Категории
 
архив
 
91 < 92 > 93



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Синдром большого города: небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…

/ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА/

[1K] Невероятно, но факт :: Синдром большого города: небоскребы, 
небоскребы, а я маленький такой…Новогодний фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» прославил третью улицу Строителей как в Москве, так и в Ленинграде. Главный герой, перепутав города, ничуть не смутился, открыв своим ключом чужую, но похожую на собственную квартиру. История с одинаковыми домами, квартирами и даже мебелью в разных городах закончилась хорошо — все, как говорится, поженились. Но на то и советские фильмы. В жизни же все абсолютно иначе. Города-клоны делают нас депрессивными психопатами. А психотерапевты направо и налево ставят диагноз — «синдром большого города».

Серость бьет по мозгам

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой, то мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой», — пел в свое время Вилли Токарев, у которого, очевидно, тоже развивался синдром большого города.
Город нередко в буквальном смысле «бьет по мозгам». Вечная борьба за место под солнцем, панический страх потерять работу, оказаться вне игры… Знакомо? Почти половина жителей крупных городов так или иначе нуждаются в консультации специалистов. Думаете, это уже слишком? Да ничего подобного. Вам не становится страшно оттого, что обычный рабочий день проходит для всех нас совершенно одинаково: утро в стандартной квартире, потом общественный транспорт, весь день в офисе, а вечером все тем же транспортом мы возвращаемся в ту же квартиру. И так изо дня в день. Это типично для жителей больших и малых городов. Впрочем, мы относимся к такой жизни вполне нормально, даже и не предполагая, что в окружающих нас стенах, домах, машинах таится причина наших неврозов и болезней.
Попробуем объяснить, почему. 95% информации об окружающем мире мы получаем благодаря глазам. Оказывается, когда вы смотрите на красивое, то и чувствуете себя в полном порядке. Ведь в мозг поступают сигналы о том, что окружающая среда гармонична. До начала XX века наши глаза были приучены помногу смотреть вдаль, обозревать бесконечные просторы матушки-природы, яркой и гармоничной. А кроме этого — еще видеть прекрасные здания, не похожие друг на друга.
Нынче же ситуация сильно изменилась. Вдаль смотреть мы не можем из-за высоких многоэтажек, которые представляют собой серые или черные коробки из бетона и стекла. Да и обычные дома не отличаются никакими архитектурными изысками, как клоны, похожи друг на друга. А о красотах природы нам остается только мечтать, голодными глазами поглядывая на искусственные цветочки в горшках.
Не верите? Прямо сейчас подойдите к окну и посмотрите на открывающийся из него пейзаж. Только не шибко расслабляйтесь — взгляд может упереться в соседний балкон. Чем это опасно для вашего здоровья? Да очень многим. Обратимся к анатомии и вспомним, как происходит передача информации в мозг при помощи зрения. Наш глаз устроен так, что необходимым условием для его нормального функционирования является движение. Наши глаза постоянно находятся в движении, они как бы обволакивают, ощупывают предмет, на который смотрят. Такие движения называются саккадами.
По наблюдениям российского профессора-физиолога, основателя теории «визуальной экологии» Василия Филина, скорость саккад постоянна, она соответствует естественным биоритмам организма. Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена «картинки» действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. Причем чем ярче и красочнее эта картинка, чем разнообразнее ее цветовая гамма, тем большее и лучшее воздействие она оказывает на нашу психику.
Бежевые, серые, бледно-зеленые тона не успокаивают наши глаза, как это считалось раньше. Они снижают жизненный тонус и портят настроение, нагоняя меланхолию и апатию. Поэтому, если стены в вашем офисе соответствуют стандарту, то бишь имеют бледный вид, развесьте на них хотя бы яркие картинки. И побольше деталей — цветы, рамки, фигурки, украшения… Пусть ваши глаза время от времени все это рассматривают и в мозг посылают положительные импульсы.
В своей книге профессор Василий Филин пишет, что «без коротких хаотических движений по орбите с частотой два раза в секунду — саккад — человек воспринимал бы окружающую реальность, словно через танковую амбразуру. А с ними 80% ощущений этого объемного многокрасочного мира воспринимаются через зрительные рецепторы».

Визуальная катастрофа

По словам ученых, нам угрожает визуально-экологическая катастрофа.
В былые времена все здания возводились с учетом правила «золотого сечения» (использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. золотого сечения). Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях — от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке конструктивистами.
Идея конструктивистов построить новый, рациональный мир, составленный из гигантских геометрических объемов, вызвала мировой бум. Потом волна схлынула, оставив «на песке» небоскребы, промышленные объекты и застройку небогатых районов. Не задумывались вы над тем, почему в серых «спальниках» больше хулиганья, неблагополучных семей, трудновоспитуемых детей и вообще неулыбчивых лиц? Потому, что сначала страдают наши глаза, а потом и наша психика.
Хотя теперь вообще почти вся городская архитектура создает агрессивную по отношению к человеку визуальную среду. Даже знаменитый парижский район Дефанс с его Новой аркой попал в черные списки. Недаром, оказывается, коренные парижане всегда недолюбливали его.
Агрессивны практически все сооружения, выдержанные в духе конструктивизма. Ведь отчего-то называли в народе многие здания в этом стиле «домами-вампирами». Еще хуже современная тенденция сплошь застекленных стен. Опасна и одноцветность спальных районов.
А эффект башенок и пристрастия к ним объясняется тем, что для глаза комфортны острые углы, особенно направленные вверх. Стоит, между прочим, повнимательнее присмотреться к окнам старинных киевских домов. У каждого этажа — свой рисунок окна, и практически везде над ними — детали с уходящим вверх острым уголком.
Интересно, что прямой угол уже дискомфортен, как и прямые линии. И совсем нехороши, по мнению видеоэкологов, дома и внутридомовые помещения, облицованные плиткой.
Специалисты советуют еще, кроме остроконечных элементов, возводить здания с плавными закругленными линиями и изгибами, дома с разной конфигурацией окон и балконов. Наверное, недаром полюбилось киевлянам новое «царское село» на Оболони. И, кстати, на последнем съезде зодчих Украины этот проект архитектора Валентина Исака был назван лучшим образцом «гуманизации городской среды». Однако подобных визуально комфортных мест в крупных городах слишком мало. У нас в Крыму с большой натяжкой к таковым можно отнести частные застройки «новых крымских». Но в них, как правило, присутствует другая крайность: чудовищное количество башенок и амбразурных окон, «тюремные» заборы, помпезность фасадов — все это радует только самих владельцев элитных особняков, окружающих же раздражает прежде всего отсутствием вкуса.

Страна неровных горизонтов

Впервые заговорили о видеоэкологии в конце 80-х годов, когда синдром большого города стал чуть ли не самым популярным психическим заболеванием современного человека. Говоря простым языком, видеоэкология — это необходимость давать своим глазам смотреть на «экологически чистые картинки». Тогда же родилась целая наука — визуальная экология, о которой мы упоминали выше.
Учеными было доказано, что городской житель проводит в неестественной и негармоничной обстановке около 16 часов в день! Это и наши квартиры, и общественный транспорт, и подземки, и офисы, и даже наши рабочие места — узкий стол, на котором ютится неудобно расположенный компьютер. Мы вряд ли сможем все это изменить. Разве что отказаться от цивилизации и податься жить в лес или на берег моря, вставать с рассветом, ложиться с закатом. Как это, кстати, многие из нас делают.
Но в робинзоны податься способны не все. Все-таки цивилизация — вещь привычная и удобная. Кардинально повлиять на внешнюю среду обитания мы не можем, поэтому нужно срочно что-то менять в своем окружении. Возьмитесь для начала за собственную квартиру. Где возможно, лучше избавиться от прямых линий, например сделать проемы в виде арок. И к черту этот однотипный евроремонт! Цветы, картины, резная мебель — вот что должно вас окружать. Побольше природных материалов, побольше естественности — все это благодатная пища для глаз.
А для того, чтобы снять напряжение и восполнить «дефицит гармонии», желательно почаще выезжать на природу, побольше смотреть на огонь (почувствовали напряг, зажгите свечу и смотрите на язычок пламени — вот и «хаотичные, неоднообразные движения» для ваших уставших глаз). Чаще устраивайте прогулки в старые районы города, исторические места, ходите в музеи, театры, просто гуляйте по улицам в вечернее время, когда город переливается разноцветными огнями. Кстати, эти самые подсветки на зданиях — настоящая находка с точки зрения не только рекламы, но и визуальной экологии (сравните наше симферопольское здание «Черноморнефтегаза» на площади Советской днем и вечером: разноцветная подсветка поистине творит чудеса).
А если уж впали в затяжную депрессию — поезжайте в горы. Ни в коем случае не на море! Современные психологи утверждают, что морская стихия навевает на человека тихую печаль и мысли об одиночестве. А в горах душа ликует. С точки зрения визуальной экологии, очень полезно для глаз смотреть на горный пейзаж — те же ломаные линии, остроконечные фигуры, масса деталей. И в то же время — плавные линии холмов, округлые и нежные, как очертания женского тела. Словом, нам, крымчанам, с этим повезло. Собираем рюкзаки — и на Мангуп, на Демереджи. Смотреть сверху вниз на Крым — страну неровных горизонтов.

По материалам narod.ru

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Невероятно, но факт:

 

Как охраняют музейные сокровища Крыма

[1K] Соцзащита :: Как охраняют 
музейные сокровища Крыма Из новостей искусства главной на этой неделе была криминальная — о краже картины Василия Поленова из севастопольского музея им. Крошицкого. Полотно великого русского художника среди бела дня подменили цветной ксерокопией. Выяснилось, что верхний...

Чиновники не заметили потопа

[1K] Инфраструктура :: Чиновники не заметили потопа Ливень и шквальный ветер, обрушившиеся на столицу Крыма вечером 19 октября, во всей красе вновь продемонстрировали неготовность города принять на себя удар стихии. За три неполных часа, пока бушевала гроза, улицы Симферополя, особенно в...

Отопительный сезон под вопросом. Ответ — у «Крымтеплокоммунэнерго»

[1K] Инфраструктура :: Отопительный сезон под вопросом. Ответ — у «Крымтеплокоммунэнерго» Арендному предприятию «Крымтеплокоммунэнерго», снабжающему теплом большинство крымских объектов, в том числе жилой фонд, видимо, нравится быть в центре скандалов. Прошлой зимой оно отрабатывало фокусы с 50-миллионным долгом за поставленное...

Проклятие президентского золота

[1K] Криминал :: Проклятие президентского золота Криминальная история Крыма — целый авантюрный роман, действующие лица которого являются носителями интересных, а иногда уникальных историй. «1К» начинает публиковать материалы под условной рубрикой «Милицейские байки». Их рассказчики не всегда...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Пляжная стройка в Севастополе
  • Промысел на чужом азарте и глупости
  • «Бульварные» песни Гордона — за себя и за того парня
  • Юрий Ларин — генератор советских креативных идей
  • Лучший бармен Украины станет лучшим барменом мира
  • Арбуз — сладкое «водяное чистилище»
  • Вино из ежевики
  • Женщины изнасиловали таксиста
  • Газификация по-крымски. Для избранных
  • Сохранить урожай до лета
  • Утомленная почва, или Как спасти заболевший сад
  • А теперь — Горбатов
  • Детское творчество бьет по родительским кошелькам
  • Хочу жить вечно. Заморозьте!
  • Убивают из мести, корысти и… обычной злости
  •  
    Яндекс.Метрика