В очередной подборке интересных научных новостей недели:

Масса политика пропорциональна его коррумпированности

Хорошего человека должно быть много, гласит народная мудрость, явно намекая на то, что крупные люди добрее и благодушнее. Однако, как выяснил исследователь Павло Блаватский из Университета Монпелье во Франции, в случае с политиками эта формула не работает. Напротив, чем габаритнее чиновник, тем более он склонен к коррупции (или, что вернее, скорее всего его разнесло от незаконно нажитого).

Конечно, коррупция не поддается точному измерению, да и сами госслужащие и политики тщательно скрывают свои махинации. Но все же кое-что утаить не получается. К примеру — очередной подбородок или безразмерную талию.

По словам Блаватского, средняя масса тела служит «удобной переменной» в формуле политической коррупции в странах бывшего СССР.

Автор исследования признает, что не имел доступа к медицинским картам, однако он использовал компьютерное моделирование и по фотографиям определил приблизительную массу тел 299 министров из 15 бывших советских республик, занимавших кабинеты в 2017 году.

После этого он сравнил полученные данные с пятью общепринятыми показателями уровня коррупции, в том числе от Transparency International и Всемирного банка.

«Как выяснилось, индекс массы тела наших министров был тесно связан с пятью показателями коррупции, то есть скрытая масштабная коррупция буквально сквозит на фотографиях чиновников высшего эшелона», — утверждает Блаватский.

В традиционно наименее подверженных коррупции странах бывшего СССР — Эстонии, Литве и Латвии, а также в Грузии индекс массы тела министров оказался самым низким. Самые массивные чиновники обнаружились в Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане. Впрочем, сам Блаватский признает, что исключения все же есть: это Украина, где много очень крупных (по размеру) министров, но уровень коррупции в верхах, если верить международным экспертам, относительно низок.

К теории Блаватского можно было бы предъявить и другую претензию: учитывал ли он национальный фенотип? То есть не может ли быть так, что в стране, где население склонно к полноте, политики тоже страдают от избыточного веса?

Как указывает автор исследования, «в странах с относительно более полными министрами население в среднем как раз более поджарое». Справедливо и обратное: в странах Балтии министры отличаются худобой, в отличие от избежавших госслужбы соотечественников.

«У масштабной политической коррупции может быть положительный эффект, — иронизирует автор работы. — Чем больше весят политики, тем более подтянуты и здоровы избиратели». Как по-моему — так очень даже худосочное утешение.

Лук и чеснок дают фору антибиотику

Поскольку смертельно опасные бактерии становятся все менее чувствительными к антибиотикам, ученые, которые не успевают создавать новые поколения эффективных лекарств, в отчаянии решили обратить внимание на древние знахарские книги. И нашли нужную формулу в так называемой Лекарской книге Бальда тысячелетней давности.

Не все содержащиеся в средневековом английском манускрипте рецепты прошли испытания временем. Но пусть мазь от ночных посещений гоблинов не пользуется сегодня спросом, зато так называемая глазная мазь Бальда оказалась очень даже действенным средством.

Ученые ранее уже установили, что это снадобье убивает золотистый стафилококк Staphylococcus aureus, однако в ходе нового исследования, выводы которого были опубликованы в Scientific Reports, Джессика Фернер-Пардоу из Уорикского университета не только подтвердила эти результаты, но и показала, что мазь способна уничтожить даже особо резистентную к современным лекарствам биопленку, которую формирует стафилококк.

В ходе эксперимента было сварено 75 порций мази Бальда, в состав которой входит чеснок, лук (или лук порей, из рецепта это не совсем понятно, так что ученые на всякий случай сделали два варианта снадобья), коровья желчь и вино.

И каждый раз мазь справлялась с биопленкой, для борьбы с которой врачи применяют антибиотики в концентрации, в сотни раз превышающей обычную. Она хорошо показала себя и в борьбе с другими опасными бактериями, заражение которыми тяжело поддается лечению и часто заканчивается ампутацией.

Тут следует оговориться, что ингредиенты, входящие в состав мази Бальда, работают только вместе. Когда исследователи пробовали выделять из мази отдельные составляющие или очищать их, эффективность резко снижалась.

Дело в том, что современная фармацевтика стремится разбить лекарство на составляющие и максимально очистить их, в то время как средневековые знахари, наоборот, шли по пути соединения природных характеристик разных веществ, которые таким образом дополняли друг друга и усиливали совокупный эффект.

К примеру, вино, лук или желчь, выделенные из снадобья, сами по себе в ходе эксперимента показали слабые антимикробные свойства и не справились не только с биопленкой, но даже со свободно плавающими бактериями.

Ученым еще предстоит с точностью выяснить, работает или нет глазная мазь Бальда в клинических условиях, однако уже сейчас можно предположить, что она не причиняет вреда, а значит, фармацевтам стоит к ней присмотреться.

В Арктике обнаружен новый «вечный химикат»

Бытовая химия давно уже добралась до самых дальних уголков земного шара; хватает ее и в водах Арктики, где исследователи неизменно находят так называемые вечные химикаты, которые не разлагаются столетиями. К ним относятся пер- и полифторалкилы (PFAS), которые содержатся во многих бытовых товарах. Сегодня они встречаются и в продуктах питания, и в питьевой воде.

Так вот, наличие 29 видов PFAS (вред которых для человека и окружающей среды еще недостаточно изучен) в Арктике само по себе внушает опасения, однако еще более неприятным открытием, описанным в издании Environmental Science & Technology, стало то, что там же впервые было обнаружено вещество HFPO-DA — гексафторпропиленоксид-димерная кислота.

Неприятность заключается в том, что HFPO-DA была специально разработана как более экологичная альтернатива PFAS, но, видимо, задумка не сработала, и новый «вечный химикат» присоединится теперь к старому.

По оценкам специалистов, существует более пяти тысяч видов PFAS, и ранее некоторые из них были признаны канцерогенами. Именно поэтому их стали постепенно выводить из производства и заменять на HFPO-DA.

Но даже если учесть, что наиболее токсичные PFAS уже запрещены, этого добра в окружающей среде успело накопиться немало, а разлагается оно сотни лет, если не больше. Именно поэтому такое большое значение придается изучению распределения этих «вечных химикатов» в окружающей среде.

По шоссе — под проводами

Не знаю, помнит ли кто-то сегодня грузовые троллейбусы, но в Москве, по крайней мере, да и в других крупных городах СССР такие водились. Были они и в Европе, и в Америке, только там их быстрее вытеснили грузовики с двигателями внутреннего сгорания — они были если не дешевле, то намного проще в эксплуатации и не требовали специальных электролиний.

Но сегодня, когда ставка делается на спасение окружающей среды от выхлопных газов, электротранспорт вновь стал популярен, причем настолько, что группа ученых даже предложила выделить специальную полосу на шоссе для грузовиков и переоборудовать их в троллейбусы с электрическими дугами наподобие трамвайных.

Такие электрифицированные грузовики, в отличие от легковых электромобилей, которых уже немало на дорогах, не нуждались бы в постоянной подзарядке и не требовали бы тяжелых батарей, отнимающих место у полезного груза.

Правда, как подсчитали в Центре экологичных автомобильных перевозок, такой проект обошелся бы в 20 млрд евро: именно столько необходимо для создания сети электрифицированных автодорог, которая могла бы эффективно справляться с грузоперевозками. Но как справедливо указывают ученые, если учесть, сколько мы тратим на различные зеленые или околозеленые проекты, эта сумма уже не покажется чрезмерной.

Опять же, если расчеты верны, на эти деньги к 2030 году можно было бы построить около 7000 километров электрифицированных полос, и затраты окупились бы уже через 15 лет эксплуатации. А компании-перевозчики, которым тоже пришлось бы вложиться в переоснащение своих грузовиков, смогли бы начать получать прибыль уже через полтора года благодаря одной лишь экономии на топливе.

Новые технологии тоже изобретать не нужно: первое поколении грузовиков-троллебусов от компаний Siemens и Scania уже прекрасно обходятся электросетью, а для точечной доставки, куда еще не протянуты провода, они могут добраться на собственном небольшом аккумуляторе, как это делали старички грузовые троллейбусы полвека назад.

Источник: www.bbc.com

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о