А вы знаете, что инвестиционные няни уже среди нас и не все они добрые?

Сейчас ничто не мешает чиновникам выполнять свою работу и помогать бизнесу реализовывать проекты. Проблема в том, что нередко бюрократы ставят палки в колеса, если не видят своего интереса. И никакие правовые новации ситуацию не изменят.

На эти мысли натолкнула новость о принятом 21 июля в первом чтении проекте закона о господдержке инвестпроектов стоимостью от 30 млн евро. Государство готово покрывать до 30% затрат в них в виде налоговых льгот или обеспечения инфраструктурой. Звучит заманчиво, но есть вопросы.

Прежде всего, создаётся впечатление, что документ готовился в попыхах. Нормы повторяются. Временной период указывается то в календарных и рабочих днях, то в месяцах — выбрали бы что-то одно. Но это мелочи. Есть правки серьёзнее.

Семь раз отмерь, резать не надо

Общеизвестный факт, что основу прямых иностранных инвестиций составляет украинский капитал, выведенный за границу. Не получится ли так, что новая бюрократическая структура станет легальным механизмом для лоббирования нужных проектов?

Деньги в экономику привлекают не налоговые льготы или дешевая, но квалифицированная рабочая сила, а политическая и экономическая стабильность и прогнозируемость, понятное законодательство и честный суд

Процедура согласования непростая, как и положено в системе управления государством. Два месяца пакет документов рассматривают на межведомственном уровне, включая АМКУ, минфин, минюст и местные органы власти. Два месяца дается на его доработку заявителю, если что-то не понравится. Еще три месяца уйдет на анализ доработанной документации и принятие решения правительством о подписании инвестиционного соглашения. То есть минимум 7 месяцев инвестор потратит на бумажную работу. А после подписания инвестиционного соглашения его надо же выполнять — тут также могут возникнуть подводные камни.

При этом не понятно, что будет если госорганы не успеют дать ответ в установленный срок. А это вполне возможно, учитывая прописанное в законопроекте право запрашивать дополнительную информацию для оценки проекта практически у всех.

Откуда взяли требования к существенным инвестициям — свыше 30 млн евро, 150 новых рабочих мест ежегодно, зарплата выше на 15% в этой сфере в регионе? В пояснительной записке об этом умолчали.

Возьмём для примера проект строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для украинских АЭС, реализуемый НАЭК Энергоатом с американской компанией Holtec. Кабмин утвердил его в 2017 году. Стоимость — более миллиарда евро. А вот количество рабочих мест — 95. Тогда на господдержку рассчитывать нельзя?

Требование повышенной зарплаты призвано поддержать высокий уровень оплаты труда или усилить конкуренцию за рабочую силу? А вдруг в регионе и так дефицит кадров? Если строительство, например, идет в Чернобыльской зоне отчуждения, то почему сотрудники ЦХОЯТ должны получать зарплату выше, чем такие же специалисты ЧАЭС.

НАЭК Энергоатом не может быть заявителем, согласно законопроекту. А может это сделать американский партнер, который привлечет внешнее финансирование? Поможет ли такой ход обойти выписанные ограничения для компаний с государственным контролем, чтобы реализовать инвестпроект?

С другой стороны, если не помогать таким стратегическим программам, то зачем тогда вообще огород городить? Или инвестиционные инициативы государственных предприятий и так пользуются господдержкой? Не уверен.

Оптом и в розницу

Во-вторых, не является ли этот закон полумерой, призванной поставить крестик в более масштабном проекте по формированию европейского бизнес-климата в Украине?

Думаю, все понимают, что частные компании не будут откладывать свои инвестиционные планы из-за ожидания запуска нового механизма господдержки. Деньги в экономику привлекают не налоговые льготы или дешевая, но квалифицированная рабочая сила, а политическая и экономическая стабильность и прогнозируемость, понятное законодательство и честный суд. Вот где няни нужны, причем усатые.

Поэтому вряд ли призрачные перспективы сэкономить до 30% капиталовложений заставят кого-то играть в инвестиционные игры с государством.

Пять лет назад Украина прекратила эксперимент с реализацией масштабных национальных инвестпроектов, стоимостью сотни миллионов евро каждый. Сейчас, похоже, предпринимается попытка сделать то же, но для более мелких бизнес-идей. Оптом не получилось — попробуем в розницу. Думаю, что теперь любимой фразой инвестиционных чиновников будет: что значит долго, а знаете, сколько у нас таких, как вы?

Устойчивые вложения

В-третьих, мир уже думает не о суммах инвестиций, а какую пользу они приносят обществу. Мало привлечь капитал. Надо добиться того, чтобы он работал на достижение глобальных целей человечества. И тут маяком должно стать государство.

Украина определила задачи в рамках Стратегии устойчивого развития до 2030 года. Так почему не проводить государственную политику для привлечения капитала в сектора, которые отвечают этим целям? Слишком общий документ? Тогда выделите приоритетные направления, например, «содействие энергоэффективному и инновационному промышленному развитию», дайте право правительству определять критерии таких проектов и давайте льготы. Обманул инвестор — лишайте господдержки и требуйте возвращения неоплаченных налогов.

Минимум 7 месяцев инвестор потратит на бумажную работу. А после подписания инвестиционного соглашения его надо же выполнять — тут также могут возникнуть подводные камни

Концентрация приложения инвестиционных усилий нужна и потому, что мир ожидает замедление перетока капитала из-за пандемии коронавируса. Согласно докладу ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в 2020 году будет меньше уровня 2019 года, когда этот показатель достиг 1,39 триллиона долларов. В 2020—2021 годах падение составит около 40%. Главный удар придется на страны, где основные инвестпроекты связаны с сырьевыми отраслями.

По мнению ЮНКТАД, например, в период пандемии инвестиции необходимо направлять на производство медицинского оборудования и лекарств.

Европейский инвестиционный банк уже договорился о партнерстве с ВОЗ, в том числе для поддержки проектов в сфере здравоохранения.

У нас, кстати, тоже есть задача «обеспечить доступ к качественным базовым медико-санитарным услугам и к безопасным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всего населения».

Так может инициатива офиса президента превратит Украину в инвестиционную Мекку? Маловероятно. Обратимся к опыту Польши. Инвестиционный бум там обеспечил целый комплекс государственных решений — от упрощенной онлайн регистрации бизнеса и секторальных реформ до создания экономических зон и налоговых льгот для инвестиций в исследования и разработки.

Поэтому привлекать капитал, как внешний, так и внутренний, необходимо. Отдельный закон о поддержке инвестиций можно принимать. Но без других мер — это лишь хороший рекламный ход. Нужны сигналы, что инвесторы не столкнуться с коррупцией, продажными судами и нестабильным законодательством. Иначе под закон для всех будут проводить проекты для избранных.

Источник: biz.nv.ua

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о