Категории
 
архив
 
488 < 489 > 490



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Сила и слабость Натальи Гундаревой

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ /

[1K] Звездопад :: Сила и слабость Натальи ГундаревойХороших актеров мало во все времена, хороших актрис еще меньше. Наталья Гундарева с самых первых своих шагов на театральной сцене и в кинематографе относилась к числу «первачей» — она царила и блистала, как царили и блистали в те годы Алиса Фрейндлих, Марина Неелова, Инна Чурикова… В конце нынешнего августа Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет. Мы уже привыкли к тому, что ее нет, но на самом деле странно, очень странно и очень печально…

На эту актрису даже Гончаров не кричал

Гундарева властно, по-королевски вошла в искусство. Еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища, она удостоилась высочайшего комплимента от ректора, умудренного опытом Бориса Захавы, заявившего, что он уже сейчас выдал бы Наташе диплом артистки.
Столь же победительно заняла она лидирующее положение в московском театре им. В. Маяковского, где не только была сильнейшая женская часть труппы (а мужская еще сильнее), так еще и царила Татьяна Васильевна Доронина, у которой и талант, и пробивная сила, как у танка. Не догадывалась Т.В., что в театре уже накапливал мощь другой «танк» — молодая Наташа.
Именно Доронина была назначена на роль Липочки в спектакле Андрея Гончарова «Банкрот», Гундарева была во втором составе, на подхвате, но во время загранкомандировки Татьяны Дорониной Наталья Гундарева как застолбила за собой Липочку, так в дальнейшем и не отдала лидирующее положение в спектакле и театре. Доронина поэтому и покинула Маяковку: почувствовала, что Гончаров сделал ставку на Гундареву. С тех пор и Светлана Немоляева, и Алла Балтер, и Татьяна Васильева, и Евгения Симонова, и другие яркие актрисы, служившие в Маяковке, вынуждены были согласиться с тем, что играют от случая к случаю, а Гундарева играет всегда и лучшее.
Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда», Люська в «Беге», леди Гамильтон в «Виктории», множество других ролей — она была хозяйкой театра, королевой, едва ли не единственной актрисой, на которую грозный и неудержимый Гончаров не кричал на репетициях (а орал Андрей Александрович во время репетиционного процесса виртуозно). Можно представить, как завидовали ей в театре, порой недолюбливали, а порой ненавидели, и эта ненависть была ничуть не меньше, чем зрительская любовь. На репетициях «Жертвы века» Гончаров говорил Симоновой: «Ты не пытайся в сценах с Наташей ей противостоять — не получится. Ты только отстреливайся, отстреливайся…»
Они — худрук и его прима — были связаны невидимыми нитями. Неслучайно тяжелая болезнь Гундаревой по времени совпала со смертью Гончарова. Плодотворный, яркий, даже ярчайший период в жизни театра им. В. Маяковского был, таким образом, исчерпан. Сегодня там другой период, другой худрук, другие примы. Но масштаб явно не тот.

«Сладкая женщина» — наша Наташа

И в кино все ее роли полюбились народу — все эти «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «Хозяйка детского дома». Конечно, это были киносказки из хорошей советской жизни, но зрители ведь и ходили в кино, чтобы на два часа оказаться в сказке, перед тем как вернуться в однообразное существование. Гундарева просила журналистов не писать, что она курит, ведь вся страна считала, что она и в жизни «хозяйка детского дома», идеальная женщина.
Гундареву на ура воспринимали и в итальянских ролях, будь то Смеральдина («Труффальдино из Бергамо») или Мирандолина («Трактирщица»), не обращая внимания на то, что по типажу она никакая не итальянка, а наша сладкая женщина. Ей даже прощали так называемые отрицательные роли — капризную примадонну из «Зимнего вечера в Гаграх» или жестокую повариху из «Подранков».
Но, наверное, самые лучшие ее работы — это «Сладкая женщина», где она создала не просто характер, а своеобразный тип, и супруга Бузыкина, Нина, из «Осеннего марафона», где зритель разрывался вместе с героем Олега Басилашвили, думая, кого выбрать ему, зрителю, а заодно и главному мужчине фильма, — героиню Гундаревой или героиню Нееловой: обе были узнаваемы и близки, обеим хотелось сочувствовать. Причем зрительницы-жены сочувствовали героине Натальи Георгиевны, а зрительницы-любовницы, естественно, героине Марины Мстиславовны.

Она была разная

Было ли простое женское счастье у самой Натальи Гундаревой, популярной, обласканной прессой, четырежды признававшейся лучшей киноактрисой страны? Ее любовные романы достаточно известны. Вначале с режиссером Леонидом Хейфецем. Затем с актером Виктором Корешковым, с ним они вместе играли сумасшедшую любовь в «Леди Макбет Мценского уезда». И страсть перекочевала со сцены в жизнь, правда, ненадолго. Корешков и в жизни оказался ветреным и непостоянным. Затем, уже в зрелом возрасте, странный брак с актером Михаилом Филипповым, брак, в котором муж (тоже хороший актер) явно находился в тени супруги, и вряд ли это могло его устроить.
Ходили слухи о ее романах с Сергеем Шакуровым и Александром Михайловым, но это были только слухи, хотя отношения с тем же Шакуровым — ее партнером во многих фильмах и спектаклях — были действительно настолько тесными (возможно, дружески тесными), что Сергею Каюмовичу пришлось развестись с ревнивой супругой и пережить гипертонический криз.
Детей у Гундаревой не было — она считала, что дети мешают творчеству. Хотя, судя по многим ее экранным работам, она была просто создана для материнства — большая, уютная, безгранично добрая. Однако внешнее впечатление обманчиво. Бесспорно, Гундарева была настоящей примой в искусстве: сильной, когда надо — безжалостной, когда надо — бесцеремонной. Сама утверждала, что этой силой она прикрывает природную слабость. Может быть.
Говорят, она хорошо готовила. Вместе с тем праздники предпочитала отмечать в театре. Дома — темная мебель, всегда задернутые занавески. По ее собственному признанию, часто летала во сне, поднималась в небо. Свою правую ногу называла «заговоренной» — то ломала ее, поднимаясь по театральной лестнице, то попадала дважды на одном спектакле каблуком в одну ямку на сцене, в результате порвала ахиллово сухожилие, то роняла на больную ногу большую подарочную кружку. Попадала и в автомобильную аварию, ударилась подбородком о руль, получила сквозную дыру изо рта в подбородок. Началось заражение, по лицу пошли синие пятна. Три месяца врачи обкалывали лицо.
Многие говорили, что причина ее инсультов и ранней кончины — неудачная пластическая операция, резкое похудение. Нет оснований этому не верить. Во всяком случае, гипертонические приступы случались у нее и раньше, в том числе на антрепризных спектаклях, но она все равно работала, пытаясь преодолеть болезнь, стараясь не дать слабину, не подвести зрителей и партнеров.
Зачем-то пошла в члены Государственной Думы — наверное, ей казалось, что она может изменить жизнь к лучшему. А может, совершила этот шаг потому, что в те годы ее реже приглашали сниматься, — пошли в ход новые лица, наступило время молодых да ранних.
Во время болезни Гундаревой умерла ее мама — преданная поклонница, не пропускавшая ни одной премьеры, готовая в клочья растерзать того, кто не любил ее Наташу. Гундаревой сказали, что мама болеет, лежит в больнице. Больничная палата стала пристанищем актрисы, домом Натальи Гундаревой, ее темницей, и все разговоры о том, что сильная и мужественная Наталья Георгиевна, несмотря ни на что, вырвется из той темницы на театральную свободу, так и остались разговорами…
А сколько бы она еще сыграла, если бы не внезапная болезнь, не преждевременный уход?

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

На полуострове сезон свадеб — необычных и экстремальных

[1K] Жизнь :: На полуострове сезон свадеб — необычных  и экстремальных В Крыму в самом разгаре свадебный сезон. И ничего необычного тут нет: летние месяцы и начало осени традиционно пора Гименея. Но если временные традиции не меняются, то сами свадьбы все больше отходят от еврошаблона. Одни брачующиеся кольцами...

На новый срок

[1K] Политика :: На новый срок Происходящее вокруг Киеврады — лакмусовая бумажка, отображающая ситуацию в стране. Впервые в отечественной практике горсовет станет работать рекордные семь лет — до 2015 г. А силовая тактика, которую применили в организации этого прецедента...

Американцы «сбрасывают маму с поезда», наши сдают в психушку

[1K] Криминал :: Американцы «сбрасывают маму  с поезда», наши сдают в психушку Думается, все помнят американскую кинокомедию «Сбрось маму с поезда», главного героя которой так достала собственная мать, что он решил ее убить. У нас попадаются детишки более изобретательные и осторожные: ненужных родственников они не убивают,...

Мустафа Джемилев каждый раз уходит, чтобы остаться

[1K] Политика :: Мустафа Джемилев каждый раз уходит, чтобы остаться Интрига с новым председателем Меджлиса крымскотатарского народа повторяется. Мустафа Джемилев, пробывший на этом посту более 20 лет, вновь (в который раз) собирается уйти. Но его опять коленопреклоненно просят остаться.
Судя по всему, так...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Маринованные овощные салаты на зиму
  • Чем заканчиваются случайные свидания на дому
  • Парадоксы земельного законодательства Украины
  • Украинцев хотят отправлять на пенсию в 68 лет
  • Каменка станет городским районом Симферополя?
  • Любимая женщина Гитлера: тайны Евы Браун
  • Наркоманы под кайфом опасны для себя и окружающих
  • Как китайцы осваивают Сибирь и Дальний Восток России
  • Календула — цветок солнца, который лечит
  • «Садочок» вишневый многострадальный по-луначарски
  • Черно-белый или цветной, Штирлиц остался нашим Штирлицем
  • Полицейский участвовал в изнасиловании
  • В Севастополе строят вольер для оленей
  • Как зеленый змий в компании «белочки» угоняет автомобили
  • Мифы о здоровой еде. Что вредно, что полезно
  •  
    Яндекс.Метрика