На факультете журналистики МГУ совместно с АКСОН в рамках Одиннадцатых международных научных чтений «СМИ и массовые коммуникации–2019» прошел круглый стол «На науку уповаем: фейковые новости в научной журналистике». В работе круглого стола приняли участие теоретики — Мария Аникина, Анна Гуреева, Ольга Муронец (факультет журналистики МГУ) — и практики — научные журналисты Александр Телишев, Борислав Козловский и Ольга Добровидова. Темы дискуссии — борьба и конкуренция с фейковыми новостями в контексте популяризации науки.

«Местные очаги антиинтеллектуализма грозят стать эпидемией», — эти слова Роберта Мертона из книги «A Note on Science and Democracy» 1942 года звучат, как заголовок для десятилетия, когда люди, как известно, устали от экспертов. Число случаев кори в мире растет в год, когда ВОЗ объявила отказ от прививок глобальной угрозой, изменение климата отрицают с президентских трибун, а дезинформация как бизнес-стратегия успешна, как никогда. Могут ли научные журналисты оставаться над полем битвы?»

По мнению научного журналиста Борислава Козловского, фейковые новости можно изучать посредством науки так же, как наука изучает явления природы. «Следует ли журналисту бороться с фейковыми новостями? Важнее понять, почему ложные новости настолько жизнеспособны. Фальшивые новости работают, как подсказки, рецепты успеха для эталонных научных новостей. Половина фейковых историй намекают, что нам будет интересна наша «реальная реальность».

Александр Телишев рассказал о системных эффектах в коммуникации СМИ. Журналист считает, что решение проблемы фейковых новостей заключается в масштабных реформах. «Самое радикальное — сделать журналистику коммерчески невыгодной».

Мария Аникина (Кафедра социологии массовых коммуникаций) утверждает, что в научной журналистике необходимо обращаться к ученым, экспертам, к достоверным источникам и не пренебрегать подтверждением фактов.

Спикер представила проведенное исследование «Медиатизация науки как вызов российскому обществу и журналистике». Работа посвящена освещению науки в российских СМИ. Ее суть — определить характеристики научного контента в журналистских публикациях. В числе категорий анализа — представленность лженаучных концепций, источники научной информации, степень самостоятельности контента и другие.

Исследование показало бедность жанровой палитры научно-популярных публикаций. Роль автора по отношению к описываемому сюжету — участник (3,6%) и очевидец (5,5) существенно уступают стороннему наблюдателю (90,9%). Оригинальность контента — 48,9 % — «текст полностью оригинальный», 41,1 % — «текст написан на основе публикаций иных СМИ» и 10% — «текст полностью заимствован из другого СМИ». Источники информации — к пресс-релизам обращаются чаще, чем к экспертам.

Доцент, к. ф. н. А.Гуреева, старший преподаватель, к. ф. н. О.Муронец и научный сотрудник Э.В.Самородова представили исследование «Контент соцсетей вузов как механизм популяризации науки» (2016-2019 гг.).

«Вузы — это один из основных источников популяризации науки в любом государстве» — отметила А.Гуреева.

Спикеры анализировали, как топ-10 российских вузов в ведущих социальных сетях себя позиционируют. Среди исследуемых параметров — количество подписчиков, тип контента, частота публикаций, источники информации, уровень вовлеченности аудитории и другие. В категории «Темы публикаций», например, на странице МГУ во «Вконтакте» — 25% приходится на науку. Научная тематика занимает второе место, уступая развлекательной.

Как показало исследование, вузы понимают значимость ведения соцсетей, «очевиден потенциал в улучшении качества и количества постов на научную тему: доступность изложения, акцент на личности ученых. В среднем у вузов от 10-20% публикаций посвящены науке, при этом уровень вовлеченности таких материалов невысок».

«Был период, когда вся вузовская наука не была ориентирована за пределы университета. Последние годы все меняется. Сегодня, судя по нашему исследованию, можно отметить,, что ученые МГУ очень активно популяризуют науку. Среди них биохимик, академик РАН, заслуженный профессор МГУ Владимир Петрович Скулачев. Университеты рассылают научные достижения в редакции СМИ. В МГУ несколько лет назад запустили «красную кнопку». Любой ученый, уверенный в том, что его исследование интересно, через кнопку описывает свою работу, и это исследование автоматически рассылается в СМИ. Такие изменения связаны с активной грантовой поддержкой. Положительная тенденция очевидна. Возможно, она идет не так быстро, как бы нам хотелось, но мы в любом случае уже ее видим» — рассказала Анна Гуреева.  

Источник: ScientificRussia

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о