Категории
 
архив
 
86 < 87 > 88



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Лелик Палыч Табаков, очень успешный и очень деятельный

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Лелик Палыч Табаков, 
очень успешный и очень деятельныйКогда десять лет назад широко отмечалось 60-летие со дня рождения Олега Павловича Табакова, его благодарные ученики усадили мэтра за роскошно накрытый праздничный стол, стоящий на сцене, и Табаков в течение всего юбилейного вечера с превеликим удовольствием выпивал и закусывал, не очень обращая внимание на поток приветственных речей. Думаю, что и в эти августовские дни, когда Табакову исполнилось 70, воспитанники и друзья придумали для Олега Павловича нечто неожиданно-съедобное.
Почему это я вдруг о еде да о еде? Да потому, что тема еды в творчестве Табакова совсем не случайна. «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь», — поучал, наверное, самый знаменитый герой Олега Павловича, любимый и взрослыми, и детьми кот Матроскин, которому где-то, говорят, памятник поставили. А сам артист-юбиляр неоднократно признавался, что еще со времен голодного детства в Саратове его часто преследовало навязчивое желание наесться досыта. Наверное, мечтал он об этом, когда отправлялся из провинции покорять Москву, не только же о духовной пище в такой момент думать. И когда ночами создавал вместе с молодыми коллегами театр «Современник», тоже, наверное, под ложечкой сосало, поэтому и запасался домашними компотами, консервами и прочей снедью. Все это Табаков прятал в своей комнате в общежитии, а коварные приятели находили и потом садистски съедали на глазах у опечаленного хозяина. Так они развлекались.
Вскоре, однако, голодный саратовский мальчик наелся всласть, и не только на сцене и на экране, но и в жизни. Однако, «наевшись», не забыл свое саратовское детство, и до сих пор к каждому абитуриенту, приехавшему поступать в Школу-студию МХТ из Саратова, относится с особым вниманием и заинтересованностью. В юности — светлый творец, молодой герой нового времени, игравший мальчишку, которого звали так же, как и его, Олегом, мальчишку, сражающегося с шашкой наголо против мещанства, мальчишку, придуманного драматургом Виктором Розовым. Потом Табаков стал ценить уют и комфорт, стал обеспеченным и успешным и поступил абсолютно правильно, потому что шашка хороша только в юном возрасте. Однако не потерял азарта, хотя как-то очень быстро и незаметно стал руководителем, которому вроде бы должна сопутствовать солидность. Был директором в «Современнике» (до сих пор многие вспоминают его знаменитую папочку, в которой умещались все дела театра), худруком «Табакерки», вот уже несколько лет возглавляет МХТ (папочку сменил нынче знаменитый пакет с непременным соком или морсом).
Бог, надо сказать, достаточно щедр к Олегу Павловичу Табакову, и это очевидно. Талантом наделил, не скупясь. И в карьере, и в личной жизни — полный фарт. Правда, в довесок к фарту — инфаркт в молодом возрасте, в 30 лет, зато потом вроде бы здоровьем не обидел, и актерским мастерством, и организаторскими способностями. Где бы ни работал Табаков, он всегда оставался артистом, прежде всего артистом, причем талантливым. Он и сегодня один из немногих, кто в первых рядах.
Король перевоплощения! Романтик — пожалуйста, вот вам Искремас из «Гори, гори, моя звезда» и Макар из «Достояния республики», Николай Ростов в «Войне и мире». Хитромудрый враг Шелленберг — будьте любезны, даже немцы искренне благодарили его за то, что он так убедительно сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» их дядюшку Вальтера. Жулик — сколько угодно, хотя бы способный обмануть самого себя Альхен в телевизионных «Двенадцати стульях». Классика — Александр Адуев в «Современнике», в «Обыкновенной истории», Хлестаков, сыгранный в Чехословакии (кстати, еще в давние годы Табакова приглашали работать за границу, сулили очень приличный по тем временам контракт). Дамский угодник — да сколько угодно. Да что угодники — он и самих дам играл с очень большим успехом. Театральные зрители со стажем помнят его нахальную буфетчицу Клаву («Всегда в продаже» В. Аксенова в «Современнике»), а уж мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» помнят уж точно все.
Что интересно, его, народного артиста, профессора, признанного авторитета, друзья до сих пор называют уменьшительно-ласкательно: «Лелик». И ведь ему идет! Время вспомнить известную эпиграмму Гафта: «Чеканна поступь, речь тверда у Лелика, у Табакова. Горит, горит его звезда… на пиджаке у Михалкова». У Никиты Михалкова он замечательно снялся в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и, конечно, в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова». Михалков долго выбирал, кому отдать роль Обломова — Калягину или Табакову, остановился на Табакове и, наверное, не пожалел — роль получилась, Табаков не зря был удостоен за нее главной награды на международном кинофестивале в Оксфорде. Его Обломов не был ленивцем или бездельником, не просто валялся на диване — прежде всего он был человеком со всеми нормальными человеческими слабостями, с желанием любить и быть любимым.
Табаков не боится быть разным, оставаясь при этом всегда самим собой. Иной раз так загримируется, такое мурло изобразит (как Суходрищева в фильме В. Меньшова «Ширли-мырли»), ни за что не поверишь, что этот бандюган в порванной одежде, с синяками и кровоподтеками — видный театральный и общественный деятель, как сказал бы Хлестаков, «с Путиным на дружеской ноге», к тому же уважаемый отец семейства.
Кстати, о семействе. История громкого развода Табакова с актрисой Людмилой Крыловой и не менее громкой женитьбы тоже на актрисе Марине Зудиной достаточно общеизвестна, а в свое время была подана с большим размахом. Табаков не постеснялся сделать эту историю публичной. Более того, сыграл незадолго до развода в телефильме «Ах, водевиль, водевиль…» старого ухажера, которому поют: «Прежде чем жениться на молоденькой, паспорт свой открой и посмотри…» (кстати, в этом же фильме по иронии судьбы играла и Крылова). Он открыл паспорт, внимательно посмотрел — и сделал вид, что ничего не понял: поставил в него штамп об очередной женитьбе, присовокупив к дочери и сыну Антону нового сына Павлика, появлением которого гордился, как присвоением звания Героя Социалистического Труда.
Одобрять Олега Табакова? Судить его? Излишне и то и другое. Значит, так случилось, а кто прав, кто виноват — рассудит время, участникам этой истории виднее. Мы же констатируем факты: дети Табакова в знак протеста против измены отца объявили о своем уходе из актерской профессии (Антон Олегович стал ресторатором), «разлучница» Марина Зудина стала в результате главной актрисой МХТа, а пресса тем временем усердно распускает слухи о том, что нынче уже у Зудиной с Табаковым конфликт, а у Олега Павловича — новая пассия из очередных студенток.
Кстати, в жизни Табакова был и такой случай. Некая зарубежная миллионерша воспылала к нему горячим чувством и предложила руку, сердце, постель и зеленые миллионы. Не знаю уж почему, но Олег Павлович не клюнул на это выгодное предложение, остался сыном своей Родины, настоящим патриотом.
До сих пор ведь так и не ясно, почему именно он возглавил после смерти своего учителя Олега Ефремова московский Художественный академический театр им. А. Чехова. Ведь когда они только начинали, он был вроде бы мальчишечкой, мягким провинциалом с тонкой шеей, Леликом, к которому относились не вполне серьезно на фоне таких монстров, как Евстигнеев, Казаков, Кваша, Волчек. А он оказался самым жизнестойким из учеников, самым успешным, зарекомендовал себя как жесткий руководитель и блестящий дипломат. И собственную театр-студию под названием «Табакерка» воспитал (Е. Миронов, В. Машков, С. Безруков, А. Смоляков, сегодняшние лидеры российского театра и кино, — оттуда), и за границей преподает, и МХТ реформирует. Правда, убрать из аббревиатуры МХАТ слово «академический» достаточно просто, гораздо труднее выстроить настоящий образцовый театр, и тут, честно говоря, у Табакова не все получается. Но он хочет что-то изменить, он не почивает на лаврах, он вездесущ, хитер и совсем не боится понятия «национальное достояние», надо и не надо применяющееся к МХАТу. Он ведь сам достояние республики — 70-летний Олег Павлович Табаков.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

В Почтовом вода только в речке: назад в XIX век

[1K] Инфраструктура :: В Почтовом вода только в речке: назад в XIX век Ситуацию, которая сложилась в поселке Почтовое, что в Бахчисарайском районе, можно назвать кошмарной без всякого преувеличения. Почти месяц вода подается здесь только ночью. Причем иногда на верхних этажах пятиэтажек ее и в двенадцать ночи не...

Японская мафия якудза — большая рука и маленький мизинец

[1K] Криминал :: Японская мафия якудза — 
большая рука и маленький мизинец История японской мафии — якудзы — сейчас уже почти легенда, включающая кодекс чести самураев, яркие татуировки, фехтование на мечах. О якудзе снимают фильмы и пишут книги. Легендарная сторона существования японской мафии фактически скрыла реальную...

Объединения совладельцев многоквартирных домов — головная боль или панацея от всех бед?

[1K] Инфраструктура :: Объединения совладельцев 
многоквартирных домов — 
головная боль или панацея от всех бед? В ближайшее время жэки могут быть ликвидированы, а их обязанности возьмут на себя управдомы. Госкомитет жилищно-коммунального хозяйства по поручению Кабмина к 1 сентября должен подготовить соответствующие изменения к Закону Украины «Об обществах...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Арабатская стрелка песка и тайн
  • Шампиньон из банки
  • В Запорожье задержан убийца 30 девочек
  • Донузлав — очередная стройка века
  • Мишка, Мишка, где твоя улыбка?..
  • Вы обратились в «Первую крымскую»…
  • Почечные камни «бегут» от смородины
  • Целебные травы: клад за семью печатями
  • Выродок с манией сверхчеловека еще надеется выйти на свободу
  • На кладбищах полуострова — заросли кактусов
  • Cмерть по собственному желанию
  • Нина Грин — «фея волшебного ситечка»
  • Полуостров обрастает мусором, заводы — только на бумаге
  • Родина неандертальцев
  • Крымский туризм — «сто лет негостеприимства»
  •  
    Яндекс.Метрика