Регулярная физическая активность без обуви может улучшить способность детей и подростков прыгать и чувствовать баланс – пишет eurekalert.org со ссылкой на «Frontiers in Pediatrics».

Новые исследования показывают, что моторные навыки детей и подростков, которые проводят большую часть времени босиком, отличаются от способностей тех, кто обычно носит обувь. Это первое исследование, которое рассматривает связь между прыжковой и беговой моторикой, чувством равновесия и тем, как часто человек ходит в обуви или босиком на разных этапах детства и юности. Результаты показывают, что обычно босые дети заметно лучше прыгают и держат равновесие по сравнению с теми детьми, которые, как правило, ходят в обуви, особенно в возрасте 6-10 лет. Хотя эта разница не так видна среди подростков, исследование подчеркивает важность передвижения босиком для развития моторики по мере того, как дети растут и созревают.

«Прогулки босиком считаются более естественными, и использование обуви уже давно рассматривается как фактор, влияющий на здоровье ног и развитие моделей движения», — объясняет профессор Астрид Зах из Университета Йены (Германия), которая возглавила исследование.

«В нескольких исследованиях сообщается, что хождение босиком изменяет биомеханику у детей и взрослых во время бега и прыжков, — но для клинической значимости этого открытия было недостаточно информации, — продолжает она. — Мы хотели впервые исследовать, действительно ли изменения биомеханики стопы из-за движения босиком имеют отношение к развитию основных двигательных навыков в детстве и юности».

Зах вместе с двумя исследовательскими группами оценила три моторных навыка — баланс, прыжок в длину и спринт 20 м — у 810 детей и подростков из 22 начальных и средних школ в сельских районах Западной части Южной Африки и городских районах северной Германии. Эти группы дают наиболее яркое различие между образом жизни детей.  Дети из Южной Африки обычно ходят босиком, а дети из Германии большую часть времени носят обувь.

Обычно босые участники исследования лучше справлялись с заданиями на баланс и прыжки по сравнению с обутыми участниками. Это различие наблюдалось во всех возрастных группах (6-10, 11-14 и 15-18 лет), но особенно заметно было у детей 6-10 лет. Более того, те дети, которые обычно ходят босыми, справлялись с тестами хуже, если были обуты.

«Большинство детей начальной школы в нашем исследовании (Южная Африка) ходят в школу, занимаются спортом, участвуют в развлекательных мероприятиях босиком, — говорит профессор Ранель Вентер из Стелленбосского Университета, который возглавлял южноафриканскую исследовательскую группу. – Наш вывод, что эти дети лучше справляются с балансированием и прыжками, подтверждает гипотезу о том, что развитие основных моторных навыков в детстве и подростковом возрасте по крайней мере частично зависит от регулярной активности босиком».

Однако результаты соревнований по бегу отличались. Здесь, как правило, лучше выступали дети, привыкшие ходить в обуви — особенно в возрасте 11-14 лет. При этом обе группы лучше справлялись в обуви, чем босиком. Исследователи объясняют, что окружающая среда — фактор, который не может быть стандартизирован в двух местах исследования – могла повлиять на этот результат.

«В Южной Африке тест на бег проходил на открытом воздухе — с разными погодными условиями и земными поверхностями. Напротив, немецкие дети проводили испытание в помещении — в основном в спортивном зале с подрессоренным полом, — говорит Зах. — Тип обуви также мог повлиять на результаты. Южноафриканские студенты бегают в школьной обуви, в то время как немецкие студенты используют на уроках физкультуры кроссовки или спортивную обувь. Поэтому, хотя наши результаты показывают, что ношение обуви может быть полезно для совершения быстрого спринта, нужно продолжить это исследование».

В целом, работа исследователей подчеркивает преимущества физической активности босиком для развития моторных способностей.

Источник: Научная Россия