Чем больше доля округов в области принадлежит монобольшинству, тем больше средств субвенции получила область в 2020 году.

Такой принцип распределения означает, что, как и ранее, получат деньги не обязательно те, кто в этом нуждается, а скорее те регионы, где есть депутаты, приближенные к власти. Всего в этом году распределили почти 1,7 млрд грн субвенции, почти втрое меньше, чем в прошлом году.

«За последние 10 лет из субвенции на социально-экономическое развитие оранжевые, бело-голубые политики и политики по-новому направили на поддержку своих областей почти 20 млрд грн или две трети общего объема субвенции». Так начиналась моя статья летом 2018 года.

Рисунок 1. Связь между распределением субвенции на социально-экономическое развитие и долей мажоритарщиков от монобольшинства в области / Фото: Министерство развития общин, ЦИК, Госстат, собственные расчеты

В этом году зеленые политики пополнили этот список. Чем большая доля округов в области принадлежит монобольшинству, тем больше субвенции область получила (Рис. 1).

Больше всего средств субвенции на человека получила Николаевская область 62 грн/чел. В этой области все мажоритарщики, избранные в парламент, члены правящей партии.

В теории субвенция на социально-экономическое развитие должна помогать депрессивным регионам развиться. Однако на практике, как правило, субвенции получают те районы, города или общины, которые смогли договориться с депутатом от своего округа.

Например, Днепропетровская область в 2018 году входила в топ-3 регионов по валовому региональному продукту на человека (после Киева и Полтавской области). Однако эта область на втором месте по объему субвенции на человека (53 грн). А город Киев, который является самым богатым регионом Украины, получил 43 грн субвенции на человека, выше среднего уровня по Украине (40 грн).

Однако город Киев имеет преимущество: 100% мажоритарщиков, избранных в Киеве, являются провластными, как и в Николаевской области. В Днепропетровской области 16 из 17 мажоритарщиков являются представителями монобольшинства.

А например, в Волынской области только 1 из 5 мажоритарщиков является представителем власти. И эта область получила только 32,5 грн субвенции на человека, что является третьим результатом с конца. Хотя Волынская область беднее (по ВРП), чем упомянутые город Киев, Днепропетровская и Николаевская области.

Политического распределения средств на регионы могло и не быть. Предыдущее правительство пыталось его избежать, но удалось лишь уменьшить его масштабы.

Сначала была попытка не выделять субвенцию в бюджете-2020. В правительственном проекте бюджета субвенции не было, и в таком виде его приняли в первом чтении. Впрочем впоследствии депутаты настояли на том, что от такой субвенции отказываться нельзя. Они даже подавали предложения, на какой округ сколько выделить.

После этого на субвенцию нашли средства, но в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году. В апреле во время пересмотра бюджета субвенцию снизили еще: с 2 млрд грн до 1,7 млрд грн. Подобная ситуация повторяется уже несколько лет: в первом чтении бюджета субвенцию не выделяют, но потом депутаты лоббируют ее возвращение.

Когда субвенцию в бюджете все-таки выделили, премьер-министр Алексей Гончарук дал обещание относительно ее распределения: «Мы как правительство будем следить, чтобы (…) не было проявлений социальной, политической коррупции».

И для этого правительство утвердило новые правила распределения субвенции. Согласно им субвенцию должны были распределять пропорционально: 80% — по численности населения областей, 20% — между самыми бедными областями (Вваловой региональный продукт ниже 75% от среднего по стране).

Однако новые правила в принятом виде просуществовали всего три месяца. В мае уже новое правительство внесло в них изменения. Согласно им 80% субвенции должны распределяться в соответствии с численностью населения, но оставшиеся 20% можно распределять как угодно.

Всего в этом году распределили почти 1,7 млрд грн субвенции, почти втрое меньше, чем в прошлом году

Результат не заставил себя ждать. Комиссия, в состав которой входят народные депутаты, распределила эти 20% преимущественно на округа провластных депутатов. Правительство это распределение утвердило.

Существует еще два инструмента, которыми можно поддержать регионы: Государственный фонд регионального развития (ГФРР) и субвенция на поддержку развития ОТГ. В отличие от субвенции на социально-экономическое развитие, они имеют четкие правила распределения. И если ДФРР часто используют на мелкие проекты (кКак и субвенции на социально-экономическое развитие), то правила субвенции на поддержку развития ОТГ обязывают направлять ее на развитие местной инфраструктуры.

Впрочем, когда в апреле вносили изменения в бюджет, субвенции на поддержку развития ОТГ отменили совсем, ГФРР снизили на 35%, а субвенцию на социально-экономическое развитие — на 15%. То есть всего сократили финансирование инструментов ярко выраженных правилам распределения.

Вывод

Субвенции на социально-экономическое развитие продолжают распределять политически, хотя объем политически распределенных средств в этом году меньше. Так произошло потому, что предыдущее правительство выделило более низкий объем субвенции и изменил правила распределения. Нынешнее правительство частично вернуло старый принцип, когда средства распределяются как заблагорассудится. Но не на весь объем субвенции, а только на 20%. Остальные 80% распределяются в соответствии с населением регионов — значит, ее получают не бедные регионы, а наиболее населенные. Это противоречит цели существования субвенции.

Поэтому мы предлагаем отменить субвенции на социально-экономическое развитие и перераспределить средства на Государственный фонд регионального развития и субвенции на поддержку развития ОТГ.

Статья предоставлена VoxUkraine.

Источник: biz.nv.ua

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о