Категории
 
архив
 
90 < 91 > 92



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Киевлянин и тбилисец прославились в Ленинграде

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Киевлянин и тбилисец прославились в ЛенинградеДва сентябрьских юбиляра — режиссер Георгий Товстоногов (ему исполнилось бы 90) и отмечающий свое 80-летие актер Кирилл Лавров родились соответственно в Тбилиси (тогда это был Тифлис) и Киеве, но по странному стечению обстоятельств их судьбы пересеклись совсем в другом городе — Ленинграде.
В 50-е годы прошлого века киевскому режиссеру Хохлову предложили возглавить «отстающий» Большой драматический театр города на Неве, он перевез туда нескольких киевских молодых актеров, в том числе Кирилла Лаврова с супругой. Но сам Хохлов неожиданно умер. В БДТ пришел другой главный режиссер — Георгий Товстоногов, который первым делом уволил половину труппы. Лавров почувствовал, что в число следующих уволенных попадет и он с женой, поэтому сработал на опережение — сам подал заявление об уходе. Однако Товстоногов уговорил его остаться. С тех пор они стали строить театр, который очень быстро стал главным театром страны, местом паломничества зрителей, духовным центром, собравшим советского режиссера №1 и блистательную труппу, равной которой не сыскать до сих пор.
За глаза все звали Товстоногова Гогой. Не Гошей, заметьте, а именно Гогой. Некоторые видели в этом прозвище отражение некоей мафиозности крупного мэтра — действительно, Товстоногов очень быстро стал крестным отцом ленинградской Мельпомены, влиятельнейшей личностью, без одобрения которой не решался ни один вопрос в театральной жизни города. Другие утверждали, что Товстоногов просто по-особому гоготал на репетиции, когда ему что-то нравилось, — поэтому и заслужил прозвище Гога.
Он умудрился за короткий срок избавиться от балласта и собрать в БДТ актеров, которые под его руководством очень быстро стали звездами, сиявшими десятилетиями. Евгений Лебедев и Ефим Копелян, Сергей Юрский и Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и Зинаида Шарко, Владислав Стржельчик, киевляне (по проторенной Лавровым дорожке) Павел Луспекаев и Олег Борисов. Именно Товстоногов открыл стране театральную легенду — Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина из «Идиота», отыскав этого Смоктуновского чуть ли не безработным и дав ему уникальный шанс.
Товстоногов прекрасно понимал, что такое сумасшедшее место, как театр, может держаться только на творческой и организационной диктатуре. Он имел право на эту диктатуру — он принес театру успех и удерживал этот успех в течение нескольких десятилетий. Конечно, многие были недовольны, но молчали. Недовольны были тем, что самые лучшие роли Товстоногов отдавал Евгению Лебедеву — мужу своей сестры, с которым жил на одной лестничной площадке. Недовольны были тем, что Товстоногов не признавал в театре никаких режиссеров, кроме себя самого, да и актерам не позволял садиться ему на голову.
Недовольные или молчали, или уходили, а что еще им оставалось делать? Товстоногов был неуязвим благодаря своим спектаклям. Что ни название, то золотой фонд — «Пять вечеров» и «Горе от ума», «История лошади» и «Мещане», «Оптимистическая трагедия» и «Ханума», «Тихий Дон» и «Три мешка сорной пшеницы» и многое, многое другое.
Театр Товстоногова, конечно, пустел без актеров, которые его покидали. Смоктуновский, Юрский, Доронина, Борисов… Все они совершили путешествие из Петербурга в Москву, и для всех это путешествие стало в результате печальным — все они больше потеряли, чем приобрели. Без Товстоногова они как-то быстро потеряли свой масштаб, свое значение, хотя не все они в этом признавались и признаются.
А БДТ держался, был не столько законодателем мод, сколько образцом настоящего респектабельного умного театра, неподвластного никаким ветрам. Власти пытались побольнее укусить Товстоногова за неблагонадежность некоторых его спектаклей, но Георгий Александрович прекрасно знал правила игры, никогда не фрондировал безудержно, помнил меру и степень позволительной сценической дерзости, умел выстроить линию поведения с начальством, сгладить углы.
Мэтр все так же безраздельно правил, жил в престижной огромной квартире, коллекционировал модные твидовые пиджаки, бесконечно курил «Мальборо» (об огоньке его сигареты в темноте зрительного зала на репетиции до сих пор вспоминают), был деспотом и дипломатом одновременно. Одно его существование во главе БДТ в течение 30 лет было гарантом стабильности театрального дела в СССР.
Но СССР развалился, а Гога старел. Старела и его труппа, удач становилось все меньше, у Товстоногова отнимались ноги, он сильно похудел. Театральный крестный отец города на Неве становился одиноким уходящим объектом — и тут уже ничего нельзя было поделать.
Товстоногов всю жизнь мечтал умереть в движении, за рулем своего автомобиля. Так и произошло. Он умер в своем «Мерседесе», когда ехал на очередную репетицию. Ему стало плохо, он остановился на красный свет, и все. Даже здесь Георгий Александрович Товстоногов не нарушил правила.
После смерти мэтра театру присвоили его имя, а БДТ возглавил не кто иной, как Кирилл Лавров, тот самый паренек, которого Товстоногов много лет назад уговорил не уезжать из Ленинграда. Нет, он не был режиссером, но стал руководителем. К тому времени Лавров был лауреатом и депутатом, народным артистом, бессменным исполнителем роли Ленина. К нему обращались по многим вопросам, и он помогал. Потомственный актер, не успевший, однако, получить какое-либо высшее образование, простой курносый паренек стал лидером советского искусства именно благодаря Товстоногову. Он играл во многих спектаклях мэтра, был Молчалиным в «Горе от ума», Нилом в «Мещанах», Городничим в «Ревизоре». Возглавлял многочисленные комитеты и творческие союзы. В 47 лет стал народным артистом СССР, сыграл к тому времени в кино Синцова в «Живых и мертвых» и Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Позднее вылепил на экране образ генерального конструктора — Королева-Башкирцева в «Укрощении огня». Много играл в кино и на телевидении («Стакан воды», «Мой ласковый и нежный зверь», вор Барон в «Бандитском Петербурге»), до сих пор играет в театре — в «Коварстве и любви», «Любви под вязами», «Перед заходом солнца». Увлекается нумизматикой, вырастил сына и дочь, себя отнюдь не считает решительным человеком.
Но главную свою миссию постарался выполнить добросовестно — не дал разрушиться товстоноговскому делу, привлекал к постановкам Т.Чхеидзе, других крепких режиссеров. Нет, конечно, БДТ уже далеко не тот, который был при Товстоногове, и все же не погиб театр, не разрушился окончательно, в чем большая заслуга Кирилла Юрьевича Лаврова, который остался верным БДТ навсегда и замечательно научился играть в течение десятилетий роли вождей, парторгов и крупных ученых, у которых была одна и та же обаятельная улыбка Кирилла Лаврова.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

А теперь — Горбатов

[1K] Политика :: А теперь — Горбатов У местных «нашеукраинцев» спор: кто кого выгонит из партии

Все смешалось в доме крымских «оранжевых». Туда впору приглашать психоаналитиков — специалистов по разводам, чтобы «супруги» в пылу семейного скандала на тему «кто в доме...

Детское творчество бьет по родительским кошелькам

[1K] Соцзащита :: Детское творчество 
бьет по родительским кошелькам Музыка, хореография, пение, иностранные языки — чем только не начинают загружать мамы и папы детей уже с 3 — 4 лет. Ребята постарше сами выбирают, куда идти и чем заняться, — кружков и студий в Крыму, как оказалось, достаточно. Их посещает...

Лучший бармен Украины станет лучшим барменом мира

[1K] Инфраструктура :: Лучший бармен Украины станет лучшим барменом мира Столь излюбленный массами пенный напиток под лаконичным названием «пиво» становится все популярнее и популярнее. Теперь не только производители соревнуются в качестве пива, но и те, кто этот великолепный напиток янтарного цвета разливает в бокалы....

Газификация по-крымски. Для избранных

[1K] Инфраструктура :: Газификация по-крымски. Для избранных Если вы до сих пор возите на тележке газовые баллоны, а потом тащите их на 9 этаж (да еще при сломанном лифте) или чините одну за другой электрические плиты, чтобы попить чайку, не теряйте надежду, газ придет и в ваш дом. Вопрос только — когда. По...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • И по осени садик сажают
  • В грабителях — юнцы, в жертвах — зрелые женщины
  • Педофилы обменивались детьми
  • Загадка Джека-Потрошителя
  • Подвой для будущей розы — простой шиповник
  • Мини-свинка человеку — друг, товарищ и любимое домашнее животное
  • Когда третий — уже лишний
  • Резиновая женщина Гитлера
  • Обрезку делают не только весной
  • Вся страна беременна. Вместе с Анастасией Волочковой
  • Адольф Иоффе — сын миллионера, ставший послом революции
  • Клумба: готовимся к зиме
  • Крым — в двоечниках по школьным олимпиадам
  • Торговля телом на широкую ногу
  • Цветы: лечение прекрасным
  •  
    Яндекс.Метрика