Из-за того, что в Советском союзе было мало личных автомобилей, государство уделяло большое внимание общественному транспорту.

Тогда в крупных городах строили помпезные станции метро, а в регионах скульпторам поручали проектировать самобытные автобусные остановки.

Фотограф из Канады Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) этого не знал, ведь на Западе транспортные системы выглядят гораздо проще.

Разница в архитектуре так сильно его впечатлила, что следующие 17 лет он провёл в постсоветских странах и в итоге собрал материала на 3 книги.

Ниже расскажу, как именно у Хервига появилось такое увлечение, что говорили архитекторы о строительной политике того времени и почему в стране брутализма появилась огромная цепь красочных платформ.

Осторожно: очень много фото.

Метро снято на Sony α7 III за 150 000 рублей.

Охота началась с поездки в Россию 18 лет назад

Кристофер Хервиг

Кристофер Хервиг всегда интересовался культурой местных жителей разных регионов. Он снимал по всему миру: от горных цепей Таджикистана до тропических лесов Либерии. А сейчас освещает Сирийский Кризис в Иордании.

Однако его самым громким достижением стали фотографии удивительных автобусных остановок и станций метро, которые он тщательно искал по всему бывшему СССР.

Идея снимать станции общественного транспорта пришла Хервигу в 2002 году во время велосипедного тура от Лондона до Санкт-Петербурга. На одном из отрезков фотографу стали попадаться необычные сооружения.

Я придумал себе игру, в которой должен был каждый час делать фотографию чего‑нибудь интересного. И когда добрался до Литвы, мне начали попадаться эти странные остановки. С тех пор чем дольше я путешествовал, тем чаще их замечал.

– Кристофер Хервиг

Коотси, Эстония

Эчмиадзин, Армения

Фалешты, Молдавия

Большинство вещей всегда создаётся на массовом производстве, и перед этим не может устоять, ни капитализм, ни социализм.

Увидеть настолько странные сооружения было чем-то новым в странах с панельными домами и коллективистской идеологией в прошлом.

Потому редкие, исключительные конструкции тогда показались Кристоферу важными памятниками.

Советские архитекторы объяснили фотографу, откуда пошло разнообразие

Ивенец, Белоруссия

Белорусский архитектор Армен Сардаров получил 6 медалей за работу по обустройству трасс.

Он рассказывает, что целью развития дорог ставили не только прокладку маршрута из точки А в точку Б. Важно было пробудить ощущение путешествия, чтобы пассажиры во время поездки получали удовольствие.

В социалистическом мире индивидуальный транспорт не поощрялся. […] Вся система строилась на автобусных маршрутах. Именно они соединили страну.

– Армен Сардаров

Шклов, Белоруссия. «Тоталитаризм это плохо. Но [в нём] всходили ростки настоящей культуры, а сейчас это всё уничтожается массовой культурой» – Армен Сардаров

Слободка, Белоруссия. «В мои годы поп-музыкой были Beetles и Rolling Stones. А сейчас популярная музыка повторяет идеи 60-х и 70-х годов. С архитектурой то же самое» – Армен Садаров

Скульптор Зураб Церетели рассказал, что он одним из первых предложил сделать точки ожидания «художественными».

Благодаря таким красочным решениям люди получали удовольствие, а не просто сидели в будке из стекла и перекрытий.

– Зураб Церетели

Пицунда, Абхазия.

«Искусство должно быть на первом плане всегда», – Зураб Церетели

Пицунда, Абхазия. «Мне не говорили «нет». Только аплодировали и награждали», – Зураб Церетели

Кристофер считает, что его проект открывает другой взгляд на историю.

Ведь все привыкли думать о советском союзе как «о едином голосе, о коллективной сущности». А на самом деле всё было не совсем так.

Вот они – самые удивительные остановки

Ростовановское, село в Ставропольском крае, Россия

Старый Оскол, Россия

Гудаута, Абхазия.

Ереван, Армения

Пицунда, Абхазия

Турсунзаде, Таджикистан

Каракол, Киргизия

Чарын, Казахстан

Шымкент, Казахстан

Село Новая Любомирка. Ровненской область, Украина

Хервиг часто замечал, как люди считали Россию и Москву единственным, что осталось от сверхдержавы. А ведь через автобусные будки местные художники раскрывали родную культуру, и фотограф решил отразить эти частицы истории.

Каждая остановка для меня индивидуальна. Благодаря ним видно, что в СССР были разные люди с разными идеями.

– Кристофер Хервиг

На автобусных маршрутах фотограф не остановился, и после решил взяться за подземные.

В общей сложности Хервиг наездил 250 часов по 13 системам метрополитена стран бывшего СССР, и собрал о них крупную коллекцию снимков.

Такого метро в царском стиле больше нет нигде

Станция «Комсомольская». Москва, Россия

Станция «Улдуз». Баку, Азербайджан

Станция «Электрозаводская». Москва, Россия

Наверняка те, кто привыкли ездить туда-обратно в подземках постсоветских стран, уже не обращают внимания на их оформление.

А вот туристам со всего мира кажутся невероятными высокие колонны и арки, огромные люстры, расписанные потолки и выложенные мозаикой стены в таком неподходящем месте.

Потому что в остальном мире метро почти везде выполняет исключительно практичную задачу – перевозить людей.

Станция «Площадь Победы». Минск, Беларусь

Станция «Площадь Независимости» в Ташкенте, Узбекистан

Станция «Советская». Самара, Россия

Абстрактная каменая кладка на станции «Машиностроителей» в Екатеринбурге

Если посмотреть на подземные станции Северной Америки, то найти красивые будет сложнее. Там пассажиры обычно видят только стальные балки, белую мозаику или голый бетон.

Например, вот так выглядит типичное метро Северной Америки:

Бруклин, Нью-Йорк. Автор: Clay LeConey

Метро Монреаля, Канада. Автор: Manny Fortin

В странах бывшего СССР тоже есть маленькие остановки американского формата. Но крупных, высоких и наполненных деталями куда больше.

Даже в относительно небольших городах постсоветского пространства архитекторы возводили небосводы под землёй, чего нельзя сказать о западных миллионниках.

Как станции стали частью социалистической повестки

Фреска в честь рабочих на станции «Электрозаводская» в Москве

Первое метро в мире было запущено Лондоном в 1863 году. В СССР его открыли в Москве в 1935 году.

Опоздание на 70 лет сверхдержаве пришлось компенсировать именно уровнем отделки.

В СССР глобальные проекты делали с размахом. Если брались за зону отдыха, то строили целый город из санаториев.

Если проводили метро позже всех, то проектировали его сквозь Красную площадь.

Акварель по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского. Репродукция рисунка Н.Н.Каразина

По крайней мере, так планировали сделать, но, к счастью, первые линии заложили под землёй.

А богатство в стиле и огромное внимание к деталям утопили достижения любых стран-конкурентов.

В оформлении чувствовались причудливость, индивидуальность и креативность, которые выходили за пределы многих других художественных решений. Потому что те обычно беззастенчиво пытаются привлечь к себе внимание, и всё.

– Кристофер Хервиг

Любому посетителю дворцовая отделка вестибюлей казалось невероятным в стране, где были конвейеры для пятилеток и планы по однотипному производству.

Станция «Шулявская». Киев, Украина. Станции поразили фотографа разнообразием декора

Станция «Динамо». Екатеринбург, Россия. Иногда стиль напоминал Древнюю Грецию или Египет

Станция «Машиностроителей». Екатеринбург, Россия. А где-то пассажиров вдохновляли футуристическими мечтами о развитии техники и покорении космоса

Другой задачей было желание поддерживать дух граждан. Потому что разнообразная и яркая остановка положительно влияет на моральное состояние человека.

В СССР окружать себя красотой и роскошью не поощрялось. Поэтому мрамором, золотом и бронзой, скульптурами и витражами искрились общественные места. Закономерно и парадоксально в то же время.

Станция «Автово». Санкт-Петербург, Россия

Станция «Ленинская». Нижний Новгород, Россия

Станция «Киевская». Харьков, Украина

Скульптурная группа «Белорусские партизаны» в переходе между радиальной и кольцевой станциями «Белорусская». Москва, Россия

Хервингу около 30 раз запрещали снимать метро.

Даже несмотря на то, что он оставлял дома штатив, который мгновенно вызывает подозрение у бывших жителей тоталитарного режима и лишает фотографа любого шанса отснять наследие Союза.

«Разумеется, привычка контролировать информацию в этих странах осталась», – говорит он.

Первый том с фото собрал 3 миллиона рублей на Кикстартере

Аральск, Казахстан

После долгого путешествия Хервиг пришла идея сделать сборник фотографий самых экзотических остановок. Учитывая тематику книги, она должна была быть качественной.

Печать яркими чернилами на плотной бумаге и в крепком переплёте стоит больших денег, которых у автора не было.

Поэтому в 2014 году для первой части Хервиг организовал кампанию на Kiсkstarter.

Книгу поддержало больше 1 000 человек, которые в общей сложности вложили 51 000 канадских долларов или 3,2 млн рублей 2020 года с учётом инфляции и курса.

Тараз, Казахстан. Обложка первого тома

Но материала у фотографа было больше, чем мог охватить один альбом. После громкого успеха первой части для второй нашёлся издатель FUEL.

Компания специализируется на теме СССР, и на её полке актуальных книг есть сборники других памятников архитектуры и скульптуры.

В общей сложности благодаря сбору средств и поддержки в СМИ в 2015 и 2017 годах вышло два сборника об остановках (1, 2). А в 2019 появилась книга с самыми поразительными вестибюлями подземок.

Фотограф обязан вернуться. Потому что так выглядят новые станции

Станция «ЦСКА», открытая в 2018 году. Проходную зону украшают пятиметровые постаменты с бронзовыми скульптурами спортсменов ЦСКА. Источник: mos.ru

Станция «Шелепиха», открытая в 2018 году. Москва, Россия. Источник: mos.ru

Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями и ушедшими на этой неделе на покой троллейбусами.

С 1978 года ситуация начала меняться, когда московский метрополитен перевёз рекордные в мире 6 млн человек. Спустя 40 лет построили в 4 раза больше станций, и потому поток невероятно расширился.

Сейчас распределение пассажиров изменилось. За 2017 год наземный транспорт в Москве перевёз 1,5 млрд человек, когда у метро цифра выросла до внушительных 2,4 млрд.

И это при том, что теперь у многих есть личный автомобиль.

Как увеличилась подземная сеть Москвы за 42 года. Данные mos.ru

Эстетика больше не служит пропаганде и не пытается компенсировать бедность граждан, потому архитектурный стиль становится проще.

Однако дань традициям остаётся. Во многих странах бывшего СССР новые линии метро оформлены под стать своим старшим примерам.

Поэтому пока есть надежда на то, что внешний вид общественных точек не станет похожим на утилитарные подземки других мегаполисов.

Анапа, Краснодарский край, Россия

В конце концов, ни в одном крае мира больше нет такого богатого архитектурного наследия в области транспорта, которое досталось нам от Советского союза.

И, быть может, через 40 лет уже кто-то другой снимет современные станции и покажет, какими великолепными они были в 2020 году.

👉 Не все фото уместились в статью, поэтому смотрите больше в нашем Instagram.

Мы публикуем там и другие интересные истории, а иногда рассказываем о наших будущих статьях.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о