Вероятные контуры договоренностей между Белым Домом и Кремлем вполне могут затрагивать и Украину — и тут важно твердо отстаивать собственную позицию

Украина находится в довольно сложной ситуации, которая может задать направления нашей политики, обозначить вызовы на ближайшие 12-18 месяцев. Речь идёт о будущей встрече Трампа и Путина — или, если быть точным, о событиях, происходящих вокруг неё. Собирается весьма тревожный пазл. Судите сами:

  1. Договорняк по Молдове, результатом которого стал, среди прочего, обмен управляемости страной и борьба с коррупцией, а также «прогресс» в переговорах по Приднестровью — впервые за последние 2 года. Участники — ЕС, РФ и США.
  2. Русские соглашаются на отведение сторон в Станице Луганской. И реально отводят силы. На минуточку, это первый «прогресс» в Минских соглашения (помним пункт 1 — разведение сторон). То есть, РФ демонстрирует «прогресс» и — якобы — уступки.
  3. Российская Федерация заявила — и американские СМИ подтвердили — факт вывода российских военных специалистов из Венесуэлы. Ещё один «прогресс» и уступки.
  4. В Минске договариваются о передаче четырёх наших пленных Медведчуку. Якобы «добрая воля» сепаратистов.
  5. Трамп заявляет, что его ожидания от завтрашней встречи с Путиным на G-20 позитивны.

Таким образом, имеем ситуацию, в которой Россия создаёт видимость уступок. И демонстрирует готовность обмена одного кризиса на другой. Уступают Венесуэлу. Догадайтесь с трёх раз — уступок в какой части мира они хотят потребовать взамен? Эту логику, кстати, мы с Илией Кусой, описывали год назад в тексте «Три основных сценария политического компромисса Трампа и Путина». Россия продолжает действовать именно в этой логике.

Вопрос в другом: готовы ли США пойти если не на глобальный, то на локальный договорняк? Вашингтону, кроме Венесуэлы, важна позиция России по Ирану на Ближнем Востоке. Фактически — ограничение влияния Ирана в Сирии, Ливане и Ираке. США необходима позиция РФ по КНДР. И, наконец, Вашингтону необходима позиция Кремля по договорам о вооружениях (разорванных недавно) — необходима совместная работа по более глубокому втягиванию Китая в систему сдерживания.

Путин готов пойти навстречу по вопросу Ирана в Сирии. С КНДР сложнее, но тут тоже есть российский интерес. А вот совместная позиция по давлению на Китай — этого себе Москва на фоне санкций позволить не может. Речь даже не об экономике — с этим у России всё более-менее, — речь о технологическом сотрудничестве.

Кроме того, есть Северная Африка, Судан, страны Азии. Поэтому шансы на «большой договорняк», «big deal», не так велики. И это хорошо.

Но даже в случае локального договорняка есть опасность, что на одной чаше весов лежит Венесуэла (и, возможно, Иран в Сирии), а на другой — Украина. Дбавить на весы Путин может наших моряков на протяжении 2-3 месяцев (всё равно он вынужден будет их отпустить в перспективе до года).

Читайте также

Помрачение от безнаказанности. Как победить правовой нигилизм РФ 25.06.2019 Гамбургский трибунал и судьба Азова. Что будет делать Россия 27.05.2019 Индульгенция Путину: решение Совета Европы ведет к эскалации 19.05.2019

Тогда от нас будут требовать встречных уступок. И на фоне смены власти наша ситуация выглядит несколько шаткой. Это, кстати, та логика, которую мы описывали в прогнозе на 2019 год без привязки к тому, кто выйдет победителем из парламентской и президентской гонки. К осени Россия хочет выйти на контуры договорняка и обозначить позиции, чтобы создать «дорожную карту» на 2020 год.

Но есть и плюсы, которые заключаются в следующих фактах:

  1. РФ решила действовать не только эскалацией (которая была перед президентскими выборам), но и «уступками», причём делает это до завершения парламентских выборов. Это означает, что в Кремле не уверены, что новая расстановка сил в Верховной Раде и будущая конфигурация «парламент-президент» будет полностью отвечать их ожиданиям. Поэтому спешат начать процесс, вынудить Украину к уступкам во время избирательной кампании, на фоне противостояния парламента, части правительства и президента.
  2. ЕС продлил санкции против РФ ещё на полгода. То есть, решение принято. И для выхода из-под санкций либо их ослабления зимой 2020 года Кремль вынужден будет демонстрировать «чуть больше прогресса».
  3. Интересы США в сфере торговли углеводородами и создания региональных альянсов для уменьшения собственного присутствия (решать проблемы чужими руками дешевле) в значительной части регионов мира пока что не располагают Белый Дом к быстрому и глобальному договору с Россией. Скорее, есть интерес «показать динамику и желание ослабить давление», играя с Кремлём как рыбак с рыбкой, попавшей на крючок.

Таким образом, в тактическом плане для нас угрозой будет «кивок США в ответ на инициативы России», который может проявиться в виде разговоров о наших уступках в реализации минских соглашений (по первым пунктам, пока без политической части) а также возобновлению разговоров о миротворческой миссии на Донбассе с активным обсуждением российских идей.

Уступок Кремлю из Брюсселя в ближайшие месяцы русским ждать не приходится — возвращение в ПАСЕ уже было уступкой, которую России обещали ещё в 2017 году. Поэтому в ближайшие пять месяцев на европейском направлении возможны разговоры о «необходимости компромисса», но реальное давление на Киев маловероятно.

Грубо говоря, мы имеем от 5 до 7 месяцев, за которые должны продемонстрировать понимание ситуации и показать партнёрам наши сценарии работы. То есть, перестать говорить о только ценностях, и начать говорить о том, что мы собираемся делать при различных балансах внешних сил. А также показать свой функционал.

И вот тут есть жирнейший плюс и колоссальная возможность, связанная с тем, что в ПАСЕ сразу несколько делегаций решили уехать с сессии на консультации. Это прообраз будущего политического союза, который (на начальном этапе) может быть всего лишь общей позицией в Совете Европы. А в будущем — основанием для сотрудничества и по другим областям. Примечательно также, что страны-участники являются государствами, через которые США пытаются влиять на регион. Их скоординированная политика сама по себе интересна Вашингтону в сфере дипломатического противостояния с Берлином и Парижем. А это совсем другие условия, которые приводят США в наш регион совсем в другой роли. И это шанс для нас, который нивелирует возможный компромисс Трампа и Путина в июне-сентябре 2019 года.

Специально дляLIGA.net

  • Читайте также: Помрачение от безнаказанности. Как победить правовой нигилизм РФ

Источник: Liga

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о