"[1K] Звездопад :: Актер Михаил Ульянов был неподвластен временам и модам"По сегодняшнему дню его не назовешь популярным. Он — настоящий, неподвластный временам и модам, сделанный накрепко, навсегда. Особенно странно, когда умирают такие люди. Кажется, что они — вечные.

«Плохо никогда не сыграет»

Казалось бы, Михаила Ульянова не назовешь подходящим артистом для Московского театра им. Вахтангова, которому он отдал всю свою большую актерскую жизнь. Ульянов — земной, простой, иногда даже простецкий, с хитринкой, социальный, весомый. Вахтанговское — это легкость, искрящееся веселье, воздушный полет. И тем не менее он был настоящим вахтанговцем, придя в театр одним из самых ярких представителей когорты, включавшей Юлию Борисову, Юрия Яковлева, Людмилу Максакову, Василия Ланового. Тогда театр возглавлял патриарх — Рубен Николаевич Симонов, и он достаточно быстро понял, какого бесценного артиста получил в свое распоряжение. Ульянов вызывал на сцене безграничное доверие в качестве положительного социального героя, вместе с тем не был героем ходульным — трудно было не заметить огромное обаяние молодого артиста, его располагающую к себе улыбку.
Молодой паренек из омских краев постепенно стал московской театральной звездой. Его дуэт с Юлией Борисовой в «Варшавской мелодии» буквально завораживал, пленял и был, бесспорно, лучшим, хотя эту «Мелодию» ставили театры всего СССР. Безусловно положительный Сергей в «Иркутской истории» и рядом — совершенно комичный Бригелла в «Принцессе Турандот», неуемный эмоциональный красный командир Константин Гулевой из «Конармии» — такие абсолютно разные роли, убедительно сыгранные одним и тем же актером. Позднее положительный Ульянов ничуть не менее убедительно сыграл отъявленного злодея, мерзавца из мерзавцев — Ричарда III, и это снова была победа.
Ульянову вообще удавались личности, сильные характеры по той простой причине, что он и сам был личностью. Ему довелось стать и шекспировским Антонием, и Наполеоном, и Кировым, и Понтием Пилатом в многострадальной булгаковской экранизации Ю.Кары. Конечно, Ульянов не мог не сыграть… Ульянова, то есть Ленина. Что любопытно, кормчего революции он играл и в застойные годы, и в годы перестройки. Ленин Шатрова, конечно, значительно отличался от погодинского Ленина, которого в поисках кипяточка остановил в коридорах Смольного солдат Иван Шадрин, но артист во всех вариантах был бесспорно убедителен и совершенно не банален. В нем не было сладких ноток дедушки Ильича, он показывал Ленина неожиданно резким, а в шатровском «Брестском мире» — и вовсе неуступчивым, в чем-то даже противоречивым.
Конечно же, среди разных исторических личностей, воплощенных Михаилом Ульяновым, на особом счету стоит его маршал Жуков, которого он сыграл бессчетное количество раз. Причем сам Георгий Константинович одобрил назначение на роль, сказав об Ульянове, что тот — актер хороший и плохо никогда не сыграет. Высшая похвала Ульянову: позднее многочисленные зрители стали считать настоящим именно Жукова в его исполнении, а когда видели на экранах кадры с реальным маршалом, убежденно говорили, что чего-то не хватает.

И красный председатель, и белый Чарнота...

Большинство зрителей знали Ульянова, конечно, в основном по кино. Были и «Добровольцы», и другие фильмы. Был знаменитый «Председатель» Ю.Нагибина и А.Салтыкова, не просто принесший артисту Ленинскую премию, но и, что гораздо важнее, утвердивший его в ряду первых актеров страны. Когда Ульянов узнал, что придется сниматься в фильме о колхозной жизни, — отнесся к этой затее без особого восторга. Но начав читать сценарий, прочитал его молниеносно и окунулся в работу с головой. «Председатель» подвергался нападкам, многочисленным переделкам, была угроза того, что картина ляжет на полку, но в данном конкретном случае справедливость восторжествовала.
Недавно, откликаясь на смерть М.А. Ульянова, одна уважаемая газета дала его основную фильмографию. Странно было видеть, что в списке основных фильмов актера отсутствовали «Братья Карамазовы» и «Бег» — две главные его киноработы, явившие зрителям страстных, противоречивых, одиноких героев Достоевского и Булгакова. И Митя Карамазов, и генерал Чарнота — высшие актерские создания, вулкан страстей, хрестоматия актерского мастерства. Разве можно забыть больные глаза Дмитрия Карамазова, разве можно запамятовать сцены из «Бега», где генерал Чарнота косолапой медвежьей походкой разгуливает в подштанниках по улицам или суперазартно играет в карты с Парамошей Корзухиным — Е. Евстигнеевым?
Ульянов не только сыграл в «Братьях Карамазовых» одну из основных ролей, он вместе с Кириллом Лавровым заканчивал третью серию фильма в качестве режиссера — после того как скоропостижно скончался постановщик картины Иван Пырьев. После выхода фильма на экраны вдова режиссера, актриса Лионелла Пырьева, долго еще пеняла Михаилу Ульянову, что тот хотел присвоить себе славу ушедшего в мир иной ее супруга. Вдова вычитала, что в одной из киноэнциклопедий указано, что Михаил Ульянов — «режиссер «Братьев Карамазовых».

…и «ворошиловский стрелок»

Сейчас, после кончины М.Ульянова, все клянутся в любви к нему, газеты и ТВ наперебой рассказывают о том, что Михаил Александрович всегда был окружен нескончаемым уважением и поклонением. Не думаю. Вернее, внешне все так и было, но на самом деле… Во все годы, во все времена, во все эпохи Ульянову завидовали. Завидовали его постоянному актерскому успеху. Завидовали тому, что он был обласкан властями, увенчан, кажется, всеми возможными наградами и званиями. Завидовали его членству в ЦК КПСС, его высоким постам в Союзе театральных деятелей. Завидовали тому, что именно он в период безвластия возглавил театр им. Е.Вахтангова.
Легко ли ему было руководить театром? Конечно, нет. На него давили «старики» коллектива, призывали следовать вахтанговским традициям, хотя все уже порядком подзабыли, в чем эти традиции заключаются. Он мужественно терпел эти разговоры, приглашал в труппу на постановки интересных режиссеров (один только грандиозный успех «Без вины виноватых», поставленных Петром Фоменко, многого стоил). Ульянов сколачивал яркую, интересную труппу — сегодня в «вахтанговском» работают Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Мария Аронова, Юлия Рутберг… Беда театра в том, что там не было лидера-режиссера, который бы сумел подчинить себе разношерстную амбициозную труппу. А Ульянов, который пытался всех примирить, всем помочь, как-то наладить шатающееся дело, спектакли не ставил.
Он вообще в последнее время все больше и больше болел, все меньше бывал в театре. В кино тоже снимался не так часто. Но молодые тем не менее помнят, что был такой актер — Михаил Ульянов. Кто-то запомнил этого пожилого человека по «Ворошиловскому стрелку» Станислава Говорухина, кто-то — по «Антикиллеру» или «Все будет хорошо», кто-то — по сериалу «Охота на изюбря», где у Ульянова была небольшая, но очень яркая роль.
Ульянов прожил долгие годы со своей супругой, актрисой Аллой Парфаньяк. В этой семье была дочь, внучка, правнуки. Все развивалось как полагается, жаль только болезни одолевали Ульянова все больше и больше. И прогрессирующая болезнь Паркинсона, и почки, и онкология, и другие хвори… Он слабел, он не дожил несколько месяцев до 80.
Когда Михаил Швыдкой подвел проститься с Ульяновым больного, держащегося из последних сил Кирилла Лаврова, стало безумно грустно. Уходят лидеры, уходят личности, уходят люди, определявшие наше искусство на протяжении десятилетий, люди интересные и значительные даже в своих ошибках. Они кажутся странными в сегодняшние времена, когда все моментально и наспех, тяп-ляп, когда бог один — деньги, а дальше — пустота.
Молодые актерские таланты не виноваты в том, что они другие и живут в другое время. Как хочется, чтобы они были не сконструированными на скороспелых фабриках, а настоящими, подлинными. Каким был Михаил Александрович Ульянов.