Категории
 
архив
 
90 < 91 > 92



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Хабенский поделился Чичиковым, а Лунгин сам себя высек

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Хабенский поделился Чичиковым, а Лунгин сам себя высекКакое чувство может вызвать режиссер, решившийся среди сегодняшнего сериального мусора экранизировать классику? Удивление, конечно, и неподдельное уважение за свою дерзость. Хотя после большого успеха «Идиота» Владимира Бортко с Евгением Мироновым, Владимиром Машковым, Инной Чуриковой и др. все, кажется, не так страшно. Однако еще боязно.
Но прежде всего — модно. Каждый уважающий себя режиссер хочет попробовать себя в крупной форме, размяться, так сказать, на хорошей литературе. Не случайно в совсем недалеком будущем нас ждут сериалы по «Мастеру и Маргарите», «Доктору Живаго», «Золотому теленку» и т.д. Но, конечно, чтобы снимать такой сериал, желательно иметь хорошую творческую репутацию.
У режиссера Павла Лунгина репутация что надо. Одна «Свадьба» чего стоит — ее по ТВ просто нескончаемо показывают, и мы нескончаемо себя в этом фильме узнаем, и не только себя, но и своих знакомых. В сериале «Дело о «Мертвых Душах», поставленном по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя, Лунгин установил для себя творческую планку на новой высоте, снял восьмисерийную версию гоголевского воспаленного сознания — и преподнес ее телезрителям канала НТВ в теплые сентябрьские дни.
Для начала режиссер (он же продюсер) капитально попытался запутать телезрителей. Вернее, он не хотел их запутать, он просто хотел создать на телеэкранах мир Гоголя, но получилась именно путаница. Те, кто знает Гоголя досконально, понимают, что телеблюдо Лунгина приготовлено из «Мертвых душ» и «Ревизора», приправлено «Старосветскими помещиками», «Шинелью» и т.д., а также омочено в бескрайней миргородской луже. Те же, кто о Николае Васильевиче только слышал, находятся в недоумении. Почему хорошо известный со школьной скамьи Городничий стал Губернатором, зачем скрестили Христиана Ивановича Гибнера с Держимордой, с какой такой стати Иван Александрович Хлестаков превратился в Ивана Афанасьевича Шиллера, и зачем вообще этот Шиллер в «Мертвых душах», если там есть Чичиков.
Придумав фигуру Шиллера (его играет Павел Деревянко), расследующего похождения Чичикова, Лунгин тем самым перечеркнул фигуру самого Чичикова, фигуру яркую и загадочную, парадоксальную и одиозную. Популярному Константину Хабенскому, которому Павел Лунгин доверил стать Павлом Чичиковым, пришлось раздваиваться, делиться. Он отдал все поступки героя Шиллеру, а сам ограничился функцией — играть-то нечего. Он мило заявляет о себе, но дальше попросту исчезает, и на первый план выходит Деревянко.
Его Шиллер — некое подобие Хлестакова. Мы видели разных Хлестаковых на сцене и на экране — Андрея и Евгения Мироновых, Сергея Мигицко, Андрея Ильина. Деревянко не лучший из них, он излишне простоват, в нем не чувствуется чертовщинки, которая всегда присутствует в любом гоголевском герое, даже если сам Гоголь на это не указывает. К тому же Деревянко необаятелен, что для актера — приговор. Масштаба нет, ему бы слугу какого-нибудь трактирного изображать, а не Шиллера. Простоват и его визави — Губернатор. Гармаш, как всегда, замечательно органичен, особенно в бабьем пуховом платке, но трагедии крупной личности не чувствуется. Чиновники все — попросту свиные рыла, к тому же странно похожи друг на друга (Бобчинский с Добчинским — И. Агапов с
Д. Спиваковским — все же поживее других). В «Деле о «Мертвых Душах» вы не увидите подлинных страстей и полнокровных образов. Вместо этого — веселые картинки, хотя назвать их веселыми тоже язык не поворачивается: под этот сериал очень удобно дремать. Оно и к лучшему: сплошные страхи да гробы, дочка Губернатора за Шиллером по лескам-оврагам гоняется, а потом чуть ли не в Панночку из «Вия» превращается.
Просыпаешься разве что тогда, когда на телеэкране появляется кто-нибудь из знаменитых гоголевских помещиков, у которых находчивый Чичиков-Шиллер покупает мертвые души. Тут тоже нет актерских потрясений, но любопытство все же не дремлет. Разве не любопытно, как выглядит смешной телеведущий Павел Любимцев в роли Манилова? Забавно выглядит, ну и все. То же самое можно сказать и о Леониде Ярмольнике — Плюшкине. Интересно наблюдать, как чувствует себя благополучнейший, упакованный во всех отношениях и щедрый Ярмольник в лохмотьях старого гоголевского скупердяя. Прикольно смотрится, но о создании какого-либо интересного характера, экранного откровения речь не идет. Собакевич — А. Семчев — огромный и неповоротливый, угрюмо жрет себе и жрет, и все тут. Конечно, кто-то чего-то ждал от Александра Абдулова в роли забияки и вруна Ноздрева. Абдулов от такой роли отказаться, конечно, не мог. Яркое появление в женском обличье, да еще с цыганами, напор эмоций, наскок и крик — Абдулов, кажется, влетел в этот сериал, как вихрь, блеснул всем, чем можно, и удалился, не забыв получить гонорар. Его соло — явно вставной эстрадный номер. Вокруг слоняются безразличные статисты, стоят как вкопанные пейзане и пейзанки, а Александр Гаврилович знай себе дает дрозда. С ним, по крайней мере, не уснешь.
Если учесть, что Гоголь в «Мертвых душах» создал удивительные, кричащие типы, то в сериале получились не типы, а типчики. И мечтать, конечно, не приходится о тех масштабных работах, которые были когда-то во МХАТе или даже в более позднем фильме Михаила Швейцера. Там каждая деталь, каждое мгновение были учебником актерской игры. Здесь же все по верхам. Эти помещики, конечно, современнее, узнаваемее, но размаха, как говорится, нет.
Главное впечатление от фильма — режиссер Лунгин запутал не только зрителей, но и сам себя, излишне усложнил и без того непростую гоголевскую литературу. Если на украинском ТВ Гоголя низводят до уровня Верки Сердючки, то Лунгин попытался поднять народ до гоголевских высот, только вот народ ничего так и не понял.
И еще — Гоголь кажется значительно более современным писателем, чем представлен он в сериале «Дело о «Мертвых Душах». Вся эта угрюмая царская эпоха, добросовестно изготовленные костюмы, обои в цветочек — все это сильно утяжеляет рассказ. Создается полное впечатление, что мы смотрим фильм о чем-то далеком-далеком от нас, а значит — неинтересном. Сериал хоть и умным получился, но он куда менее интересен современному зрителю, чем всякие безделушки типа «Исцеления любовью» или «Няни». Потому что там — все понятно, пусть примитивно, но близко, плакать или смеяться хочется. А «Мертвые души» кажутся мертвым фильмом, к тому же донельзя запутанным.
Когда-то во МХАТе на спектакль «Ревизор» не явился актер, игравший Добчинского. Было принято решение играть спектакль… с одним Бобчинским. Поскольку это был школьный «утренник», многие ученики, естественно, никогда не читавшие «Ревизора», решили на всю оставшуюся жизнь, что так и должно быть, так у автора.
Вот такая же путаница в мозгах, только гораздо большая, после фильма Лунгина. Режиссер хотел как лучше, а получилось, что сам себя высек, как та самая гоголевская унтер-офицерская вдова.

комментариев:1   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Детское творчество бьет по родительским кошелькам

[1K] Соцзащита :: Детское творчество 
бьет по родительским кошелькам Музыка, хореография, пение, иностранные языки — чем только не начинают загружать мамы и папы детей уже с 3 — 4 лет. Ребята постарше сами выбирают, куда идти и чем заняться, — кружков и студий в Крыму, как оказалось, достаточно. Их посещает...

А теперь — Горбатов

[1K] Политика :: А теперь — Горбатов У местных «нашеукраинцев» спор: кто кого выгонит из партии

Все смешалось в доме крымских «оранжевых». Туда впору приглашать психоаналитиков — специалистов по разводам, чтобы «супруги» в пылу семейного скандала на тему «кто в доме...

Промысел на чужом азарте и глупости

[1K] Криминал :: Промысел на чужом азарте и глупости Для людей, рожденных в СССР, обычным обозначением карточных шулеров стало блатное выражение «катала», которое из уголовного лексикона перекочевало в повседневный разговорный язык благодаря «чернушным» кинопроизведениям эпохи перестройки....

Лучший бармен Украины станет лучшим барменом мира

[1K] Инфраструктура :: Лучший бармен Украины станет лучшим барменом мира Столь излюбленный массами пенный напиток под лаконичным названием «пиво» становится все популярнее и популярнее. Теперь не только производители соревнуются в качестве пива, но и те, кто этот великолепный напиток янтарного цвета разливает в бокалы....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • И по осени садик сажают
  • В грабителях — юнцы, в жертвах — зрелые женщины
  • Педофилы обменивались детьми
  • Загадка Джека-Потрошителя
  • Подвой для будущей розы — простой шиповник
  • Мини-свинка человеку — друг, товарищ и любимое домашнее животное
  • Когда третий — уже лишний
  • Резиновая женщина Гитлера
  • Обрезку делают не только весной
  • Вся страна беременна. Вместе с Анастасией Волочковой
  • Адольф Иоффе — сын миллионера, ставший послом революции
  • Клумба: готовимся к зиме
  • Крым — в двоечниках по школьным олимпиадам
  • Торговля телом на широкую ногу
  • Цветы: лечение прекрасным
  •  
    Яндекс.Метрика