В Украине дорожают все виды автомобильного топлива. Если бы не ранее сделанные нефтетрейдерами запасы, рост цен мог бы быть еще больше.

В частности, согласно данным «Консалтинговой группы «А-95», если сравнивать цены 9 июня и 8 июля этого года, ценник на украинских заправках изменился следующим образом:

  • «95-й» бензин вырос в цене с 21,88 до 22,39 грн/л;
  • дизель – с 21,32 до 21,83 грн;
  • автогаз – с 10,65 до 11,41 грн.

Это средние цены по стране (у премиальных сетей цены, ясное дело, выше, но и там рост цен, как говорится, налицо).

Причины роста цен

Первоочередными причинами удорожания горючего эксперты называют рост цен на мировом рынке за последние два месяца.

«С апреля нефть и нефтепродукты подорожали в 2,5-3 раза, тогда как в Украине цены на АЗС были стабильными. К слову, это наглядно иллюстрирует тот факт, что вопреки расхожему мнению о быстром повышении и медленном снижении рост цен тоже происходит постепенно», – рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Цены в оптовом сегменте зависят от цен внешнего рынка и курса гривны к доллару и евро (акцизы насчитывают именно в евро). В свою очередь, цены на АЗС зависят от уровня оптовых цен.

«С мая по июль цена внешнего рынка в среднем повысились на 30% (с $303/т в мае-июне до $392/т в июне-июле). В свою очередь, оптовые цены на «пятый» бензин за тот же период выросли с 18 000 грн/т до 24 000 грн/т и, соответственно, на ДТ с 15 500 грн/т до 19 660 грн/т. В процентном соотношении: на 33,7% по А-95 и 26,7% по ДТ. Таким образом, были созданы предпосылки для подорожания топлив в рознице на 0,92 грн/литр по обоим продуктам, если считать по средним ценам за периоды май-июнь к июнь-июль», – отметил эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

При этом показательно, говорит эксперт, что за тот же период (май-июль) розничные цены в среднем выросли только на 2,4%: с 21,86 грн/л до 22,39 грн/л по А-95 и с 21,31 грн/л до 21,82 грн/л – по ДТ.

«Фактически, в среднем по стране и на бензины, и на дизтопливо цены выросли всего на 0,52 грн/литр, что обусловлено большими запасами моторных топлив в сетях, приобретенных в период низких цен и антивирусных мероприятий», – добавил Леонид Косянчук.

Запаслись впрок

Сегодня наблюдается профицит бензинов и дизтоплива из-за низкой активности потребителя в период вынужденной самоизоляции и карантинных мероприятий в местах традиционного отдыха граждан.

В апреле-мае игроками рынка был создан рекордный запас нефтепродуктов, который позволил более двух месяцев нет реагировать на рост цен в мире. Но эти запасы понемногу истощаются, замещаются более дорогим топливом и это толкает цены вверх.

«Мы оцениваем запасы дизельного топлива в рекордные 350–400 тыс. т, бензина — около 150–180 тыс. т. Проблем с поставками мы не ожидаем», – говорит Сергей Куюн.

Когда и на сколько еще подорожает

Вместе с этим предпосылки для роста цен все еще остаются, учитывая уменьшающиеся запасы более дешевых нефтепродуктов, и их замещение более дорогим ресурсом.

«Если не произойдет резкого падения цен на европейском рынке, то остается еще «запас» для экономически обоснованного подорожания приблизительно на 0,4-0,5 грн/литр. Опять же, при достаточно большой марже, которая сегодня сохраняется в сетях, совсем не факт, что эту «недоимку» все постараются использовать: возможно, выгоднее будет просто не потерять объемы продаж, которые всегда уменьшаются после очередного, даже незначительного повышения цен», – заметил Леонид Косянчук.

Другие эксперты также советуют готовиться к росту цен на заправках, но при этом отмечают, что подорожание к концу месяца может быть еще выше. Прежде всего, это касается бензина и дизеля.

«Я вижу потенциал роста до конца июля в размере 1 грн/л по бензину и ДТ. По сжиженному газу пока предпосылок для роста нет», – спрогнозировал Сергей Куюн.

Заправщиков выручают путешественники

Пока что изменение цен незначительны, поэтому не оказывают никакого влияния на спрос, говорят эксперты.

Здесь больше важна активизация населения в отпускной период – продажи заметно выросли.

«Высокий спрос также продиктован невозможностью выехать на летний отдых за рубеж. В этой связи люди вынуждены искать места для отдыха внутри страны, тем самым генерируя спрос на топливо», – говорит Сергей Куюн.

Правда, рост спроса фиксируют не все заправщики, отмечая, что раньше, когда не было таких жестких антивирусных ограничений, период с мая по сентябрь всегда считался «золотым периодом» потребления. Сейчас же все намного скромнее.

«К сожалению, в этом году ни май, ни июнь не порадовали нас традиционным резким ростом потребления. Оставшиеся июль и август тоже как-то не располагают к оптимизму», – говорит Леонид Косянчук.

UBR

Источник: newsone.ua

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о