Крымские, и не только крымские, любители фантастики уже имеют возможность познакомиться со вторым номером альманаха ФANDANГО. В название альманаха его авторы — члены Клуба фантастов Крыма — вложили некий звуковой элемент преемственности (первый коллективный сборник молодых крымских фантастов, более 20 лет назад собранный писательницей Светланой Ягуповой, назывался «ФАНТАВРЫ») и феерию испанского танца фанданго. Как полушутя-полусерьезно сказал редактор и учредитель издания Валерий Гаевский, ФАN-мир хорош тем, что «устанавливает связи и Связь, иногда даже сакральную, неслучайную, глубоко внутреннюю, явную, быть может, только для двоих, так же, как это происходит в танце, «внушающем любовь».
Не все представленное в альманахе фантастично, но ведь фантастика, по мнению его авторов, — «это не всегда звездолеты, андроиды или эльфы с упырями… Фантастичным может быть само мышление». Действительно, в сборнике сошлись произведения и развлекательные, и интригующие, и гротескные, и романтические, и лирические, и вполне психологические, и даже философские. Фантастика, метапоэзия, мистика, романтика, футурология… В любом случае это действительно иное измерение мышления, или, как сказали бы более традиционные фантасты, выход в портал. Пытаемся ли мы определить главную интригу в «Инспекторе любви» Александра Коновалова, примеряем ли на себя судьбу нового «ихтиандра» в «Плаче акулы» Инны Красовской (первый выпуск альманаха), или строим новые версии существования забытых цивилизаций вместе с Геннадием Ереминым…
Среди литературных критиков уже есть первые отзывы. Так, литературовед Антон Дубковский считает, что «проект Гаевского лучше было бы обозначить как «альманах современной прозы». С этим сложно не согласится. Особенно если ориентироваться на таких авторов, как керчанка Злата Андронова («Лось»), судакчанин Игорь Гаркуша («Территория туманов», «Колодец»), чьи произведения, пожалуй, уже могут составить честь любой антологии современной прозы. Есть во втором выпуске альманаха и, если можно так выразиться, скандал для социума. «Новороссийск» Дмитрия Синицы — некая литературная провокация, своеобразный вызов устоявшемуся общественному «знанию», а возможно, и сознанию.
Впрочем, неординарный взгляд на устоявшееся всегда вызов. А таким взглядом отличается каждый из авторов альманаха. Или почти каждый. Остальное уже касается литературного мастерства…