Категории
 
архив
 
528 < 529 > 529



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Дети пишут фантастические романы, «розовую прозу», готичные ужасы, рэп и стихи-миниатюры

Первая Крымская рекомендует мультфильмы для всех


НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА

«Мы будем читать Толстого, а когда тебе надоест, ты поднимешь на меня глаза, полные нежности, и я увижу в них отблеск Бога». Даже не старайтесь вспомнить, кому поэту принадлежат эти строки: его имя следует искать среди величайших людей науки. Это написал Альберт Эйнштейн. Возможно, автор другого стихотворения более известен широкой публике: «Раскрылся розовый бутон, прильнул к фиалке голубой…», — это из бурной молодости Иосифа Виссарионовича Сталина, который предпочел долю революционера судьбе литератора. Какое громкое имя ни возьми: от Александра Суворова, Исаака Ньютона до Николая Пирогова - оно непременно окажется связанным с какими-то литературными исканиями, написанными стихами, рассказами, философскими трактатами, публицистическими работами.
Стремлением сочинять, оставить след своих чувств и размышлений, наверное, переболел каждый. Кто-то со временем стыдится этих литературных опытов, кто-то не оставляет их и в зрелом возрасте — благо представить публике свое творение в наше время можно не только в изданном виде, но и просто разместив на одном из Интернет-сайтов. 3 марта отмечается Всемирный день писателя — «красный день календаря», который, выходит, касается всех и каждого.

«Мокрые папки» с луной и тоской
Возможно, интереснее всего даже не заглянуть на «писательскую кухню» уже признанного литератора, а узнать, о чем пишут те, кто находится в самом начале своего творческого пути. Начинающие поэты и писатели занимаются в кружках и студиях по всему Крыму, и свои работы представляют на различные городские, районные, республиканские конкурсы, а также в МАН. Поэтов среди них, рассказывает руководитель литературно-поэтической студии «Магия слова» Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества» Наталья Москаленко, намного больше, чем прозаиков.
Одна из особенностей детского творчества в том, что юным литераторам хочется казаться умнее, солиднее, лучше — поэтому в иных работах нелегко разглядеть под слоем красивостей и пышных слов искорку таланта. «Около 70% того, что пишут дети, независимо от возраста, это лирика, так называемое «альбомное» творчество, — объясняет Наталья Москаленко. — За много лет чтения конкурсных работ у жюри уже выработалась собственная терминология. Например, «мокрыми папками» мы называем подборки, из которых будто капают слезы — так много там печали, сожалений и других пессимистических эмоций, набор из круглой луны, тоскующего у окна автора и предмета нежных чувств, который не звонит и не шлет sms-ки. Естественно, на этом фоне очень выигрышно выглядят более серьезные тексты, в которых есть душевные и интеллектуальные искания». Разница между детьми, которые пишут, как говорится, сердцем и талантом, и теми, кто берет усидчивостью и настойчивостью (термин «железный зад» ввели в обиход музыканты, но и в литературной среде им не гнушаются), видна сразу.
В прозе лет десять назад, по словам Натальи Москаленко, были очень популярны событийные произведения, почти дневниковые записи. В том, что и в такой форме произведение может быть интересным, убеждать никого не надо — вспомнить хотя бы повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова. Но зачастую юные авторы обуздывали фантазию ради документальности повествования. И выходило очень скучно: сегодня играли в футбол, позавчера писали контрольную…
А вот в наше время начинающие писатели увлекаются фэнтези, причем пишут даже повести и романы. Впрочем, порой на конкурсы представляют отрывки из больших произведений, которые полностью еще не написаны. «Остальное еще в голове!», — признаются авторы. Зачастую это смесь сюжетов из популярных книг и фильмов, нередко встречаются интерпретации «Гарри Поттера». Рассказы — не только фантастические, но и другие, у юных писателей не в чести: ведь те требуют краткости, емкости, ярких образов и сюжета, который влезет в установленные рамки. Хотя есть несколько воспитанников литературных студий, которые и с этим жанром успешно справляются.

Вампиры и гламур

Почему-то среди сельских школьников невероятно популярны мистика, готичные ужасы с вампирами, зомби, привидениями. После прочтения таких работ впору бояться заходить в темную комнату. Но Наталья Москаленко уверяет: за десять лет к таким кошмарам у нее уже выработался иммунитет.
«Розовая проза» — это тоже термин, рожденный среди педагогов, входящих в состав жюри. Как правило, подвизаются в ней девочки, пишут легкие романчики о трагической неразделенной любви. Герои, как правило, носят изысканные имена вроде Оскар или Самуэль, героини гламурны и блистают красотой (или приобретают ее к концу произведения). «Розовая проза» напоминает пирожные, где тонкий слой бисквита или печенья прячется под слоем безе или взбитых сливок — из-за обилия слащавых подробностей трудно оценить, что вложил в свою работу автор.
Школьники пытаются экспериментировать, копируя стиль популярных современных авторов, чаще получается классический «выпендреж», реже это выглядит действительно талантливо. В прошлом году, например, вспоминает Наталья Москаленко, юноша из Феодосии представил свои поэтические миниатюры «под Сорокина». К слову, творчество этого модного и популярного писателя не всякий взрослый человек осилит и воспримет — уж больно ярко тот живописует человеческие пороки. Но у крымского старшеклассника все-таки получилось продемонстрировать свой талант.
За много лет среди конкурсных работ появлялись своеобразные рекордсмены. Например, самые объемные произведения достигали 80-100 страниц. Самое запоминающееся из них — фантастический роман в трех частях с авторскими иллюстрациями, эдакое попурри-квест, когда герои «озадачены» выполнением какой-то миссии. Писала этот роман девочка из Джанкойского района в течение нескольких лет. Наталья Москаленко до сих пор цитирует отрывки из него — например, из начала, где героиня приходит домой, обнаруживает отсутствие своего друга, а на столе лежит записка: «Дорогая, не волнуйся, я лежу в больнице, в коме…» Просто как в известной песне — невозможное возможно, но автора такой ляп не смутил. Это пример того, как навеянные медицинскими телесериалами подробности, о которых пишущий имеет смутное представление, воплощаются в детских произведениях.
Рекордсменом в номинации «Краткость — сестра таланта», вспоминает Наталья Москаленко, вполне можно назвать произведение выпускника студии «Магия слова», ныне преподавателя ТНУ: «Я получил телеграмму, что царь в моей голове был расстрелян». А вот претендентов на первое место в категории ужасов столько, что определить лидеров просто невозможно. Речь идет не о поминавшихся уже романах с вампирами и прочей нечистью, а о произведениях, написанных с просто пугающей натужностью и неграмотностью. Вот цитата из одного такого «шедевра»: «Мой самый любимый и родной человек — это мой песик мопсик…» Самое оригинальное конкурсное произведение было написано от лица… французского жиголо. Впрочем, воспитанники Натальи Москаленко на занятиях постоянно пытаются выразить чувства, мысленно превратившись в самые необычные предметы или явления природы — море, камень, ветер.




Живое слово

«Я не читатель, а писатель!» — эта фраза из старого анекдота популярна и в наши дни. А можно ли действительно разделить читателя и писателя, или одно невозможно без другого? Всегда ли стремление писать должно опираться на солидный литературный багаж? «Сегодня достаточно часто «эффект чукчи» из того самого анекдота действительно срабатывает, — считает Наталья Москаленко. — Дети читать стали меньше, но ведь поток информации идет из других источников — телевидения, Интернета. У меня есть ученик, ему 12 лет, мальчик пишет рэп, значительной эрудицией в области книг он не обладает, его литературоведческое поле уместнее назвать приусадебной грядкой или каким-нибудь газончиком. Но тексты, которые он пишет, могут на равных конкурировать с теми, что пишут старшеклассники или даже более зрелые авторы. Так что начитанность может сочетаться с талантом, а может существовать сама по себе».
Но и в том, и в другом случае, если есть желание, не стоит отворачиваться от возможности совершенствоваться в прозе или поэзии среди товарищей по увлечению. Вкус к литературному слову, умение видеть ценность той или иной книги, критично относиться к своим опытам , ценить искренность и избавляться от словесной шелухи — все это каждому может пригодиться в жизни. Желание писать, пусть даже только для себя, становится интеллектуальной потребностью, иногда опорой, придающей духовный смысл существованию. Один из учеников Натальи Москаленко, закончив университет, работает на автомойке. И коллеги, и постоянные поэты, называют его поэтом — потому что он всегда ходит на работу не только с бутербродами и термосом, но и с блокнотом, куда записывает стихи.
Стремление творить ценно само по себе. Именно это постоянно пытаются объяснить педагоги литературных студий родителям, которые считают, что «писанина» — бесполезное и ненужное баловство, только отвлекающее от будущей карьеры. Ребенок, которого заметили и поддержали (но ни в коем случае не возвели на пьедестал гения), все равно станет богаче, если уже попробовал себя в литературе. Больше 90% юных поэтов и писателей выберут для себя другие профессии, но разве плохо, если они останутся открытыми для живого слова?

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Жизнь:

 

Крымское ТВ: кому нужно такое кино?!

[1K] Телемир :: Крымское ТВ: кому нужно такое кино?! Опубликованное в «1К» интервью телепублициста и кинодокументалиста Александра Беланова (№525, «Александр Беланов: «Запросы телезрителя надо не угадывать, а формировать») вызвало широкий читательский отклик. На публикацию о проблемах крымского...

Максим Морозов: «ФиаБанк поддержит малый бизнес»

[1K] Соцзащита :: Максим Морозов: «ФиаБанк поддержит малый бизнес» Сегодня в России, и в частности в Крыму и городе федерального значения Севастополе проблемами малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей озабочены представители власти на всех уровнях. Внедряются программы государственной поддержки,...

Не митингуй! Грушевского нам не надо

[1K] Политика :: Не митингуй! Грушевского нам не надо Не умеешь митинговать — лучше не митингуй. Такой незатейливый вывод напрашивается из принятого Госдумой в третьем — окончательном — чтении закона об уголовной ответственности за неоднократное участие в митингах.

Пикетчикам —...

100-летие Петра Алейникова: под фамилией Вани Курского

[1K] Телемир :: 100-летие Петра Алейникова: под фамилией Вани Курского Только благодаря телевидению нет-нет да и увидим мы его лицо на экране. Белозубая улыбка, чубчик. Петя Алейников, Петр Мартынович — знаменитый киногерой прошлого века. Он был вечным младшим сыном, самым любимым непутевым отроком, которому прощают...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • 70-летняя Наталья Тенякова: артистка юрского периода
  • Джульетто Кьеза: «Мы идем к коллапсу, впереди — эпоха дефицита»
  • «Артек». Эпоха возрождения
  • Юго-восток: мир от противного
  • В российском Крыму до сих пор правит украинское беззаконие?
  • Коломойского арестовали?
  • Путешествие из Москвы в Крым, или Лучше бы я пошел пешком!
  • У Фирташа проблема
  • Кто гонит мобильных операторов из Крыма?
  • Прячутся на полуострове
  • 148 ненужных детей?
  • «Инвалид — не инвалид… Люди так не делятся!»
  • Медицинская подстраховка
  • «Подвиги» хунты переместили в сеть
  • Возрождение «ТЭФИ»: от чего ушли - к тому и пришли
  • ...
     
    читательский топ
     
     
    Новости партнеров
     
     
    Яндекс.Метрика