"[1K] Телемир :: Мировой успех киноэпопеи «Война и мир». В этот фильм Сергей Бондарчук вложил свою душу"45 лет назад, летом 1965 года, крупнейший советский кинорежиссер Сергей Бондарчук (известный сегодняшним молодым как папа гламурного Федора Бондарчука) выпустил на экраны страны две первые серии главного фильма своей жизни — 4-серийной эпопеи «Война и мир». Эти две серии вполне можно рассматривать как отдельный фильм, потому что именно отдельно они и были впервые показаны на Московском международном кинофестивале, где и получили главный приз. «Оскар» был позднее, через несколько лет.
Любопытно, что этот же роман Толстого собирался экранизировать другой колосс советской кинорежиссуры — Иван Пырьев, но выиграл в результате более молодой Бондарчук. Пырьев, однако, отомстил — именно Иван Александрович в дальнейшем добился, чтобы авторам картины срезали гонорары, поскольку фильм, хоть и 4-серийный, шел как один. В результате этого Бондарчук перестал здороваться с Пырьевым. Мир? Нет, война!
Подготовительный период тоже проходил немирно. Менялись операторы, отказался от роли Андрея Болконского Олег Стриженов, и ее, роль, передали Вячеславу Тихонову (пробовались еще Юрий Соломин и Эдуард Марцевич). Правда, еще до Тихонова обсуждалась кандидатура очень модного тогда Иннокентия Смоктуновского, но тот снимался в «Гамлете». Правда, Кеша готов был наплевать на Гамлета, если ему дадут сыграть другую роль — Пьера Безухова. Однако Безухова Бондарчук решил играть сам, сознательно состарив героя и отказав в этой роли не только Смоктуновскому, но и Андрону Кончаловскому, который был тогда упитанным, воспитанным и в очках, а также штангисту Юрию Власову, тоже в очках и тоже интеллигентному.
Понятно, что далеко не сразу нашли Наташу Ростову. Кто только не пробовался на эту роль. Конечно, Анастасия Вертинская (она в результате сыграла в эпопее Лизу Болконскую), Валентина Малявина, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская — две непримиримые подруги в кавычках еще со времен фильма «Три плюс два». В результате Наташей Ростовой стала 19-летняя балерина ленинградского театра оперы и балета Людмила Савельева. Вначале строгий Бондарчук хотел ей отказать, как и многим другим, но потом что-то заставило его утвердить хрупкую девчушку на роль, о которой мечтали сотни молодых красивых актрис.
Кто еще не снялся в «Войне и мире», хотя и мог зафиксировать свое присутствие в этой эпопее? Большой ленинградский актер Николай Симонов так и не сыграл Кутузова — на роль великого русского полководца был утвержден тогдашний ректор Шукинского театрального училища Борис Захава, а Симонов отправился сниматься в «Человеке-амфибии», играть папу Ихтиандра. Не оказалось в картине и Никиты Михалкова, которого планировали на роль самого младшего из Ростовых — Пети. Причем Михалков уже начал сниматься, но потом куда-то исчез. Почему он выпал из фильма — история об этом умалчивает. Может, пока снималась картина, он просто сильно вырос?
Одними из первых начались съемки знаменитой сцены русской охоты. Творческую группу устроило село Богословское недалеко от Иванькова. Именно тут развернулись во всей красе особенности национальной охоты XIX века с борзыми и т.д. Борзых с трудом разыскали в каком-то питомнике, они были очень редкой породы (правильно, собак подбирали породистых, как и актеров, все-таки это Лев Толстой). Но эти породистые борзые совершенно не умели охотиться и бежать вперед не хотели. Тогда, чтобы заставить их двигаться в нужном направлении, пришлось использовать кошек. Но проблемы на этом не закончились. Волков играли овчарки, и борзые их ужасно боялись. Вместо того чтобы преследовать этих самых волков, борзые драпали от них, как французы, проигравшие сражение. Всего же для съемок сцены охоты были привлечены 25 верховых лошадей, 60 гончих, 50 борзых и 7 волков.
Зимой наконец-то сформировали кавалерийский полк и начали снимать непосредственно войну. 150 вагонов направились в Закарпатье, в Мукачево, для съемок Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. Но попробуй сражаться, когда ударили жуткие морозы, причем они, эти морозы, затянулись.
Решили пока никуда не уезжать, а снимать другие сцены. В частности, именно здесь, на снегу санатория «Карпаты», разворачивалась эффектная дуэль Пьера Безухова и Долохова, дуэль двух главных режиссеров — главного режиссера фильма «Война и мир» Бондарчука и главного режиссера московского театра «Современник» Олега Ефремова, одна из самых выразительных сцен эпопеи. Пока мэтры стрелялись, солдаты закарпатского военного округа обучались строевому шагу русской и французской армий.
Тем временем подъехал в Закарпатье Вячеслав Тихонов. Здесь сняли его проезд в коляске с Кутузовым. Причем Тихонов смотрелся куда важнее Кутузова, он всячески изображал князя, голос, манеры, позы. Проще надо было быть, проще. Позднее Тихонов это понял.
Шенграбенское сражение разворачивалось у села Куштановица. В массовых съемках были задействованы 3 тысячи человек. Операторам приходилось иногда снимать по 30 — 40 дублей. К тому же их с первых дней раздражала пленка шосткинской фабрики, не отличавшаяся хорошим качеством. Бондарчук предполагал работать с иностранной пленкой «Истам-колор», но это оказалось советскому кинематографу не по карману.
В начале марта на футбольном стадионе Мукачева сняли смотр 80-тысячного союзнического войска императорами России и Австрии. А Аустерлицкое сражение, то самое, где князь Андрей долго смотрел в небо под сопровождение толстовской философии, разворачивалось у села Свалявы (есть такая минеральная вода), на территории мукачевского винсовхоза. Вы думаете, участники съемок по этому поводу перепились? История об этом умалчивает. А вот то, что солдаты вытоптали часть виноградников, — это факт.
Но «Мосфильм» все убытки возместил. Бондарчук вообще не экономил, перерасход так перерасход. Платит-то ведь государство.
Работать с Бондарчуком было трудно. Войну с ним вели не только операторы, но и исполнитель роли Андрея Болконского Вячеслав Тихонов. Они поссорились на съемках прохода князя по коридору штаба Кутузова. Режиссер требовал, чтобы Болконский выглядел опустошенным, издерганным, нервным. Тихонов все больше позировал. В результате сняли 32 дубля и разругались не на шутку.
Обижалась на Бондарчука и его супруга Ирина Скобцева, игравшая Элен Безухову. Когда снимали кадры с ее участием, Бондарчук разворачивался и уходил, говоря: «Ну это вы и сами снимете».
Конечно, на съемках одной из самых важных сцен эпопеи — первого бала Наташи Ростовой, того самого, где толстовская героиня, как писали потом школьники в сочинениях, танцевала со Штирлицем, — режиссер присутствовал. Первоначально собирались снимать сцену в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но что-то сорвалось.
В результате снимали в павильоне «Мосфильма» номер один с участием 500 человек массовки. Все сверкало и переливалось. Знаменитая чешская фирма «Яблонекс» создала большую часть бижутерии. Нескольким московским и ленинградским музеям принадлежали огромные люстры размером два с половиной на два с половиной метра, каминные часы, фонари, подсвечники.
На фоне всех этих роскошных нарядов и великолепной обстановки Бондарчук матюгался как сапожник. Одна из участниц съемок вспоминает: «Часа так в три ночи задремала я у колонны. Подлетает Бондарчук: «Где ваш генерал, так и растак?»
Режиссер — профессия очень нервная, а тем более в таком масштабном фильме. Во время съемок Бондарчук чуть не умер — у него случилась клиническая смерть. Его спасли, но съемки приостановились на 45 дней.
Решено было не дожидаться окончания съемок всех четырех серий и выдать две серии на-гора. Премьера, торжественная и помпезная, состоялась в Кремлевском дворце съездов. Затем эти две части отправили на Московский кинофестиваль. Естественно, официальный успех, естественно, главный приз. Международный фестиваль в Венеции — фурор, все гондолы перевернулись от восторга. Успешная народная премьера в столичном кинотеатре «Россия». Третью и четвертую серии можно уже было не снимать, не показывать, тем более они пользовались гораздо меньшим успехом у зрителей.
Но без «Оскара» в итоге дело не обошлось. Мощная картина, даже при всех своих недостатках.