Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Аутизм — серьёзное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей. Что такое аутизм? Какие особенности имеет это заболевание? Как его распознать и как окружающим вести себя с детьми, имеющими РАС. На эти вопросы отвечает председатель региональной общественной организации по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям «Особое детство в НАО» Татьяна Вепрева.

– Татьяна, расскажите подробнее об аутизме и его отличиях от других расстройств

– Аутизм – это психологическое расстройство, при котором ребёнок не контактен с окружающим миром, живёт в собственном мире, не проявляя эмоций. Слово «аутизм» переводится как ушедший в себя. Ребёнок с таким заболеванием не употребляет жесты и речевое обращение к окружающим, в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл. Таких детей называют «дети дождя». Представьте ребёнка, который носит на себе свой дом и постоянно в нём прячется, как улитка. Сложно понять, хорошо ли ему там, непросто вытащить его из этого домика, показать мир, в котором живут обычные здоровые люди. Очень часто этот диагноз не ставят в раннем возрасте, родителям порой сложно понять, что у них «ребёнок дождя». При этом по всем внешним физическим признакам он чаще всего выглядит совершенно нормально и не имеет никаких отклонений. Все дети разные, особенностей и признаков тоже очень много, всё индивидуально. Но есть некоторые общие моменты, например, отсутствующий взгляд, который при разговоре со взрослым ребёнок отводит, никогда не смотрит в глаза. В таком случае заставлять его смотреть на вас при разговоре не стоит, как и ругаться, и упрекать его в отсутствии реакции на вашу речь.

Как общаются такие дети с ровесниками?

– Ребёнок чаще не интересуется общением со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки. Родитель же в этом случае может стать тем другом, который будет помогать. Окружающие, встречая такого особого ребёнка, не должны показывать на него пальцем, нужно просто присмотреться, понять особенности малыша и вести себя так, как будто он совсем обычный ребёнок, которому нужен необычный подход со стороны взрослых.

– Такие дети гиперчувствительны к прикосновениям?

– Да, ребёнок не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает. Повышенная чувствительность к прикосновениям к коже – распространённая проблема очень многих детей с расстройствами аутистического спектра. Они стараются избегать чужих прикосновений и объятий, так как они воспринимаются ими как неприятные ощущения, нарушающие их личную зону комфорта. Подобное поведение не связано с отношением к другим людям, а является проявлением нарушений сенсорной интеграции. У одних это приводит и к другим сложностям – трудностям с подбором и примеркой одежды, проблемам с визитом в парикмахерскую или к врачу и так далее. У других наблюдается тактильная гипочувствительность – пониженная чувствительность к прикосновениям, поэтому они могут, наоборот, стремиться к сильному давлению на кожу, в том числе к объятиям, могут щипать родителей и окружающих, порой очень сильно.
Также «дети дождя» проявляют чувствительность к некоторым громким звукам. В результате они не разговаривают, больше отмалчиваются, а если и идут на диалог, то не всегда могут внятно выразить свои мысли и желания. Из-за чего могут часто устраивать истерику, быть пассивными или, наоборот, гиперактивными.

– Как много детей с РАС в регионе?

– В нашей организации три ребёнка-инвалида с диагнозом РАС, но есть дети, у которых это заболевание является попутным диагнозом. Такие дети у нас тоже занимаются и находятся на социальном обслуживании. По нашей информации, 16 детей в регионе имеют расстройства аутического спектра.

– Как вы работаете с такими детьми?

– У нас много способов работы с такими детками. Это и работа логопедов, адаптивная физкультура, массажи, арт-терапия, развитие мелкой моторики, хангтерапия и другие направления. Один из эффективных – это метод Томатис. 60 лет назад французский врач Альфред Toмaтис разработал педагогический метод, нацеленный на нейростимуляцию коры головного мозга, с использованием звука, костной проводимости и специальных низко и высокочастотных фильтров. Система Томатис помогает деткам скорректировать поведение и запускает речевые навыки, улучшает процессы восприятия информации на входе и, как следствие, на речевом выходе.

– Что ещё меняется в поведении «детей дождя» после использования метода Томатис?

– Если ребёнок гиперактивный, то у него появляется усидчивость, интерес к какому-либо занятию. За примерами далеко ходить не нужно – у одного ребёнка после трёх курсов Томатиса появился зрительный контакт, интерес к социуму, речевой контакт в виде звуков, слов. У других детей решаются проблемы с энурезом, корректируются когнитивные функции, улучшается мелкая моторика, появляется интерес к чтению и так далее. В общем, Томатис даёт толчок к естественному развитию.

– Как воспринимают окружающие «детей дождя», какие советы вы дадите людям, которые они могут использовать при встрече с особенным ребёнком с РАС?

Источник: nao24.ru

– Мой совет для родителей – примите ребёнка таким, какой он есть, где нужно — смягчайте и направляйте ситуацию, прислушивайтесь, создавая комфортную среду для него. А также применяйте наработанные методики для запуска речи, если она отсутствует, помните, что ребёнок вас слышит, видит и чувствует. Помогайте ему, многократно рассказывайте, моделируйте ситуации, корректируйте поведение.
Мой совет окружающим — не показывать пальцем на особенного ребенка, не разобравшись в том, какой он. Внимательно присмотритесь, поймите, что он не такой как все, что у него тоже есть мама. Воспитывать его — уже большое и сложное дело. Часто сталкиваясь с непониманием окружающих, мы ущемляем не только интересы ребёнка, но и затрагиваем его маму до глубины души. А ведь сколько людей в мире с аутизмом стали великими музыкантами, писателями, художниками и так далее. Все мы разные и должны относиться друг к другу с уважением.
Конечно, каждый решает сам, как распорядиться этими советами. Если бы вы знали, какое огромное счастье видеть, как меняются дети, как происходят шаги вперёд в их развитии, как блестят глаза мам. Мы с вами видим таких детей иногда, а мамы живут с ними каждый день, давайте относиться с пониманием при виде особенных детей. Апрель – месяц, когда мы говорим о «детях дождя». Нам всем необходима любовь и понимание, только все мы по-разному отдаем её взамен. Порой прячась в свой домик, улитка не бежит от принятия добра, а так вам показывает свою любовь, может она по-другому не умеет.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о