Категории
 
архив
 
104 < 105 > 106



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Конституционные игры непатриотов

/ВАЛЕРИЙ ДАЦЕНКО, «ДС» /

Конституционная реформа, вступающая в силу 1 января, стала такой же неизбежной, как Новый год. У пропрезидентских фракций был шанс блокировать запуск механизма передачи власти, однако реализовать последнюю надежду Виктора Ющенко на сохранение нынешних президентских полномочий помешал спикер парламента Владимир Литвин, который довольно-таки грамотно провернул операцию с затягиванием назначения судей Конституционного суда. В результате теперь невозможно рассмотреть обращения нардепов о неконституционности реформы, голосование за которую год назад было неотъемлемым условием соглашения о назначении третьего тура президентских выборов. Поэтому с 1 января вступают в силу изменения в Конституции, которыми большая часть полномочий президента переадресуется парламенту и правительству.

От президента — парламенту

Изменения будут проходить поэтапно. С 1 января Верховная Рада получит часть президентских полномочий по назначению и увольнению глав ряда ведомств и министерств. В частности, в полномочия депутатов будет входить увольнение с должности практически всех министров, кроме глав Минобороны, МИДа, СБУ и ГПУ (этих руководителей нельзя назначить без президентского согласия или представления, а генпрокурора парламент может уволить самостоятельно).
Отдельные народные избранники стремятся сразу же воспользоваться некоторыми «новинками». Так, эсдек Нестор Шуфрич после неудавшейся 15 декабря попытки добиться смещения с должности главы МВД Юрия Луценко угрожающе спрогнозировал, что скоро у депутатов будет больше полномочий в этом плане. В то же время кандидатов на эти посты до парламентских выборов будет предлагать премьер-министр. В случае отсутствия компромисса в решении кадровых вопросов между Кабмином и Верховной Радой может возникнуть ситуация обезглавливания министерств. Прогнозируемая неопределенность может продлиться до того времени, пока новоизбранный парламент самостоятельно не будет определять кандидатуры руководителей.
Верховная Рада нового созыва существенно усиливает влияние на Кабмин. В ней в течение месяца должна быть создана коалиция, которая сформирует парламентское большинство. Это новообразование представляет президенту свою кандидатуру на пост премьер-министра, а Виктор Ющенко должен будет ее внести на утверждение в парламент. Интересный момент: новая Конституция не предусматривает ответственности президента за невнесение в ВР коалиционного кандидата. В то же время парламент обязан в течение 60 дней избрать новый состав правительства, иначе президент может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, и далее запускается процедура новых выборов. Парламентские скептики утверждают, что перевыборы могут тянуться до бесконечности или до того момента, пока президент и депутаты не найдут компромисса по фигуре премьера.
Похожая ситуация и с назначением министров. Верховная Рада, согласно процедуре, представляет свои кандидатуры премьеру, который должен будет официально внести их в парламент. Но ответственности за неисполнение регламента — никакой. Вполне может возникнуть ситуация годичной давности: тогда депутаты приняли решение о недоверии главе КМУ Виктору Януковичу, вследствие чего он должен был подать заявление об отставке. Но г-н Янукович этого не сделал.

Ющенко нашел слабое звено

В этой системе власти усиливается роль заместителей министров, которые в случае возникновения дрязг между Кабмином и ВР могут длительное время исполнять обязанности руководителей. Слабое место в позициях парламентариев уже подметили в Кабмине и Секретариате президента. Совместными усилиями команда Виктора Ющенко разработала проект президентского указа, которым в правительстве вводятся должности так называемых постоянных секретарей. Это нововведение с 1 января предполагает разграничение политических должностей и должностей госслужащих в КМУ. К первым будут принадлежать министры и их заместители, назначаемые с подачи парламента. Вторые — это секретари с зарплатой на уровне замминистра, которые не будут зависеть от депутатов. В идеале, озвученном премьером Юрием Ехануровым, министры и их заместители будут отвечать за политическую составляющую — взаимодействие с Верховной Радой, выработку политики на заседаниях Кабмина, которую затем и станут воплощать постоянные секретари.
Депутат Борис Беспалый сообщил, что документ, вероятнее всего, вынесут на рассмотрение ВР уже на этой неделе. Впрочем, о судьбе закона он предпочитает говорить туманно. Это естественно. Очевидно, что новшество направлено на сохранение влияния президента на Кабмин и после проведения конституционной реформы. Поэтому антипрезидентское большинство в ВР, рассчитывающее на максимальное усиление своей роли во власти, скорее всего, провалит пропрезидентскую инициативу.

Варианты торга

Впрочем, торг уместен. Во-первых, депутаты могут договориться с Виктором Ющенко и контролировать госсекретарей совместно, во-вторых — провластные фракции могут обменять поддержку этого законопроекта на иной, важный для оппозиции. Так, Адам Мартынюк сообщил, что на этой неделе планируется рассмотрение Закона №3207 — «О местном самоуправлении».
Этот законопроект дополняет конституционную реформу, поэтому для его принятия требуются 300 голосов, но без пропрезидентских фракций такого количества не собрать. НСНУ в документе не устраивает предусматриваемая фактически полная ликвидация влияния президента на региональную власть. Главным образом потому, что нынешние областные и райгосадминистрации, глав которых сейчас назначает президент, в новом виде будут подчинены местным советам. Руководители исполнительных комитетов, согласно нынешнему варианту закона, будут избираться из состава депутатов вновь избранных советов (даже не прямым голосованием избирателей). Плюс к этому к полномочиям местных органов власти будут относиться практически все вопросы формирования бюджетов, земельные и контрольные функции (в том числе и контроль над действиями региональных отделений центральных органов власти). Тем самым усиливается федерализация Украины, против которой выступают Виктор Ющенко и его соратники.
По оценкам экспертов, передел властных полномочий между президентом и Верховной Радой приведет к усилению роли законодательного органа, но ответственность за «судьбы страны» все-таки невозможно будет идентифицировать с конкретными политическими силами. В частности, создание парламентской коалиции отнюдь не означает, что именно вошедшие в нее силы возьмут на себя полноту ответственности за происходящее. Никто не мешает коалиции распасться сразу же после голосования за состав Кабмина, а вновь созданной — тут же устроить смену правительства. Также никто не мешает отдельным депутатам голосовать против генеральной линии фракции. В парламенте нового созыва народные избранники будут обязаны вступить во фракцию, образованную партией или блоком, в составе которой кандидат стал депутатом. Если он этого не сделает или пожелает позже выйти из фракции, то руководящий орган партии может принять решение о лишении «бунтаря» парламентского мандата (речь идет о так называемом императивном мандате). Но депутат может спокойно голосовать в составе фракции по своему усмотрению — руководство
не способно самостоятельно принять решение об исключении его из фракции с последующим лишением депутатского мандата.
Таким образом, вместо нынешних бесконечных метаний по фракциям можно будет видеть, как по одному и тому же вопросу депутаты-однопартийцы станут принимать противоположные решения. А значит, сохранится поле для того, что Владимир Литвин называет отсутствием в Верховной Раде «политической воли». Другими словами, продолжатся привычные парламентские игры в «договорняк», равно как и торг законодателей с президентом. За скобками остается электорат, нужный, как всегда, только в день голосования. Другими словами, конституционная реформа не ведет к усилению влияния народа на своих избранников. Даже наоборот. Депутаты получают полномочия уже не на четыре года, а на пять лет.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Политика:

 

Параллельный мир в режиме симферопольской зоны

[1K] Криминал :: Параллельный мир в режиме симферопольской зоны Как гласит народная поговорка, без воды и тюрьмы жить нельзя. В человеческом обществе есть нарушители законов, а значит, и должны быть места для их изоляции. Так что тюрьма — непременный атрибут любого социума.
Создание пенитенциарных...

Карантин нанесет Крыму миллионные убытки

[1K] Инфраструктура :: Карантин нанесет Крыму миллионные убытки Возможно, уже в ближайшее время все мы окажемся в зоне. Карантинной. Последние три недели, с того времени, как в пяти крымских селах впервые был выявлен птичий грипп, на полуострове пытались справиться с вирусом. В Киеве решили, что не очень...

«Мастером и Маргаритой» зрителей всерьез и надолго приковали к экранам

[1K] Телемир :: «Мастером и Маргаритой» зрителей всерьез и надолго приковали к экранам Это, конечно, пока только первое впечатление — пишу после просмотра первых трех серий из десяти. Но удержаться невозможно — слишком долго ждали сериал «Мастер и Маргарита», чтобы молча терпеть, пока он закончится.
Конечно, экранизация,...

Уличный бокс по-бандитски

[1K] Криминал :: Уличный бокс по-бандитски Несколько дней назад сотрудники уголовного розыска Киевского РОВД Симферополя задержали организованную преступную группу. Несколько отморозков, составлявших эту банду, на протяжении двух месяцев терроризировали женское население в районе улицы...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Лечите горло? Начинайте с диеты
  • Николае Чаушеску: коммунистический император
  • Централизованное отопление можно заменить индивидуальным
  • Весенние цветы в зимнее время
  • Установив теплосчетчик, жильцы стали замерзать
  • Грядки под зелень прямо в доме
  • Информационный психоз — «болезнь телевизора»
  • Удар экстрасенсорикой по бандитизму
  • Клюква против кариеса
  • Пять лет женщину не выпускает из дома агарофобия
  • Признание комиссара милиции шоумену Малахову
  • Хлеб подорожал и будет дорожать
  • Выгонка: у каждого растения свои капризы
  • Шокирующие роды удивили врачей
  • Поможем убить себя за один день
  •  
    Яндекс.Метрика