Категории
 
архив
 
487 < 488 > 489



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Черно-белый или цветной, Штирлиц остался нашим Штирлицем

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Черно-белый или цветной,  Штирлиц остался нашим ШтирлицемСорок лет назад, в августе 1973 года, вся большая советская страна вздрогнула и стала говорить чуть-чуть с немецким акцентом. На телеэкраны этой самой страны вышел 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны», и мы все в том самом августе открыли для себя, кто такой Штирлиц.
Сейчас, когда наши молодые телезрители, отвечая на вопрос журналистов «кто такой Штирлиц?», говорят, что Штирлиц — «это наш Джеймс Бонд», хочется эту молодежь чуть-чуть поправить: это Джеймс Бонд — их Штирлиц! И эти самые телевизионные «Мгновения», как ни странно, становятся нам все ближе и ближе, несмотря на то, что отдалились от нас уже на четыре десятилетия.

«Мгновения весны» были вначале «Мгновениями апреля»

Название для своего романа — «Семнадцать мгновений весны» — писатель Юлиан Семенов взял из песенки звезды военного времени Марики Рекк, которая пела про семнадцать мгновений апреля. Узкий апрель стал широкой весной, а сама Марика оказалась одним из персонажей «Семнадцати мгновений». Помните Штирлица, возненавидевшего картину «Девушка моей мечты», которую ему приходилось смотреть бессчетное количество раз в ожидании связного.
А вообще, Юлиан Семенов сочинял свой самый популярный роман о Штирлице под шум теплого моря в Гаграх. Стучал себе на пишущей машинке «Колибри», подпитывая вдохновение ежевечерней дюжиной шампанского и компанией милых женщин.
Сегодня обидно, что, не уставая восхвалять сериал «Семнадцать мгновений весны», многие подчас забывают отдать должное этой яркой неординарной личности — Юлиану Семенову. Абсолютно справедливо отмечают высокий, даже высочайший профессионализм режиссера сериала Татьяны Лиозновой, дружно поют закономерные гимны в честь замечательных актеров, а вот о Семенове говорят и пишут как бы вскользь, будто бы он имел к саге о Штирлице какое-то отдаленное отношение.
Ничего подобного. Не будь Юлиана Семенова (кстати, любившего жить-поживать и в нашей крымской Мухолатке) — очень колоритного человека, бесспорно, талантливого писателя, издателя, журналиста, мы никогда бы не прочитали и не увидели бы ни «Семнадцати мгновений весны», ни «Майора Вихря», ни «ТАСС уполномочен заявить», ни «Противостояния». Так что еще раз огромное спасибо Юлиану Семеновичу Семенову (настоящая фамилия Ляндрес). Не будем о нем
забывать.

Маленькая женщина и покорные ей мужчины

Татьяна Лиознова, маленькая женщина, была большим профессионалом (об этом говорят многие ее фильмы, хотя бы «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал»). Но отличалась Татьяна Михайловна поистине стальным характером, и характер этот очень пригодился ей в работе над долгими 12-серийными «Мгновениями». Никакой импровизации в кадре, каждая сцена тщательно отрепетирована, даже паузы аккуратно просчитаны. Спорить с Лиозновой было невозможно, даже всемогущий Иосиф Кобзон, которого Татьяна Михайловна позвала спеть песню для «Семнадцати мгновений» (кстати, низкий поклон за эти творения композитору Микаэлу Таривердиеву и поэту Роберту Рождественскому), «перепробовав» до этого Муслима Магомаева и еще многих не хуже Муслима. Послушав вокал Иосифа Давыдовича, она спросила его напрямик: «А вы можете спеть не Кобзоном?» Певец хотел уйти, хлопнув дверью, но потом сдержался и правильно сделал — маленькая женщина снова оказалась права.
Лиознова выбрала на роли не просто хороших актеров, она осуществила точнейшее попадание. Штирлицом могли стать Арчил Гомиашвили, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов. Но стал Максимом Максимовичем Исаевым Вячеслав Тихонов, который, что немаловажно, кроме прочих достоинств, не был связан ни с каким театром и мог спокойно сниматься в течение длительного времени. В остальных же ролях блестяще работали московские театральные артисты: Леонид Броневой (Мюллер), Евгений Евстигнеев (Плейшнер), Ростислав Плятт (пастор Шлаг), Олег Табаков (Шелленберг). Пригодился даже сотрудник отдела театров Министерства культуры СССР Михаил Жарковский, он оказался очень похож на устрашающего Кальтенбрунера.

Стреляли мало, разговаривали много

Как артисты учили текст (а у некоторых из них этого текста было обилие)? Леониду Броневому, не имевшему богатого кинематографического опыта, помогала супруга. Актер в то время женился, и спутница жизни дома помогала суженому входить в роль шефа гестапо, проверяла, как Леонид Сергеевич справляется с монологами Мюллера, подкидывала реплики за Штирлица.
Сам же Штирлиц (Вячеслав Тихонов) иногда грешил тем, что текст не знал. Оказывается, к сцене долгого разговора Штирлица с пастором Шлагом Тихонов оказался не готов, поэтому камера во время диалога большей частью держала Ростислава Плятта, а Тихонов произносил свой текст, подглядывая в бумажку. Пришлось снимать четыре дубля, чтобы более или менее нормально зафиксировать на пленке эту сцену.
У актера Лаврентия Масохи, игравшего секретаря Мюллера — Шольца, текста было совсем немного. Но пожилой артист, игравший злодеев еще в довоенном советском кино, так волновался, что никак не мог произнести слово «штандартенфюрер», а вместо «Штирлиц» упорно произносил «Штрирлиц».
Масоха переживал, ему было очень неудобно перед творческой группой. Кто знает, может быть, именно эти переживания повлияли на то, что артист скоропостижно скончался во время съемок «Семнадцати мгновений весны». И вместо Шольца у Мюллера как-то незаметно появился другой адъютант Биттнер (Ю. Заев), вряд ли имеющий отношение к широко известному бальзаму.

На фоне таких актеров не потерялись и актрисы

Женщины в сериале «Семнадцать мгновений весны», конечно же, уступают по мощи мужчинам, но актрисы в этом невиноваты — со своей задачей они справились очень достойно.
Радисткой Кэт стала популярная в те годы актриса Театра сатиры Екатерина Градова. Во время съемок сериала она приобрела еще одно почетное звание по жизни — жена Андрея Миронова, приобрела, правда, ненадолго, но успела родить Андрею Александровичу дочь Машу.
Светлана Светличная, которую многие до сих пор воспринимают под кодовым названием «помоги мне», стала загадочной немецкой девушкой Габи, на которую то и дело бросал взгляды еще более загадочный Штирлиц. Сегодня в интервью на ТВ крепко осевшая в своем полувоздушном мире Светлана Светличная с увлечением рассказывает, как В. Тихонов уже в преклонном возрасте пытался за ней приударять и зазывал к себе на дачу. Еще Светличная, по ее словам, пыталась уговорить Татьяну Лиознову, чтобы та поручила ей сыграть не только Габи, но и жену Штирлица (якобы Габи напоминает ему эту жену в молодости). Лиознова наотрез отказалась (молодец Татьяна Михайловна!).
Не затерялась бы в такой компании и Фаина Раневская, которой предлагали сыграть фрау Заурих — старую даму, которая гуляет с главным героем по лесу, а потом играет с ним в шахматы. Но Раневской роль показалась ерундовой, в результате фрау Заурих сыграла Эмилия Мильтон — и сыграла очень достойно.
Отдельный разговор — жена Штирлица, с которой он так выразительно молчит в знаменитой сцене. Татьяна Лиознова хотела, чтобы эту роль сыграла малоизвестная актриса. Тогда и вспомнили об Элеоноре Шашковой. Она действительно не была звездой, и у нее было очень хорошее простое (не простецкое) лицо.
До поступления в Щукинское училище Элеонора Шашкова жила в Симферополе, училась в средней школе №12. Потом, окончив театральное училище, была принята на работу в знаменитый театр имени Е. Вахтангова. Театральная карьера у нее не сложилась, но в кино Шашкова запомнилась прежде всего по фильмам о резиденте — Г. Жженове, а также по сериалам «Тени исчезают в полдень» и «Семнадцать мгновений весны».
Для съемок в «Семнадцати мгновениях» Шашкову постригли и состарили на несколько лет, но актриса легко на это согласилась, как будто чувствовала, что именно эта сцена станет классикой кинематографа.
Интересно, что немой диалог Шашковой и Тихонова в кафе «Элефант» снимали не просто отдельно, а еще и в разные дни, но Штирлиц очень поддерживал супругу и даже в свой выходной приехал на съемки, чтобы жена смотрела не просто в камеру, а на единственного и неповторимого Максима Максимовича Исаева — бойца невидимого фронта.
Бессловесный образ жены разведчика запомнился на десятилетия. Служба безопасности России до сих пор не забывает поздравлять Шашкову с днем рождения, она, эта прозорливая служба, даже наградила актрису орденом, назвав ее «образцовой женой разведчика».

Ленинград поделился Капеляном

Замечательный ленинградский артист Ефим Захарович Копелян исполнял в «Семнадцати мгновениях» особую роль — читал закадровый текст. Возвращаясь со съемок из Москвы в Ленинград, он рассказывал коллеге по ленинградскому БДТ актеру Олегу Борисову: «У меня в последнее время странные роли. За всех все объясняю, доигрываю… Озвучил только что бредовое кино: прежде чем они в кадре что-нибудь возьмут в рот, я за кадром все им разжевываю: «Информация к размышлению… информация к размышлению». И так много серий. Меня даже прозвали за это Ефильмом Закадровичем. Слышал?»
Вскоре голос артиста в 12-серийной картине услышала вся страна — и восхитилась. Опытный Копелян, конечно, не подозревал, что называет «бредовым кино» будущий шедевр, канонический сериал о разведчиках.
Сегодня мы знаем об этом сериале все или почти все. Знаем, что он снимался не только в Германии, но и в Прибалтике, в лесах Подмосковья, конечно же, в павильонах Мосфильма. Нам многократно рассказали о многих неточностях, существующих в сериале, но от этих киноляпов мы полюбили «Семнадцать мгновений» еще сильнее.
Мы даже пережили, когда любимый сериал раскрасили. Вначале пережили колоризацию Штирлица с возмущением, смеялись над пародией в «Большой разнице», а потом как-то привыкли, в конце концов, какая разница — цветной Штирлиц или черно-белый. Главное, что он был на грани провала, но не провалился, потому что он — Штирлиц.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Футбольные распродажи: игроки и тренеры меняют команды

[1K] Телемир :: Футбольные распродажи:  игроки и тренеры меняют команды В современном футбольном и околофутбольном мире много говорят не только о результатах и самой игре, но и о так называемых трансфертах, то есть покупке и продаже футболистов, а заодно и тренеров. В этой торговле «живым товаром» крутятся огромные...

Наслаждение вкусом и польза для здоровья

[1K] Здоровье :: Наслаждение вкусом  и польза для здоровья Нам всем часто приходится выбирать: наслаждаться вкусом, махнув рукой на собственное здоровье, или угощаться пресной едой, соблюдая диету. Поэтому принято время от времени забывать рекомендации диетологов: на первое месте ставить «вкусно», а...

Парадоксы земельного законодательства Украины

[1K] Инфраструктура :: Парадоксы земельного  законодательства Украины Прошлый год выдался урожайным на законодательные изменения в земельной сфере. Но на поверку обнаруживается, что безупречными труды законодателей не назовешь: один документ недоработали, с другим перестарались, в третьем написали откровенную...

Календула — цветок солнца, который лечит

[1K] Здоровье :: Календула — цветок солнца, который лечит Календула — скромный цветок, который многие выращивают, ценя его уникальные целебные свойства. Цветет календула яркими цветками желтого или оранжевого цвета с июня и до осени. Плод-семянка созревает в августе. В древности календулу называли...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Киеву пророчат близкий финансовый Чернобыль
  • Россия заблокировала весь украинский экспорт. Надолго?
  • Смертельный наркотик «крокодил» пожирает крымчан сотнями
  • Украинцев хотят отправлять на пенсию в 68 лет
  • Жилье и жулье, или Опасные квартиранты
  • Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ
  • Власть хочет освободить Тимошенко?
  • Как обменять последний советский артефакт
  • Пенсионную реформу могут продолжить волевым порядком
  • Парадокс глупости
  • Политическая зоология
  • Что будем пить в ближайшие годы?
  • Айву рекомендовали для лечения Гиппократ и другие целители
  • Юрий Демич — артист несбывшихся надежд
  • Секреты зрелой виноградной лозы
  •  
    Яндекс.Метрика