Почему девальвация гривни, поддерживаемая президентом, — страшный сон для топливного рынка

Владимир Зеленский на днях дал понять, что вскоре курс доллара вырастет до 30 грн. Во всяком случае так его поняли бизнесмены, которые, по словам главы державы, «понимают ситуацию прекрасно». При этом он сослался на тот факт, что даже в госбюджете на 2020 год заложен «круглый» курс.

Влияние валютного курса на экономику страны имеет комплексный характер, поскольку есть экспортно-ориентированные отрасли (металлургия, агарный сектор) и импорт-ориентированные. Крупнейшей статьей украинского импорта являются энергоносители. Вопреки расхожему мнению, это не природный газ, а нефть и нефтепродукты. По итогам первого полугодия 2020 года на импорт пришлось 76% рынка автогаза, 64% рынка дизельного топлива, 46% рынка бензина.

Каждая гривня в курсе доллара добавляет себестоимости нефтепродуктов около 80 копеек на литр

Какими будут последствия ослабления курса гривни для стратегически важного рынка нефтепродуктов?

Здесь все линейно.

Во-первых, импорт превалирует и цены строятся на основании импортного паритета. Дорожает импорт, дорожает и продукт внутреннего производства (кроме того, украинские НПЗ на 50% загружены импортной нефтью).

Во-вторых, в себестоимости литра моторного топлива около 85% приходится на валютную составляющую. Если мы говорим о бензине, то в цене на колонке около 50% — это закупочная стоимость на границе, 35% — налоги. Акциз установлен в евро, а значит вырастет пропорционально курсу. Порядка 15−20% — логистические и эксплуатационные затраты плюс маржа АЗС.

Иными словами, каждая гривня в курсе доллара добавляет себестоимости нефтепродуктов около 80 копеек на литр. Если курс прибавит 3 грн, соответственно бензин и дизтопливо подорожают примерно на 2,5 грн/л и или в среднем на 10% к существующему уровню. На деле увеличение может оказаться еще больше, поскольку продолжает расти мировой рынок нефти и нефтепродуктов.

С 21 апреля, когда в Европе был отмечен минимум цен на нефть — $13,2 за баррель — она подорожала до $43,5 или в три раза. Дизтопливо 27 апреля стоило $159 за тонну, сегодня — $373 (рост в 2,3 раза). До последнего времени цены сдерживались дешевыми запасами нефтепродуктов, обильно закупленных игроками рынка «на дне».

По моим оценкам, на сегодня в стране сформированы рекордные запасы дизельного топлива (350−400 тыс. т) и бензина (150−180 тыс. т). Но запасы понемногу исчерпываются, им на смену приходит более дорогая закупка. Недавний скачек курса в связи с отставкой главы НБУ заставил многих на рынке изрядно понервничать, но ситуация уже вернулась в исходную точку. Теперь же имеем такое заявление президента, которое прозвучало как руководство к действию новому начальству НБУ и финансовому блоку Кабмина.

Не знаю, в курсе ли Зеленский, но скачок курса ударит по его центральному проекту — программе развития дорожной инфраструктуры Большая стройка. Специфика работы подрядных организаций заключается в заключении контрактов на поставку услуг и материалов под весь проект. Одной из весомых позиций здесь выступает дорожный битум, объемы потребления которого в первом полугодии текущего года выросли в полтора раза — до 320 тыс. т. Подрядчики уже провели тендеры и зафиксировали цены. Если курс гривни «улетит» на 10%, поставщики просто не поместятся в фиксированные цены. По словам крупных битумных трейдеров, в связи с ростом цен на нефть цена на битум уже подкралась к зафиксированным на тендерах уровням, а подорожание за счет курса приведет либо к дестабилизации поставок либо к пропорциональному пересмотру цен, а это уже ударит по экономике подрядчиков и их способности выполнить проекты. Рост цен на битум также ожидается в связи с нехваткой поставок на пике дорожно-строительного сезона, припадающего на август-октябрь.

В себестоимости литра моторного топлива около 85% приходится на валютную составляющую

И это только битум, а сколько программ реализуется по закупке импортной техники и оборудования? При стабильных гривневых заработках темпы этого развития могут снизиться.

С другой стороны, в контексте дорожного строительства нельзя не отметить и тот факт, что усиление курса приведет к росту гривневых поступлений от акцизов на нефтепродукты, которые, как уже отмечалось, установлены в евро. В свою очередь акцизы с нефтепродуктов целевым образом идут в Дорожный фонд.

Эффект от девальвации гривни, безусловно, будет комплексный, но властям необходимо четко понимать, что рост цен на топливо будет существенным. А это даст импульс подорожанию всего и вся по цепочке. Притом что, как правило, на «топливном» хайпе каждый поднимает цены как может, включая бабушку с семечками возле метро.

Ну, и стоит ли бросаться в курсовые крайности и трясти и без того слабую экономику лишь потому, что кто-то из каких-то соображений рассчитывал госбюджет исходя из 30 грн за доллар? Того правительства уже и нет, а ситуация резко изменилась по всей планете.

Источник: biz.nv.ua

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о