1K: Как изменилась ваша жизнь во время карантина?

— С одной стороны, пандемия и карантин — это опыт, который объединил всех людей. Но для меня лично мало что изменилось: карантин совпал с необходимостью сесть и работать. Я взялся за большой текст и только сейчас его заканчиваю.

В коммуникациях внутри университетской среды тоже радикальных изменений не произошло. Даже работая в одном корпусе с коллегами, с ними не всегда удавалось встретиться, а теперь возникло еще и формальное ограничение. Карантин только заострил особенности, которые возникли с развитием коммуникаций. Когда есть постоянная переписка и «встречи» в скайпе, остается не так много возможностей случайно столкнуться с коллегой.

Чтобы компенсировать недостаток таких контактов, Европейский университет в Санкт-Петербурге создал виртуальный бар, где можно собраться и потусить. Как-то раз мы с коллегами там даже встретились, хотя этот формат пока, конечно, не очень популярен.

1K: Как пандемия повлияла на отношение общества к науке?

— Коронавирус подтвердил связь между наукой и политикой. Наука предполагает перераспределение власти. Дело в том, что очень сложно решать комплексные проблемы без участия экспертов. В таких условиях роль ученых возрастает — не являясь политическими лидерами, они влияют на принятие решений.

Нечто подобное уже происходило на заре зарождения эпидемиологии, когда ученые впервые показали, как на общества влияют невидимые сущности. Оказалось, что политические и социальные отношения связаны с научными знанием о микробах и вирусах, способных влиять на здоровье людей.

Сформулировав набор рекомендаций по элементарным мерам гигиены, ученые научились спасать жизни — то есть, сделали то, чего не удавалось чиновникам. По сути, эпидемиологи и специалисты по общественному здоровью в XIX веке стали частью политического устройства государства и остаются ей сих пор.

Пандемия коронавируса напомнила об этой роли науки. Там, где руководители прислушивались к рекомендациям ученых, последствия были менее катастрофическими. Кроме того, наука стала удобным механизмом для оправдания тех или иных решений. Когда правительство ограничивает свободу граждан по собственной инициативе, это вызывает возмущение и протесты. Когда то же правительство вводит ограничительный меры исходя из рекомендаций ученых, люди склонны этому доверять и в целом соблюдают ограничения.

Это говорит о том, что у нас разное отношение к научному и политическому авторитету. На нашей программе «Наука и технологии в обществе» мы учим магистрантов понимать эти взаимосвязи. Эту программу запустили ИТМО и Европейский университет в Санкт-Петербурге в сентябре 2019 года и сейчас как раз идет второй набор. Очень ждем людей, которые хотят понять, что происходит с коронавирусом и не только.

1K: Если со ссылкой на ученых оказалось легче ограничивать свободы, то почему магическое мышление и теории заговора оказались востребованнее научной экспертизы?

— Почему люди в наш просвещенный век до сих пор апеллируют к сверхъестественному? Потому что наука и магия — это два способа обращения с неизвестным. Наука и магия апеллируют к вещам, находящимся за границами нашего непосредственного опыта. Они, конечно, делают это по-разному и с разными последствиями, но многие просто не видят принципиальной разницы.

С другой стороны, из-за науки жизнь становится сложнее и непредсказуемее, поэтому есть запрос на придание смысла происходящему через простые, но правдоподобные объяснения. Многим трудно принять, что пандемия — это комбинация локальных факторов и зависимых от конкретных обстоятельств событий, а не результат чьего-то плана. Поэтому люди хватаются за теории заговора, которые, надо сказать, внешне повторяют структуру научной аргументации.

Есть такая варварская позиция «просвещенца», которая заключается в том, чтобы обвинить оппонентов в глупости и потребовать верить в науку. Эта поза только усиливает убежденность людей, которые верят в альтернативные теории.

В ситуации с коронавирусом есть много статистики и моделей. Для каких-то людей аргументы с цифрами будут убедительными. Но для других людей этих объяснений будет недостаточно. Значит, им нужно предложить другие аргументы, данные, метафоры и образы. Например, к моделям и цифрам можно добавить детальные социально-антропологические описания жизни в больнице, где лежат пациенты с ковидом. Нужно использовать результаты разных научных дисциплин, не только эпидемиологии, чтобы убедить тех, кто думает, что «ничего страшного не происходит».

1K: Какие уроки люди извлекут из коронавируса? О чем вы будете рассказывать студентам через 10 лет, когда будете вспоминать пандемию?

— Сегодня мы все сфокусированы на одном явлении. Это очень редкая ситуация в истории человечества. Наверное, апелляция к коронавирусу сейчас — это как ссылки на марксизм-ленинизм в советское время. Это обязательно для всех. Но выводы не будут одинаковыми для всех. Эта ситуация иначе дифференцирует людей. Коронавирус станет базовой линией, относительно которой человечество займет разные позиции — например, сторонники и противники карантина, потерявшие работу и сохранившие ее, переболевшие и нет. Получается парадокс: одинаковый с виду опыт приведет к разным последствиям.

1K: Очевидно, что кризис с нами надолго и люди будут экономить на всем в ближайшее время. Зачем сейчас тратить деньги на образование и поступать в магистратуру?

— Жизнь становится наукоемкой. Если вы хотите понимать общество, нужно вместе с этим понять науку. На нашей программе мы как раз учим исследовать связи между обществом, наукой и технологиями. Пандемия создает как ограничения для образования, так и возможности. Скорее всего, мы будем работать онлайн в новом учебном году. Это значит, что магистрантам не придется переезжать в Петербург. Они смогут получить качественное образование, не покидая свой город.

При этом бесплатные онлайн-курсы точно не заменят полноценного образования, даже в онлайн-формате. Образовательный процесс — это не только лекции и тесты, но и общение с преподавателями и другими студентами, возможность получать консультации и совместно решать учебные задачи. Люди идут учиться, чтобы получать обратную связь.

Беседовал Илья Кабанов, научный обозреватель 1K (@metkere)

Источник: tayga.info

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о