Вечер 11 июля выдался не только самым счастливым для хорватских болельщиков, ставших свидетелями исторического выхода своей сборной в финал чемпионата мира, но и весьма знаменательным для 53-летнего сальвадорского фотографа. Юри Кортес невольно стал участником массового празднования победного гола Марио Манджукича на 109-й минуте встречи. Удивительно, но его вообще не должно было быть на этом матче. Изначально Кортес должен был пробыть на чемпионате мира лишь до 4 июля, так как он следовал на турнире за сборной Мексики, однако выход команды Хуана Карлоса Осорио в плей-офф позволил продлить пребывание фотографа на турнире до 12 июля. Юри не скрывает, что после случившегося он и его агенство попробовали продлить его работу в России до финала, но это было невозможно.

Embed from Getty Images

«Я увидел гол, увидел радостного Манджукича, бегущего в мою сторону. Я должен был сменить объектив для съемки с близкого расстояния, но это заняло бы слишком много времени, поэтому достал вторую камеру с подходящим объективом. Игрок уже был возле меня, я фотографировал его. В один момент их стало еще больше, и еще больше, появились футболисты со скамейки запасных, как вдруг я почувствовал, что мое кресло опускается вниз, а на мне уже куча игроков. Но камера оставалась у меня в руках, так что я не переставал фотографировать. Думаю, они не сразу поняли, что под этой горой оказался фотограф. Когда они это поняли, то помогли подняться, спрашивали, все ли со мной хорошо, это были очень эмоциональные моменты, особенно поцелуй Виды», – рассказывал Юри после матча. В финале он будет болеть именно за Хорватию, но уже из Мексики.

Embed from Getty Images

Эксклюзивные кадры Кортеса моментально разлетелись по всем мировым изданиям, а сам сальвадорец проснулся знаменитостью. Неудивительно, что он не растерялся в том эпизоде, сумев в лежачем положении снять фантастические кадры. С 2010 года Кортес работает в одном из крупнейших фотоагенств мира – AFP (Agence France-Presse) в Мексике. Сейчас он является главным фотографом агенства, а его работы публикуются в The Washington Post, The New York Times, HuffPost, Marca, AS, El Pais, Yahoo, Goal, Bleacher Report и множестве других изданий. «Сразу после матча я должен был ехать в аэропорт. Мне на телефон не переставали звонить, но я не мог ответить, потому что очень спешил, был за рулем и использовал GPS. Происходило какое-то безумие, я догадывался, что все это связано со случившимся в матче. В один момент я посмотрел на телефон — там были сотни пропущенных звонков, тогда я понял, что это феноменальная история», – вспоминает Кортес.

Его опыт работы – более 30 лет, он освещал десятки крупнейших спортивных мероприятий, а также запечатлел множество военных конфликтов в Южной Америке и на Ближнем Востоке. Быть фотографом – нелегкое испытание. Попасть под кучу хорватских игроков, кажется, не доставило никаких неудобств фотографу, ведь издержки его профессии бывают куда страшнее. В 2003 году он был в Ираке во время военной операции США, в 2010 – в Афганистане; стал свидетелем бомбардировок в секторе Газа; делал кадры во время восстания в Гаити в 2004, завершившееся государственным переворотом; присутствовал во время исторического визита Барака Обамы на Кубу в 2016 году; снимал десятки природных катаклизмов, унесших сотни жизней – страшные наводнения, ураган «Феликс» в Гондурасе в 2007 году, ураган «Айк» в 2008 году на Гаити, ураган «Стэн» в Сальвадоре и множество других.

Кортес попытался сравнить работу в горячих точках и на футбольных матчах: «Единственное, что есть общее — адреналин, ты всегда на максимуме. Но когда твоя жизнь в опасности, все меняется, уровень адреналина совершенно иной. Ты слышишь выстрелы, взрывы, и понимаешь, что они целят именно туда, где находишься ты. [В футболе] все совершенно по-другому, я никогда не ощущал, что моя жизнь в опасности. Но пару ссадин я все же получил».

Embed from Getty Images

Сальвадорский военный с дочкой, вернувшийся домой с войны в Ираке спустя шесть месяцев

Кортес не ограничивается фотографиями – он пишет репортажи о происходящем в самых опасных точках мира. В 2014 году он отправился освещать страшные события в мексиканском городке Игуал-де-ла-Индепенденсия, в котором сотни невинных людей стали жертвами адского насилия мексиканских наркоторговцев. Надо заметить, этот город имеет большое значение для страны – именно здесь в 1821 году был подписан Кордовский договор, ознаменовавший победу Мексики в войне за независимость от Испании.

За несколько месяцев до начала чемпионата мира в России Кортес с двумя коллегами проехали около 1000 км вдоль всей американо-мексиканской стены. Он с мексиканским напарником проехали вдоль стены с мексиканской стороны, а их коллега американец – со стороны США. Их целью было описать быт людей, проживающих на этих территориях.

Embed from Getty Images

Гильермо Ариас, Юри Кортес и Джим Ватсон около американо-мексиканской границы

«Это невероятно опасные места, там протекает удивительная жизнь. В любой момент у чужака могут возникнуть серьезные неприятности, а если такие как мы еще и фотографируем там, то нас просто могут «убрать». Было важно общаться с местными, войти в доверие и узнать их поближе. Там проживают отчаянные люди, все контролируется наркокартелями. Очень много крестов в память о тех, кто потерял здесь свои жизни. Люди вынуждены пересекать границу, проносить наркотики и зарабатывать на жизнь. У них нет выбора«, – делится впечатлениями Кортес.

В апреле 2009 года Кортеса и его коллегу Роландо Авильеса едва не застрелили за съемку свадьбы звезды американского футбола Тома Брэди и бразильской топ-модели Жизель Бундхем. Свадебная церемония проходила в доме Бундхем в Коста-Рике в обстановке строжайшей секретности. Фотосъемка мероприятия была разрешена лишь одному бразильскому фотографу, поэтому не обошлось без папарацци – Кортеса и Авильеса. Несколько телохранителей молодоженов поймали двух незваных фотографов близ коттеджа, потребовав изъять карты памяти из фотоаппаратов и удалить все снятое.

Папарацци отказались и решили скрыться с места конфликта на своем автомобиле. Реакция телохранителей не заставила себя ждать – они несколько раз выстрелили в заднее стекло автомобиля, лишь чудом не убив фотографов. «В тот момент я уже приготовился умирать. Пуля прошла ровно между нашими головами, стоило ей слегка отклониться влево или вправо, она бы убила одного из нас. Мы едва не потеряли свои жизни из-за пары фотографий, которые Жизель не хотела видеть опубликованными. Они психически нездоровы», – рассказал впоследствии напарник Кортеса. Дело на этом не окончилось – Кортес и Авильес подали иск в суд, потребовав от телохранителей 1 миллиард долларов США. В 2013 году суд вынес следующий вердикт – стрелявшие получили тюремный срок на 5 лет каждый, а также были обязаны выплатить фотографам 10 тысяч долларов США в качестве компенсации.

Embed from Getty Images

Беспорядки на улицах в Гаити во время государственного переворота в 2004 году

***

Глазами фотографов мы смотрим на самые страшные и острые события нашего времени. Юри Кортес – один из сотни фотографов, работавших на матчах чемпионата мира, о судьбе которых мы совершенно не задумывались. Его профессия — невероятно сложная, но Кортес признается, что ради снимков готов рисковать жизнью: «Когда хорватские футболисты повалились на меня, я уже знал, что сделаю хорошие кадры, особенные от всех остальных фотографов. Я не растерялся, потому что всегда готов фотографировать. Этот навык навсегда со мной по жизни, независимо от ситуации. Даже во время войны я постоянно говорю себе: неважно, что случится, я все-равно продолжу фотографировать». Очень жаль, что в финале чемпионата мира Кортеса не будет на поле «Лужников», его снимки вызвали бы особый интерес, но без сомнений, мы о нем еще услышим, и не раз.

Денис ПОПОВИЧ

Источник: Евро-Футбол