянуть «Боже, царя храни!», здесь могут — то ли спьяну, то ли как — увидеть в ложе самого государя-императора и не сразу признать, что это всего лишь нарядившийся глумящийся актеришка.
Да, есть и еще одно место действия — театральный буфет, наиважнейшее место, самое правдивое в театре. Вспоминается другая пьеса Островского — «Без вины виноватые», где четко говорится, что место актеров в буфете. У Магара и Бланка в буфет превращена оркестровая яма. Здесь, как в преисподней, смешиваются и таланты, и поклонники, как говорится, десять пар чистых и десять пар нечистых. Здесь плетутся интриги, рождаются сплетни, проступает любовь, именно здесь можно взлететь и пасть, услышать о себе нечто нелицеприятное, а может, и сердечное признание. Здесь можно пить вмертвую, низко надвинув шляпу на глаза, не боясь, что тебя остановят и призовут к здоровому образу жизни. Здесь можно крикнуть: «Где мой Вася?!» — и Вася отзовется.

Пестрый мир неприкаянных

Весь этот пестрый мир и интересует режиссера в первую очередь. Ему неважно, талантлива ли главная героиня спектакля, актриса Александра Негина (судя по тому, как она играет в «Бесприданнице», тут, скорее, не о таланте может идти речь и не о глубине личности, а о смазливом личике). Негина (Н. Романычева) интересна режиссеру прежде всего как живой предмет для игры на «бирже поклонников», как некая Барби с широко открытыми глазами, вокруг которой вьется рой пылко влюбленных, в котором есть место и полунищему студенту Мелузову, и богатейшему помещику Великатову, и старому помрежу Мартыну Нарокову.
Режиссеру все равно, что Мартын Нароков у Островского старик, помощник режиссера и бутафор, это абсолютно непринципиально. Суфлер, бутафор, Бобер. Главное, есть роль для артиста А. Бобра, который для В. Магара, как талисман. Бобер просто должен быть в спектакле, бродить хоть в очках, хоть без них, в костюме современном или по эпохе — без разницы, и что-то мило бурчать под нос. В «Талантах и поклонниках» Нароков некоторым образом театральный домовой, от которого ничего вроде не зависит, но без которого невозможно.
Так же непринципиальны для режиссера и многие другие вещи. Пусть у Островского мама Негиной, Домна Пантелеевна, обозначена как «совсем простая женщина». Как же, как же. Спросите у севастопольских театралов, играла ли когда-нибудь актриса Юлия Нестранская с поджатыми губками, прямой спиной и сильной внутренней доминантой нечто обыденное и незаметное?..
Традиционного Островского вы здесь не увидите. Престарелый князь Дулебов с мертвенным лицом (В. Полусмак) — герой, скорее, Достоевского или Гоголя. Брезгливый губернский чиновник Бакин (А. Бронников) откуда-то из Оскара Уайльда. А актерская братия, «таланты», возглавляемые колоритным Трагиком (Н. Карпенко), — это, по сути, дно, как ни страшно. Можно сколько угодно рассуждать о душевном благородстве детей Мельпомены. Но ведь они, по сути, сукины дети без роду, без племени. Неприкаянные, в меру продажные, бездомные — бомжи, в общем. Танцующие в финале бомжи, никакой Харьков их не спасет. Что танцуют — севастопольский вальс? Не жильцы — тени, все тени: и «творцы», и «купцы». Таланты и покойники.
Тут уж и не поймешь, кто благороднее, — те, кто покупает, или те, кто продается. Это только в сказке на утреннике, в сказочке о злодеях-богатеях и благородных служителях Мельпомены можно всерьез переживать, примет ли Негина весьма выгодное предложение Великатова с его домом в сорок комнат, индейскими петухами и лебединым озером или останется верна Петеньке Мелузову, у которого, окромя принципов, шиш в кармане. Здесь ясно как дважды два: Негина не прогадает — в этом ее главный талант. Великатов для нее отличная стартовая площадка, чтобы раскрутиться, попиариться на все сто, как сказали бы сейчас. А все остальное лирика. И сегодня они договорились бы куда быстрее и проще, не надо было бы рассказывать о чувстве долга, рисовать манящие перспективы. Севастопольский театр знает это не хуже нас — и не притворяется, рассказывая о притворном мире, где царят весьма прозаичные жизненные законы. Иногда объясняет нам что-то слишком долго, чтобы полнее высказаться. А иногда просто стреляет из ружья, чтобы мы проснулись, очнулись от дымного, сверкающего, осыпающегося блестками плена Мельпомены.
Ружье, если оно висит на сцене, а потом стреляет, нам кстати. Оно ведь чеховское, хоть и стреляет в Островском, из этого ружья можно убить зайца и даже двух. Кстати, в театре им. А. Луначарского поставили и Чехова, совсем недавно сыграли премьеру. Называется спектакль «Иванов», с ударением на «а». Поставили и «За двумя зайцами» М. Старицкого. Но об этом в другой раз.

Герои Островского — Нароков (А.Бобер) и трагик (Н.Карпенко) — рвут шекспировские страсти

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Ди Каприо может сыграть Ленина

[1K] Звездопад :: Ди Каприо может сыграть Ленина Продюсеры и автор сценария кинопроекта «Мозг Ленина» рассчитывают, что роль вождя революции согласится сыграть Леонардо Ди Каприо.
«Я только начал работу над сценарием, но из общения с продюсерами проекта знаю, что они уже активно ведут...

Одиночество: к нему приходят разными путями, но случиться это может с каждым

[1K] Жизнь :: Одиночество: к нему приходят разными путями, но случиться это может с каждым Бывает, конечно, и так, как в детских книжках о большой и дружной семье, где вместе живут три поколения и самые пожилые окружены заботой и любовью. Но и по-другому случается, когда вместе с возрастом приходит одиночество. Наверное, можно...

С 2009 года пенсии отдадут в частные руки?

[1K] Соцзащита :: С 2009 года пенсии отдадут в частные руки? Украинские священники создали свой пенсионный фонд. Он уже прошел государственную регистрацию и готовится в сентябре начать работу. Этот фонд можно назвать уникальным, ведь попытки организовать негосударственные пенсионные фонды церквами в...

Рейдерский эксклюзив: дом ваш, дверь наша

[1K] Криминал :: Рейдерский эксклюзив: дом ваш, дверь наша Есть такое устойчивое выражение: в нашей стране за деньги можно сделать все. Оказалось, не все, если к деньгам не прибавить так называемую крышу. Герой нашего рассказа — предприниматель, который оказался беспомощным перед мощной рейдерской атакой....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Кому принадлежат СМИ Крыма
  • Крымчане переселяются в быстромонтируемые здания
  • На теневом рынке Крыма начинается бум продажи сельхозземель
  • Крымский калач хлебопека Ивана Филиппова
  • Власти Алупки втягивают Украину в международный скандал
  • Родители, которые убивают своих детей
  • Что означает сосредоточение боевиков-добровольцев в Южной Осетии?
  • Бактерии на зубах: чистить или не чистить?
  • Для туристов прошлых веков Крым был дорогим курортом
  • Законно ли работать по 14 часов в сутки?
  • Год молнии-убийцы: никогда еще в Крыму не было столько пострадавших от грозы
  • Керченские врачи кормят пациентов за свой счет
  • В Ялте конфисковали гостиницу
  • Сладкая наливка из летних ягод и плодов
  • Август — время сажать неприхотливую красавицу хосту
  •  
    Яндекс.Метрика