Категории
 
архив
 
486 < 487 > 488



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Украинцев хотят отправлять на пенсию в 68 лет

/АНАТОЛИЙ ШИМКО, независимый финансовый советник/

[1K] Инфраструктура :: Украинцев хотят отправлять на пенсию в 68 летНациональный институт стратегических исследований при президенте Украины подготовил для гаранта аналитическую записку «Пенсійний вік: іноземний досвід та вітчизняні реалії». В ней говорится, что очень высокая часть пенсионных расходов в ВВП заставляет специалистов искать пути выхода из этой ситуации. И поскольку другие параметры пенсионной системы достигли граничного значения и исчерпали свой регулирующий потенциал, внимание авторы записки уделяют возможности изменения пенсионного возраста. Разумеется, в сторону увеличения. Учитывая, что повышение пенсионного возраста для женщин вследствие пенсионной реформы закончится в 2016 году, одной из возможностей может быть увеличение пенсионного возраста до 64 лет в 2025 году, а в 2035 году до 68 лет для обоих полов.

Часть первая, демографическая

Украина не единственная страна, которая столкнулась с проблемой пенсионного возраста. Например, сейчас бурные дискуссии по этому поводу идут в России. Пенсионный возраст очень сильно влияет на рынок труда, являясь одним из регуляторов спроса и предложения рабочей силы. А пенсионный возраст для женщин может выступить демографическим регулятором. Сегодня женщины, вышедшие на пенсию, выполняют социальную функцию бабушек и нянчат внучат. Чрезвычайное повышение пенсионного возраста для них может стать некой преградой в планировании молодыми семьями количества детей. Это не единственные проблемы, которые решают многие страны при определении возраста выхода на пенсию.
Сегодня можно говорить о фиксированном и нефиксированном пенсионном возрасте. Такое условное разделение характерено для большинства европейских стран. Например, минимальный фик-сированный пенсионный возраст для мужчин в 61 год в Швеции и на Мальте, а максимальный в 65 лет установлен в 16 странах ЕС. Для женщин минимальный пенсионный возраст — 58 лет и 8 месяцев в Словакии, а максимальный — 65 лет в 10 странах ЕС. В перспективе до 2020 года 17 стран ЕС планируют увеличить пенсионный возраст. Видение после 2020 года, каким будет пенсионный возраст в Европе, можно считать неопределенным. Лишь шесть стран планируют поднимать возраст выхода на пенсию выше 65 лет для обоих полов.
К нефиксированному пенсионному возрасту можно отнести досрочный выход на пенсию льготных категорий граждан. Для решения этого вопроса в части «не пускать рано на пенсию» для работников вредных и опасных про-изводств предусматриваются программы страхования рабочих мест, и возложить это планируется на работодателя. Такой подход должен стимулировать его обеспечить безопасные условия труда путем внедрения новых технологий и усовершенствования рабочего процесса.
Одним из вариантов Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины видит то, что вместо досрочного выхода на пенсию работники должны получать достойную зарплату, а государство — инициировать переход на социальный контракт, который должен компенсировать пенсионные льготы.

Часть вторая, историческая

Почему именно сейчас встает вопрос возможного увеличения пенсионного возраста? По моему мнению, будут изыскиваться разные инструменты введения в действие накопительного фонда (он же второй уровень пенсионной системы). Этот вид пенсионного страхования подробно описан в Законе «Об общеобразовательном государственном пенсионном страховании» еще в 2003 году, но только в новом законе о пенсионной реформе (ЗУ «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который вступил в силу 1 октября 2011 года) определены планы ввода накопительной системы. Однако практическое внедрение по разным причинам откладывается. Одна из них — бездефицитность Пенсионного фонда Украины, точнее, ее отсутствие. По моим оценкам, сбалансированный бюджет фонда — дело не близкого времени, поэтому будут найдены другие компромиссные решения для того, чтобы все-таки ввести второй уровень в действие. Очередная заявленная дата его старта — 1 января 2014 года.
До этого первым сроком возможного запуска второго уровня назывался 2007 год. Это был период наиболее успешного развития украинской экономики, но время упущено, большой частью по вине политических элит. Обязательные отчисления второго уровня в накопительный фонд должны были инвестироваться в экономику страны, и, очевидно, такой мощный внутренний денежный поток вызывал у многих повышенный интерес. Наверное, поэтому работу накопительного фонда планировали начать 1 января 2012 года, потом 1 января 2013 года — и опять отложили.
В какой-то мере причиной временного охлаждения к вопросу введения второго уровня в Украине стали выводы Всемирного банка о том, что он наиболее уязвим в кризис, чем солидарная система. Национальный ин-ститут считает, что именно система второго уровня не может ощущать нехватку денежных поступлений. Дефицит будущего накопительного фонда следует считать нонсенсом. Он может использоваться в финансовый кризис как поддержка первого уровня.
Учитывая демографические перспективы до 2050 года, сохранение пенсионного возраста на нынешнем уровне приведет к устойчивому снижению коэффициента замещения, а штучное поддержание его на нынешнем уровне ведет к постоянному увеличению дотаций из госбюджета. В долгосрочной государственной политике определения пенсионного возраста в солидарной системе (первый уровень) уже сейчас стоит разрабатывать стратегии на основании многовариантного прогноза демографической ситуации, экономического развития и архитектуры пенсионной системы к 2050 году, а пенсионный возраст в общеобязательной накопительной пенсионной системе (второй уровень) не должен жестко привязываться к пенсионному возрасту в солидарной системе.

Часть третья, внедренческая

Пенсионная реформа имела целью сократить расходы на пенсионное обеспечение, уменьшить и со временем ликвидировать дефицит бюджета ПФ. Безболезненно такая реформа проходить не может хотя бы потому, что она уже затронула судьбы многих женщин предпенсионного воз-раста. Как раз ухудшающаяся демографическая ситуация в Украине стала одним из катализаторов принятия непопулярных мер.
Попытки внедрения накопительного фонда наблюдаются и сейчас. В частности, в марте на рассмотрение Рады вынесен законопроект, который может сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. Его автор Сергей Горохов предлагает внести три изменения в действую-щее законодательство. Первое: уменьшить единый соцвзнос с 37% до 20%, что, по его мнению, выведет зарплаты из тени и компенсирует потери Пенсионного фонда. Второе: отменить возрастной ценз для участников накопительного фонда (сейчас второй уровень может быть доступен только тем, кому на момент введения второго уровня будет менее 35 лет). И третье: введение с 1 января 2014 года накопительных счетов.
Предложение уменьшить единый соцвзнос до 20% имеет несколько неочевидных закономерностей. Здесь стоит внимательно проанализировать внесенные в пенсионное законодательство изменения, касающиеся спецпенсионеров. С одной стороны, это в ходе обсуждения закона о пенсионной реформе искусственно оттянуло внимание от более острой темы — повышения пенсионного возраста для женщин. В итоге принятый закон предусматривает, что максимальная пенсия не может превышать десять прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность. Однако эта норма не распространяется на ранее назначенные пенсии. Ну а возраст выхода на пенсию для женщин пусть постепенно, но увеличили-таки до 60 лет, что, в общем-то, и требовалось на первом этапе.
Анализ спецпенсий показывает, что более чем 10 тыс. грн. получают чуть меньше 4 тыс. человек и их доля в Пенсионном фонде составляет менее 1%, к тому же специальная часть таких пенсий покрывается за счет госбюджета. Поэтому, полагаю, бурные дискуссии по вопросу спецпенсий всего лишь отвлекали внимание от реального коэффициента замещения пенсией зарплаты. В Украине почти 8,5 млн. пенсионеров получают около 1 тыс. грн. и еще 4,5 миллиона на уровне средней по стране.

Часть четвертая, перспективная

И сейчас главный вопрос: кто виноват? За время между двумя выборными эпопеями 2004 и 2010 годов ВВП страны вырос в 3,1 раза, средняя зарплата в 3,8 раза, а средняя пенсия в 5,5 раза (!!!). Как видим, причиной дефицита бюджета ПФ являются не пенсии спецпенсионеров, а как раз пенсии простых пенсионеров, которым в предвыборном популизме увеличивали выплаты в отрыве от базы начисления пенсионных взносов.
Поэтому, полагаю, чтобы ликвидировать в какой-то мере искусственно созданный дефицит ПФ, будут искать пути обоснованного дальнейшего повышения возраста выхода на пенсию, а также способы увеличения базы для начисления пенсионных взносов. Одним из таких направлений станет дальнейшее выведение бизнеса из тени, для чего будут приниматься законы и подзаконные акты, так или иначе касающиеся бизнеса и основ, заложенных в законе о пенсионной реформе.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Инфраструктура:

 

В Вавилоне пивоваров не брали в армию, а Гиппократ посвятил напитку трактат

[1K] Среда обитания :: В Вавилоне пивоваров не брали в армию, а Гиппократ посвятил напитку трактат Мы никогда не узнаем, кто первым сварил пиво, — это настолько древний напиток, что установить его изобретателей просто невозможно. Пивоварением люди начали заниматься в глубокой древности. Некоторые ученые утверждают, что выращивание зерновых...

Секреты зрелой виноградной лозы

[1K] Дачный участок :: Секреты зрелой виноградной лозы Наш читатель А. Верещагин из Симферопольского района, пишет, что недавно решил на площадке рядом с домом вырастить виноград, но столкнулся с некоторыми проблемами. «Виноградная лоза чахлая, не развивается. В чем дело, не понимаю, вроде ухаживаю за...

Юрий Демич — артист несбывшихся надежд

[1K] Звездопад :: Юрий Демич —  артист несбывшихся надежд Кто такой Юрий Демич? Сегодня артист полузабытый или вовсе забытый, а когда-то один из первых молодых актеров страны, на которого возлагал надежды не кто-нибудь, а один из самых уважаемых деятелей отечественного искусства — сам Георгий...

Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ

[1K] Среда обитания :: Как Фаина Раневская  обвела вокруг пальца КГБ Неизвестное об известных

Фаина Раневская была выдающейся актрисой с потрясающим чувством юмора. Об ее остром языке ходили легенды, практически каждая ее фраза становилась крылатой. Показательным стал случай с вербовкой Раневской в...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Цена независимости Украины — 12,5 копейки. Российских
  • Мэров загоняют в угол
  • Депортация Мешкова вызвала сомнения в причине смерти Джарты
  • Задержан грабитель, срывавший с женщин золотые цепочки
  • Говорят, продвинутый человек не читает «КП» и не смотрит ТВ
  • Власти Франции подозревают дочь президента Узбекистана в коррупции
  • Карлос Кастанеда — самая загадочная личность ХХ века
  • Из персиков можно приготовить компот, сок, джем и ратафию
  • Рынку недвижимости предоставили трехмесячную отсрочку
  • Все там будем
  • Коварная бессонница: почему мы не можем уснуть
  • До ассоциации с Евросоюзом Киеву осталось сделать пять шагов
  • Первые «кондиционеры» появились еще до нашей эры
  • Экс-колонии требуют компенсации за рабство
  • Нынче угоняют не только авто, но и катамараны
  •  
    Яндекс.Метрика