НФ не тратится на рекламу, а «Батькивщина» экономит на кадрах

Политсилы. Больше всего тратятся на зарплаты, аренду помещений и агитацию. Фото: М. Маркив

До завтрашнего дня украинские политсилы должны подать в Нацагентство по вопросам противодействия коррупции свои отчеты о финдеятельности и доходах за второй квартал 2018 года. И прежде чем приступить к анализу новых данных, НАПК опубликовало результаты мониторинга отчетов за первые три месяца текущего года.

«Отчеты подала 271 партия, из них 166 — без нарушений», — сообщили в НАПК.

Все нарушения чиновники зафиксировали и подали в суд админпротоколы: партиям могут грозить «страшные» штрафы в 1700-5100 грн.

Суммы и источники

Напомним, согласно закону, действующему с 2016 года, право на финансирование из госбюджета имеют партии, преодолевшие на выборах-2014 барьер в 5%, а средства распределяются в зависимости от набранных голосов. По этому принципу в первом квартале больше всего денег от государства получил «Народный фронт» — 33,02 млн грн, чуть меньше ушло БПП — 32,5 млн, «Самопомич» с учетом прибавки за соблюдение гендерных квот забрала 29,2 млн грн, Оппозиционный блок — 14 млн, Радикальная партия — 11,1 млн грн, а «Батькивщине» досталось 8,4 млн. Тем не менее благотворителей у последней нашлось в разы больше, чем у конкурентов: за полгода партия приняла спонсорских и финансовых взносов на 3,16 млн грн. У остальных политсил благодетелей поменьше: Оппозиционному блоку добавили еще 1,53 млн, «Самопомочи» — 1,22 млн грн, БПП — 1,2 млн грн, радикалам — 370,8 тыс. грн, а Народному фронту — всего 113 тыс. грн.

На что тратят

Согласно поданным в НАПК отчетам, самые большие суммы госсредств партии тратят на выплату зарплат своим сотрудникам. Больше всего на это потратился БПП — на оплату труда 695 сотрудников политсила потратила 13,8 млн грн (в среднем 6,6 тыс. грн в месяц на каждого сотрудника), а вот экономят на найме в «Батькивщине» — на 71 одного работника ушло 868 тыс. грн (в среднем по 4 тыс. грн в месяц). В копеечку политсилам влетает и аренда помещений для партийных ячеек, и больше всех за это выкладывает «Народный фронт» — 7,58 млн грн, а вот самыми экономными оказались радикалы — за три месяца на съем они потратили всего 232,2 тыс. грн.

Также партии не жалеют денег и на политическую пропаганду, и самые большие бюджеты на рекламу пускает «Самопомич». Причем, как и ББП, почти всю сумму пускают на издательство агитационной литературы — 2,9 млн грн (из 3,35 млн) и 2 млн (из 2,9 млн) соответственно. Также больше других «Самопомич» спускает на ТВ-рекламу (246,5 тыс.), а вот БПП на нее за первые три месяца 2018-го не потратил ни копейки, как и на рекламу по радио.

Радикалы же наоборот полностью воздержались от печати агиток, зато больше всего потратились на рекламу в журналах (190,9 тыс. грн). А самую большую сумму за внешнюю рекламу партии потратили в Оппозиционном блоке — 292,2 тыс. грн. Единственная политсила, которая полностью сэкономила на рекламе, — «Народный фронт».

«Отчеты — лишь верхушка айсберга»

Просматривая финотчетность партий, можно составить представление о планах политсил на ближайшее будущее, говорят эксперты.

«К примеру, «Народный фронт» не тратится на рекламу, очевидно, потому что не собирается идти на предстоящие парламентские выборы, а выделенные деньги тратит на технические нужды — содержание помещений и прочее. «Самопомич», наоборот, следуя своей традиционной практике, тратит деньги на содержание партийной газеты, — говорит политолог Руслан Бортник. — В целом же официальная финансовая отчетность — лишь вершина айсберга, ведь реальные расходы политических сил в 7—10 раз больше. Потому цифры официальных расходов — слабый маркер реальной деятельности. Чаще это самый простой способ освоить бюджетные деньги с меньшим количеством бумажной волокиты либо возможность добавить их там, где не хватает. Кому-то удобнее закрыть государственными средствами вопрос с зарплатами, а кому-то — заплатить за рекламу на «своих» каналах».

Источник: Сегодня