У украинского автопрома не лучшие времена: за десять лет производство рухнуло в 90 раз, причем каскадное схлопывание отрасли началось в 2014 году, когда страну сотрясла революция и война. Теперь в государстве существует только одно предприятие, выпускающее легковушки. 

Сегодня статистика автопроизводства формируется фактически на показаниях компании «Еврокар», которая, напомним, занята выпуском автомобилей марки Skoda по технологии крупно- и мелкоузловой сборки.

Так, в июне, по данным ассоциации автопроизводителей Украины («Укравтопром»), было произведено 672 единиц автотранспортной техники, из которых 592 легковушки (собраны на линиях «Еврокара»), 77 автобуса (Черниговский автозавод,  «Часовоярские автобусы», «Черкасский автобус») и 3 грузовика («Черкасский автобус»).

Нулевым производством легковушек отличились корпорация «Богдан» и Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), который пошел на частичную  консервацию своих мощностей и переключился  изготовление машинокомплектов.

Всего за январь-июнь в Украине было произведено 3 853 автотранспортных средства. А вот 2017 году с конвейеров украинских предприятий сошло 8586 авто, что на 41 863 единиц меньше, чем в докризисный 2013 год.

Что же пошло не так в отрасли? Во-первых, на результаты автопрома повлияла отмена в 2015 году специальных пошлин на импорт легковых авто (на этом действии настаивали в ВТО, членом которой является Украины). Во-вторых, потеря  традиционного рынка сбыта в лице РФ (как реакция на аннексию Крыма и войну на Донбассе). В-третьих, кризисные тенденции в экономике и сокращение доходов населения. В-четвертых,  отсутствие государственного стимулирования отрасли. В-пятых, до сих пор плохо работающая система автокредитования. В-шестых, налоговые новшества  властей, при которых импортные машины стали доступнее.

К примеру, в июле первую регистрацию в Украине прошли 16,5 тыс. легковых автомобилей, в том числе бывших в эксплуатации – 9,8 тыс. единиц. Таким образом, доля импортированных возрастных авто на первичном рынке продолжает увеличиваться и составила уже более 59%.

«Год назад появилась схема по ввозу б/у автомобилей в Украину. Она пользуются большой популярностью из-за своей дешевизны. Это дело мало контролируется. Полиция этим практически не занимается, а страховые компании не проверяет полисы. В итоге получается, что отпустили рынок, и никто его не контролирует, а кто-то на этом хорошо зарабатывает. В частности, люди в погонах и бывшие гаишники», — комментирует эксперт общественной организации «Европатруль» Вячеслав Коновалов.

Помимо прочего, продолжают процветать схемы по ввозу «евроблях». Так, по данным  Государственной фискальной службы на конец апреля, в стране пребывало 3,2 млн автомобилей с иностранными номерами, которые были ввезен ы  в режимах «транзит» и «временный ввоз». Из этого количества 317 тыс. авто находились на территории с нарушениями, то есть незаконно.

Как говорят эксперты, в этих условиях нашим неконкурентоспособным автопроизводителям открываются двери только рынка запчастей и комплектующих.

Что касается автобусов, то тут власти могут изменить ситуации для отечественных предприятий путем ужесточения возрастных критериев для автотранспорта перевозчиков, которые, как правило, не спешат покупать новые автобусы, пока старые еще пригодны для эксплуатации. Эти шаги действительно стали бы полезными, учитывая серию страшных ДТП и пугающие итоги проверок маршруток.

А вот для роста сегмента грузовых автомобилей нужно оживление бизнеса и улучшение инвестиционного климата, признаются эксперты.  В июле, по данным «Укравтопрома», на первичном рынке продали 928 грузовиков, при этом лидерами продаж стали Renault, Fiat и Mercedes, а отечественные марки реализовали в количестве 34 единиц.

«Страны, в которых работает автопром, обычно имеют свой серьезный рынок,  либо имеют выход на внешние рынки. Например, Словакия занимает первое место в мире по производству автомобилей на душу населения, но не потому, что словаки покупают так много автомобилей, а потом, что они выпускают разные марки машин.  В частности, Kia, Hyundai,  Peugeot и Volkswagen и продают их по всему миру.  Для того чтобы автопром развивался, нужны внешние рынки»,- комментирует директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров та дилеров Олег Назаренко.

Он уточнил, что проектная рентабельность автозавода начинается как минимум с выпуска 180 тысяч автомобилей в год.

«В Украине с рынком 80 тысяч автомобилей, оставшееся количество автомобилей нужно выпускать для внешних рынков. Рынок СНГ и России мы потеряли, а рынок ЕС для нас закрыт»,- резюмировал Олег Назаренко.

Источник: Автотема