Эстонские исследователи российской дезинформации предупреждают, что бороться с ней становится все сложнее, что она остается влиятельной, несмотря на попытки ограничить ее влияние, а способы воздействия на общество становятся все более изобретательными. По данным издания Postimees, российские дезинформаторы становятся более активными накануне выборов, а обнаружить их в социальных сетях, особенно тех, которые базируются в России и остаются популярными в странах Балтии, становится все сложнее.

Накануне Рождества, в конце прошлого года, в российской социальной сети «ВКонтакте» в группе под названием «Мы ‒ народ Нарвы» появилось сообщение о якобы нападении, от которого пострадал протестующий против пакта миграции ООН в Таллинне. На фото, сопровождавшем сообщения, можно было увидеть, как молодой человек с сине-черно-белым флагом на плечах бьет человека в куртке с капюшоном, а рядом лежат разорванные плакаты с лозунгами «ЕС = СССР», «Стоп пакт нападения ООН» и «ESTexitEU».

Как выяснила команда Propastop, эстонского блога, занимающегося отслеживанием и борьбой с дезинформацией, это был очередной фейк. Об инциденте не было никаких сообщений в официальных источниках, данные на фотографиях не давали возможности установить личность «пострадавшего», да и снега в тот день, когда инцидент якобы произошел, в Таллинне не было.

Как пишет корреспондент сайта Postimees Хольгер Роонемаа, борьба с миграцией, выход из ЕС, сравнение ЕС с Советским Союзом и эстонских властей с нацистами ‒ остаются излюбленными темами российских пропагандистов. Распространяют их они не только через российские социальные сети, но и через группы в сети Facebook, среди них, например, Estoners, которая была создана совсем недавно, 3 октября прошлого года.

Группа, набравшая уже около тысячи сторонников, публикует в основном карикатуры на президента Эстонии Керсти Кальюлайд, статьи о засилье нацистов и мигрантов в Европейском союзе и перепечатывает сообщения с российского пропагандистского сайта «Спутник». Политический контент несколько перемешан с поздравлениями с праздниками, юмористическими картинками и фотографиями природы.

А самое интересное, что обнаружили борцы с пропагандой, что ни один из восьми администраторов группы не существовал в сети Facebook четыре месяца назад. Сейчас же их профили выглядят так, как у обычных пользователей ‒ никаких признаков, что это производство «ботофермы», как бывало раньше ‒ у них есть друзья, личные фотографии, данные об образовании и предпочтениях, чего у обычных российских ботов не было. И это обеспокоило эстонских исследователей ‒ дезинформацию становится сложнее выявлять, с ней становится труднее бороться в стране, входящей в избирательный период.

Случай Эстонии подтверждает и выводы, к которым пришли исследователи из Сената США. В исследовании, опубликованном газетой The New York Times в конце года, говорится, что российские попытки влиять на избирательный процесс путем дезинформации продолжаются, они становятся более распространенными и агрессивными.

Согласно выводам одного из исследований, проведенных по заказу Конгресса США, «Россия способна успешно маскироваться под ряд американских медийных организаций, создавая и управляя подставными лицами и развивая общины до сотен тысяч людей, строя влияние на протяжении многих лет и используя его для манипулирования и злоупотребления имеющимися политическими и общественными разграничениями».

Исследование утверждает, что хотя Россия является не единственной геополитической силой, прибегающей к таким действиям, она, наверное, является одним из самых влиятельных и успешных противников в современной информационной войне. Причем эта война дорого не стоит, и Россия, которая имеет гораздо меньшие экономические возможности, может иметь более «дешевое» влияние благодаря манипуляциям в социальных сетях. Согласно исследованиям американской сети Twitter, фейковые сообщения распространяются сетью в шесть раз быстрее, чем правдивые.

Европейские исследователи из агентства по борьбе с российской пропагандой «EU vs Disinfo» говорят, что российские тролли продолжали процветать в 2018-м и готовятся к плодотворному 2019 году. Они предупреждают, что главной темой и главным объектом информационных манипуляций остается Украина, события на востоке, где идет война, и Крым.

#MustRead # Украина возглавляет базу данных @EUvsDisinfo как частая цель дезинформации #Russian с 461 ссылкой в общем количестве 1000 случаев дезинформации, которые были зарегистрированы в течение 2018 года.

С удивлением для себя исследователи выяснили, что любимыми темами дезинформаторов, кроме уже традиционных, таких как инструкторы НАТО в Украине, украинские «каратели» на востоке, сбивание МН17 украинской ракетой и другие, была тема прививок. Когда речь шла о вакцинации, 93% сообщений против прививок отправлялись с фейковых аккаунтов.

Исследователи говорят, что это уже общепризнанно, что проблема существует, и сейчас многое делается, чтобы противостоять российской пропаганде, но Запад продолжает отставать в этой гонке. Даже если с фейками уже начали бороться, проверить, например все 70 миллионов аккаунтов, которые Twitter подозревает в распространении дезинформации, будет не просто и на это уйдет время.

Возвращаясь в Эстонию, автор статьи в Postimees Хольгер Роонемаа говорит, что трудно сказать, сколько ботов и троллей сейчас существует в эстонских социальных сетях, но накануне выборов в парламент страны и в Европейский парламент их точно не станет меньше.

Источник: Krymr

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о