Источник фото: liveinternet.ru

Але­к­сан­д­ра Дэ­вид-Нил (1868—1969)

Источник: zen.yandex.ru

Пре­одо­лев все барь­е­ры бри­тан­ских и ки­тай­ских вла­стей, че­рез три го­да из­ну­ри­тель­но­го пу­те­ше­ст­вия пер­вая жен­щи­на-ино­стран­ка Але­к­сан­д­ра Дэ­вид-Нил оказалась в за­прет­ном ме­с­те – сто­ли­це Ти­бе­та Лха­се. В то вре­мя из­ве­ст­ной пу­те­ше­ст­вен­ни­це, пи­са­тель­ни­це, фе­ми­ни­ст­ке и буд­ди­ст­ке бы­ло 57 лет.

В Па­ри­же, где ро­ди­лась и ро­с­ла Але­к­сан­д­ра, у жен­щин сре­д­не­го клас­са бы­ло толь­ко два пу­ти: стать при­мер­ной же­ной или кур­ти­зан­кой. Оба пу­ти бы­ли для нее не­при­е­м­ле­мы. С ран­не­го дет­ст­ва она вы­де­ля­лась стре­м­ле­ни­ем к сво­бо­де и ду­хов­но­сти. В 18 лет одна по­се­ти­ла Ан­г­лию, Швей­ца­рию и Ис­па­нию, учи­лась в те­о­соф­ской шко­ле ма­дам Бла­ват­ской. В 1890—1891 го­дах пу­те­ше­ст­во­ва­ла по Ин­дии. В Па­риж воз­вра­ща­лась, ко­г­да за­кан­чи­ва­лись день­ги.

В 1904 го­ду Але­к­сан­д­ра вы­шла за­муж за фран­цуз­ско­го ин­же­не­ра Фи­лип­па Ни­ла. Изу­чая вос­то­ко­ве­де­ние в Сор­бон­не, она столк­ну­лась с дис­кри­ми­на­ци­ей жен­щин и ста­ла ак­тив­ной фе­ми­ни­ст­кой. В 1909 го­ду на­пи­са­ла эс­се, в ко­то­ром при­зы­ва­ла пла­тить же­нам за ра­бо­ту по до­му, пе­ре­стать счи­тать оди­но­ких ма­те­рей вто­ро­сорт­ны­ми и ох­ра­нять за­ко­ном вне­бра­ч­ных де­тей. К за­му­ж­ним жен­щи­нам в те вре­ме­на во Фран­ции от­но­си­лись бла­го­склон­нее, они мог­ли рас­по­ря­жать­ся бо­гат­ст­вом и об­ла­да­ли боль­шей са­мо­сто­я­тель­но­стью. Хо­тя са­ма Але­к­сан­д­ра при­рав­ни­ва­ла та­кой ста­тус к ста­ту­су лю­бов­ни­цы-со­дер­жан­ки. К сча­стью, муж был де­мо­кра­ти­ч­ным, он не толь­ко то­ле­рант­но от­но­сил­ся к ее бун­тар­ско­му нра­ву, но да­же фи­нан­си­ро­вал пу­те­ше­ст­вия же­ны.

«При­клю­че­ние, — пи­са­ла Але­к­сан­д­ра, — един­ст­вен­ное, что да­ет же­ла­ние мне жить». Не­ко­то­рое вре­мя она жи­ла в Ту­ни­се, где в то вре­мя ра­бо­тал муж. Попробовала свои си­лы на опер­ной сце­не. Од­на­ко ни­ч­то не вле­к­ло ее с та­кой си­лой, как вос­то­ч­ная фи­ло­со­фия и ми­с­ти­ка. В 1911 го­ду Фи­липп от­пу­с­тил же­ну в Ин­дию — про­дол­жать изу­че­ние буд­диз­ма и сан­ск­ри­та. Па­ра рас­ста­лась на дол­гие го­ды, но Але­к­сан­д­ра по­сто­ян­но пи­са­ла му­жу про­стран­ные пись­ма, в ко­то­рых му­д­рость буд­диз­ма пе­ре­пле­та­лась с бы­то­вы­ми со­ве­та­ми.

В ко­ро­лев­ском мо­на­сты­ре Сик­ки­ма Але­к­сан­д­ра встре­ти­ла оба­я­тель­но­го юно­го прин­ца Сид­ке­он­га Тул­ка. Од­ни ис­то­ч­ни­ки ут­вер­жда­ют, что они бы­ли «бра­том и се­ст­рой по ду­ху», дру­гие – лю­бов­ни­ка­ми. Они вдво­ем пу­те­ше­ст­во­ва­ли по Ги­ма­ла­ям, принц на­у­чил жен­щи­ну ори­ен­ти­ро­вать­ся в го­рах, обу­ст­ра­и­вать ла­герь. Она про­дол­жа­ла пи­сать му­жу та­кие пись­ма, что у то­го не воз­ни­ка­ло ни ма­лей­ше­го ос­но­ва­ния за­по­до­з­рить Але­к­сан­д­ру в из­ме­не или рев­но­вать. Сча­стье бы­ло пре­рва­но в 1914 го­ду не­ожи­дан­ным убий­ст­вом принца. Она так глу­бо­ко скор­бела, что не­ко­то­рое вре­мя да­же не хо­тела жить.

В 1912 го­ду Дэ­вид-Нил два­ж­ды встре­ти­лась с три­на­д­ца­тым да­лай-ла­мой, он при­гла­сил ее в Лха­су. Это бы­ло не­слы­хан­ной по тем вре­ме­нам че­стью для за­пад­ной жен­щи­ны. Од­на­ко ва­ж­ней­шая экс­пе­ди­ция ее жиз­ни еще бы­ла впе­ре­ди.

По­с­ле смер­ти Сид­ке­он­га Але­к­сан­д­ра вме­сте с мо­ло­дым мо­на­хом Афу­ром Йон­где­ном на па­ру лет ста­ла за­твор­ни­цей в пе­ще­ре не­да­ле­ко от ти­бет­ской гра­ни­цы. Этот юно­ша стал ее вер­ным ком­пань­о­ном в стран­с­т­ви­ях, а позд­нее был ею усы­но­в­лен. Там она обу­чи­лась спе­ци­аль­ной ме­ди­та­ции, ко­то­рая под­ни­ма­ла тем­пе­ра­ту­ру те­ла, что да­ва­ло воз­мо­ж­ность пе­ре­но­сить боль­шие хо­ло­да. Ме­ж­ду про­чим, позд­нее ок­культ­ной пра­к­ти­кой Дэ­вид-Нил очень ин­те­ре­со­ва­лись два ди­к­та­то­ра — Мус­со­ли­ни и Гит­лер. По­с­лед­ний да­же стро­ил план обу­чить не­мец­ких сол­дат, по­сы­ла­е­мых в Рос­сию, ме­ди­та­ции, по­вы­ша­ю­щей тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

Из Сик­ки­ма буд­ди­ст­ская па­ра не­на­дол­го от­пра­ви­лась на тер­ри­то­рию Ти­бе­та, од­на­ко об этом уз­на­ли бри­тан­ские вла­сти (тер­ри­то­рия Сик­ки­ма бы­ла бри­тан­ским про­те­к­то­ра­том) и пред­ло­жи­ли обо­им по­ки­нуть стра­ну. Путь в Ев­ро­пу был за­крыт из-за раз­ра­зив­шей­ся Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, по­э­то­му Але­к­сан­д­ра с Йон­где­ном от­пра­ви­лись в Япо­нию и Ки­тай. В 1924 го­ду оба на­ко­нец по­па­ли в Лха­су, где про­ве­ли два ме­ся­ца. На­ка­ну­не Вто­рой ми­ро­вой вой­ны эти стран­ни­ки че­рез Со­вет­ский Со­юз сно­ва по­вер­ну­ли в Ки­тай.

Во Фран­цию Але­к­сан­д­ра и Йон­гден вер­ну­лись толь­ко в 1946 го­ду. Ей бы­ло 78 лет. Она еще ус­пе­ла по­жить вме­сте с му­жем Фи­лип­пом. По­с­ле его смер­ти Але­к­сан­д­ра за­я­ви­ла, что по­те­ря­ла луч­ше­го из муж­чин и един­ст­вен­но­го сво­его дру­га. В 1955 го­ду умер вер­ный Йон­гден. В ста­ро­с­ти Але­к­сан­д­ра ос­та­лась од­на. Ра­бо­та­ла до по­с­лед­не­го вздо­ха — о сво­их стран­с­т­ви­ях, ма­гии Ти­бе­та и ми­с­ти­ке она на­пи­са­ла три де­сят­ка книг. Этот мир ле­ген­дар­ная пу­те­ше­ст­вен­ни­ца, ка­ва­лер ор­де­на По­чет­но­го ле­ги­о­на по­ки­ну­ла в 1969 го­ду, про­жив почти сто один год.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о