Не стало Георгия Мартынюка — актера, которого легко узнавали и любили на протяжении нескольких десятилетий. Может быть, он не был великим актером, не потрясал зрителей со сцены и экрана, но он был, бесспорно, широко известен и искренне почитаем.
Слава пришла к Георгию Мартынюку прежде всего благодаря телевидению. Это называется «вытащить счастливый билет».
Режиссер В. Бровкин решил снимать милицейский сериал под названием «Следствие ведут знатоки» по произведениям Ольги и Александра Лавровых. А поскольку Бровкин работал в Московском театре на Малой Бронной (там же служила его жена), то актеров он приглашал в основном с Бронной. Да, эксперта Зинаиду Кибрит сыграла киноактриса Эльза Леждей (актриса из театра на Малой Бронной, которая была назначена на роль, забеременела и не смогла сниматься), но другие мужские роли с этой самой Бронной никуда не ушли. Майором Томиным стал Леонид Каневский, полковником Скопиным Семен Соколовский. Георгию Мартынюку досталась роль Павла Павловича Знаменского.
Впрочем, Павлом Павловичем его никто не называл, звали его по-свойски Пал Палыч. Трио следаков было составлено по всем законам жанра: один правильный красавец — Знаменский, один шутник, то ли кавказец, то ли еврей, — Шурик Томин, одна женщина. Не подкопаешься!
Задача Г. Мартынюка была одной из самых сложных. Попробуйте сыграть абсолютно правильного, непорочного человека, мечту без изъянов, без сучка и задоринки. Уцепиться не за что! Тогда и представить себе невозможно было, что со временем телеэкраны заполнят оборотни в погонах, менты-взяточники, отличающиеся цинизмом и жестокостью, непомерно пьющие на рабочем месте и занимающиеся любовью в служебных кабинетах. Знаменский был едва ли не ангелом, очень правильным, сдержанным да и шутил дозированно. На его любовь к Зиночке Кибрит только намекали, как и на чудесную маму, готовившую потрясающие пельмени (попробовать эти пельмешки нам было не дано).
Одним актерам судьба дарит самые разные роли — и им легко удивлять, поражать зрителя новизной (при наличии таланта, конечно). У других все складывается иначе.
Представьте себе, легко ли было Георгию Мартынюку всю жизнь оставаться Знаменским и только Знаменским? Наверное, нет. Но сериал жил долгие годы, все время появлялись новые фильмы из популярного цикла, и Знаменский Мартынюка исправно нес службу, которая и опасна, и трудна.
Мартынюк вполне мог повторить слова Анатолия Папанова, сказавшего когда-то: «Волк из «Ну, погоди!» перегрыз всю мою творческую биографию» (Папанов был не совсем справедлив — он сыграл немало разных, хороших и очень хороших ролей). Мартынюк не жаловался, а если и жаловался, то мы, телезрители, этого не слышали — мы ждали очередной серии, нового дела, которое предстояло раскрыть «ЗнаТоКам», среди которых верховодил непоколебимый, честный и мудрый Пал Палыч Знаменский.
Конечно, в карьере Георгия Мартынюка были и другие роли. Он окончил ГИТИС (нынче РАТИ), 50 лет проработал в одном театре — Московском театре на Малой Бронной, сыграл за это время порядка 60 ролей.
Ему повезло — он работал с замечательным режиссером Анатолием Эфросом. И пусть Анатолий Владимирович не слишком часто занимал артиста в своих знаменитых спектаклях (во всяком случае, не так часто, как Ольгу Яковлеву, Льва Дурова и Николая Волкова), но Мартынюку довелось все же сыграть у Эфроса — в «Дон Жуане», «Человеке со стороны», «Веранде в лесу».
Снимался Георгий Яковлевич и в кино. Конечно, кинематограф использовал прежде всего внешние данные актера — и в пушкинской «Метели», поставленной Владимиром Басовым, и в знаменитом фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», где красавец Мартынюк воплотил на экране одного из персонажей прошлой, «цветной» жизни Женьки Комельковой, — военного значительно старше ее, которого она, взбалмошная Женька, полюбила.
Мартынюк играл достаточно много (даже в последнее время появлялся на телеэкранах, в частности, в сериале «Тайны дворцовых переворотов» в роли Феофана Прокоповича), но в каждой роли зрители видели прежде всего все того же Пал Палыча с умными, все понимающими глазами.
Был даже анекдотический случай. В театре на Малой Бронной шел спектакль «Обвинительное заключение». Действие происходило в тюрьме, роли двух уголовников играли Георгий Мартынюк и Леонид Каневский. Представьте себе неподдельное удивление зрительного зала, когда открывался занавес и зрители видели возлежавших на тюремных нарах Знаменского и Томина. Был, конечно, повод посмеяться.
А сейчас — повод погрустить. После продолжительной болезни ушел из жизни Георгий Мартынюк — главный герой одного из любимейших советских сериалов.
Из «ЗнаТоКов» в живых остался только «То», Томин, Леонид Каневский. Непотопляемый Шурик по-прежнему несет милицейскую вахту — украшает собой программу «Следствие вели…» Он не просто играет хорошо знакомую тему, он как бы доигрывает ее за тех, кто ушел, в том числе и за Георгия Мартынюка.