Категории
 
архив
 
174 < 175 > 176



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Донузлав будет промышленным филиалом Евпаторийского порта?

/ОЛЬГА КОТЕНЕВА/

В Крыму опять заговорили о строительстве промышленного порта на озере Донузлав. Вспоминают об этом проекте с завидной регулярностью — примерно раз в год. Каждое новое правительство берется за него, но очень быстро обжигается — слишком привлекателен, но неоднозначен проект. С одной стороны, исключительно удобное расположение и уникальность озера, длина которого 22 км, ширина — 3 км, при естественных глубинах до 29 м, что дает возможность принимать суда практически любого типа и водоизмещения. С другой стороны — в погоне за прибылями можно потерять неповторимую экосистему региона. Что теперь власти предлагают Донузлаву?

Строили замки на песке

О строительстве в западном Крыму крупного промышленного порта во всеуслышание заговорили еще в 2003 году. Тогда специально созданное ООО «Порт Донузлав» заявило о готовности вложить в порт с нефтетерминалом на северном побережье озера и прокладку железнодорожной ветки от села Воинка (между Красноперекопском и Джанкоем) $2,4 млрд. Параллельно интерес к строительству проявляли нефтяные компании «Лукойл» и «Юкос». Но не сложилось...
В следующем году — 2004-м — в качестве инвестора порту Донузлав предложила себя компания родом из Великобритании — Atlantic Caspian Resources pls. Она заявляла о желании вложить в проект от $500 млн. до $2 млрд., в том числе около $300 млн. направить на строительство объектов инфраструктуры, зернового терминала, терминалов химических грузов, руд и металлов. Проект нашел поддержку в Верховной Раде Крыма, но... Но в конце 2004 года убытки Atlantic Caspian составили 41,8 млн. фунтов стерлингов за полтора года. Ровно через год после своего первого решения ВР АРК отказала Atlantic Caspian в своей поддержке, аргументируя это тем, что инвестор так и не предоставил технико-экономическое обоснование размещения комплекса «Донузлав».
Все силы были брошены на поиски нового инвестора. И в это время выяснилось, что лакомый кусок донузлавского пирога уже готовы съесть многие: все основные транспортные перевозчики Украины, Министерство транспорта и связи Украины, а также инвесторы из Ирана, Турции, России, Великобритании и Беларуси выказывали желание вкладывать деньги в его реализацию. Президент Ющенко заговорил о целесообразности подписания меморандума общего характера по проекту с Россией и Турцией и о создании акционерного общества, которое мобилизовало бы средства инвесторов. При этом одним из важных партнеров Украины в строительстве должна была стать Турция.
И вполне возможно, станет. Несмотря на то, что в прошлом году под давлением общественности и экологов президент отменил свой указ о строительстве крупного промышленного порта на Донузлаве, сейчас о нем заговорили вновь.

Нефть перегружать не будем

В первой декаде мая глава нынешнего крымского правительства Виктор Плакида посетил Евпаторийский морской торговый порт и объекты на косе Южная озера Донузлав. По всей видимости, для того чтобы воочию убедиться в том, что портовое хозяйство нуждается в переменах. В последние годы крупный транспортный объект, каковым является Евпаторийский морпорт, превратился преимущественно в предприятие по добыче и транспортировке песка с озера Донузлав. Правда, осталась еще одна статья доходов — паромные перевозки в турецком направлении. За год через Евпаторийский порт проходит до 70 тыс. пассажиров и около 10 тыс. большегрузных автомобилей.
Однако крупный транспортный узел с большим потенциалом начинает чахнуть. Развиваться ему некуда, поскольку расположен он в центральной части Евпатории. А тут еще сложные взаимоотношения с Министерством охраны окружающей среды Украины, которое в феврале ввело запрет на добычу песка на Донузлаве. В ноябре прошлого года Минприроды создало межведомственную комиссию по проверке добытчиков песка на Донузлаве, изучавшую негативное влияние этого вида деятельности на рекреационный комплекс Евпатории. Комиссия проверила соблюдение природоохранного законодательства и добычу прикрыла. За последние десятилетия ширина песчаной полосы Евпатории сократилась на 40 метров, а за полстолетия в районе Евпатории выработали свыше 200 млн. куб. м песка. Такими темпами детская здравница совсем «облысеет».
Но прекратив добычу песка, нужно обеспечить порт альтернативной работой. Поэтому очень осторожно заговорили крымские чиновники об идее переноса промышленной части Евпаторийского порта на территорию Мирненского поселкового совета. Решили, так сказать, убить двух зайцев: и разгрузить Евпаторию, не лишив ее важного морского транспортного коридора, то есть оставить паромную переправу и пассажироперевозки, и дать возможность порту развиваться, чтобы иметь возможность зарабатывать на перевалке крупных грузов. Правда, теперь речь не идет ни о каких нефтетерминалах, терминалах химических грузов, руд и металлов. Исключительно контейнерная перевалка, которая не нарушит экологию региона и даст возможность заработать.
Средства на реализацию проекта обещают представители турецких бизнес-кругов. Впрочем, ни о каких конкретных датах пока речь не ведется, слишком сложный проект, с «богатой» предысторией.

Экологи против загрязнения

Если читатель помнит, именно благодаря экологам, сумевшим поднять общественность, власти вынуждены были отказаться от промышленного порта Донузлав в том виде, в котором он планировался. Новые разговоры на эту тему крымских экологов совсем не удивили. Очевидно, что западному Крыму нужен толчок к развитию. Другой вопрос, какой толчок. Индустриальный экологов по-прежнему пугает, хотя если в Донузлавский порт будут прибывать белые пароходы и выгружать контейнеры
— это уже не так страшно и опасно для экосистемы региона, как перевалка нефтепродуктов. Но, по мнению председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктора Тарасенко, к любому из проектов нужно подходить осторожно, чтобы негативных последствий не оказалось больше позитивных. Для этого необходимо начинать с экологической экспертизы, тем более что республиканские власти обещали, что любой новый проект сначала будет обсуждаться с экологами, проходить экспертизу, и только после этого будет принято окончательное решение, быть ему или нет. Или быть, но в каком-нибудь другом месте. А на Донузлаве, например, создать природный парк, аналогичный казантипскому.
Хотя и для строительства природного парка, и для нормального развития региона нужны средства. Порт способен дать возможность заработать и на современную инфраструктуру, и прочие блага цивилизации, такие как постоянные рабочие места и стабильная зарплата, чего сейчас жители западного Крыма практически лишены. Других путей развития для этой части полуострова специалисты пока не видят.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Инфраструктура:

 

Кто заказал главного «русского» Крыма?

[1K] Криминал :: Кто заказал главного «русского» Крыма? Нераскрытое преступление правоохранители между собой называют «сухарем». Таких вот «сухарей» (большая часть из них относится к бандитским временам на полуострове) у крымских работников милиции накопилось несколько сотен. При этом около 200 человек...

Прокуратура идет в наступление

[1K] Политика :: Прокуратура идет в наступление Виктор Шемчук говорил правду, когда уверял, что он прокурор не по должности, а по призванию и политиком себя не считает. Всего лишь две недели его пребывания в прокурорском кресле произвели больший резонанс, чем неприметные два месяца работы в...

Анатолий Матвиенко: «Если все вернуть назад, я бы не ушел с поста премьера»

[1K] Политика :: Анатолий Матвиенко: «Если все вернуть назад, я бы не ушел с поста премьера» Анатолий Матвиенко — народный депутат Украины и лидер Украинской республиканской партии «Собор» — на полуострове известен больше как бывший председатель Совета министров автономии. Придя на этот пост в апреле 2005 г., уже в сентябре этого же года...

В Украине опять подорожает газ

[1K] Инфраструктура :: В Украине опять подорожает газ Всего каких-то пару-тройку месяцев газовая тема была в Украине в забвении, вспоминали на разных уровнях разве что о долгах за энергоносители. И вот опять заговорили о ценах на газ, несмотря на то, что сезон для подобных тем наступает ближе к...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Малоизвестные способы прививки плодовых деревьев
  • Смертельные уколы СПИД-террористов
  • В Крым пришла мода на блатные номера
  • Гимнастика для глаз улучшает… память
  • Академия прокуратуры приглашает на учебу
  • Елизавета II мечтала стать... женой фермера
  • Процентные ставки по кредитам отпустили... в плавание
  • Печень следит за нашей внутренней чистотой
  • Новый лохотрон: за две книжки обещают джип
  • Маленький паразит может доставить большие неприятности
  • Создана Ассоциация инвалидов рассеянного склероза
  • Крымский писатель 13 лет ждал жилья в Крыму. А получил «свою землю» только на кладбище
  • Скоро Крым перестанет быть курортом
  • Водятся ли на полуострове настоящие сатанисты?
  • НТВ устремилось в погоню за ангелом
  •  
    Яндекс.Метрика