Категории
 
архив
 
481 < 482 > 483



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Коль не ирония б в судьбе, то мы б не знали о тебе»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: «Коль не ирония б в судьбе, то мы б не знали о тебе»Как все-таки важно, чтобы актер встретил своего режиссера, главного, одного-единственного. Андрею Мягкову, отмечающему в нынешнем июле 75-летие, повезло — на творческом пути он пересекся с Эльдаром Александровичем Рязановым. Не будь этой встречи, Мягков никогда бы не стал тем Мягковым, которого мы знаем и любим. Именно фильмы Эльдара Рязанова («Ирония судьбы» и «Служебный роман») сформировали главный имидж Андрея Мягкова. И как бы он ни открещивался в более поздние годы от изрядно поднадоевшей ему (да и нам, наверное, тоже) «Иронии судьбы», все равно Андрей Мягков для нас прежде всего Женя Лукашин. Так что спасибо Рязанову за Мягкова. Впрочем, спасибо и Мягкову за Рязанова — без Андрея Васильевича не было, пожалуй, лучшего периода в творческой биографии Эльдара Александровича.

От врача до Ильича

Андрей Мягков мог бы работать в институте пластических масс в Ленинграде, куда был распределен после окончания химико-технологического института. Но в результате связал судьбу с театром и кино — и правильно сделал.
Сыграл ли Андрей Мягков что-нибудь стоящее до «Иронии судьбы»? Он был исполнителем многих ролей в московском театре «Современник», одна принадлежность к которому служила тогда знаком качества. Олег Ефремов перед своим уходом из «Современника» во МХАТ хорошо относился к молодому актеру, доверил ему роли Барона («На дне») и Адуева (в «Обыкновенной истории» Мягков дублировал Олега Табакова). Позднее Мягков окажется у Ефремова во МХАТе, где сыграет чеховских героев — дядю Ваню и Треплева. Работает он во МХАТе до сих пор, причем занимается там и режиссерской деятельностью. Можно вспомнить, что Войницкий в исполнении Мягкова просто-таки потряс Михаила Сергеевича Горбачева, назвавшего спектакль и игру актера весьма колоритно и своеобразно: «пир духа».
В кино Мягков сыграл у Элема Климова в «Похождениях зубного врача». С одной стороны, это был очень яркий дебют: и сценарий Александра Володина, и режиссура молодого Климова были «из ряда вон». С другой — история зубного врача Чеснокова, обладавшего волшебным даром лечить людей без боли, которого и играл Мягков, была весьма странной. Неизвестно было, как относиться к подобному фильму, подобному герою, в то время как от занимаемой должности освободили руководителя советского государства Никиту Хрущева. «Похождения зубного врача» вначале попридержали, потом выпустили ничтожным количеством копий.
Еще больше Андрей Мягков запомнился в роли Алеши Карамазова в знаменитых «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева. Даже на фоне таких блистательных актеров, как Михаил Ульянов, Кирилл Лавров и Марк Прудкин, лучистые глаза молодого Мягкова запали в душу многим зрителям. Играл он в кино и другие роли. Можно сказать, прожил целую жизнь знаменитых людей. Был и Александром Герценом, которого разбудили беспокойные декабристы, и Аркадием Гайдаром, отцом Тимура и дедушкой Егора, и даже Владимиром Ильичем Лениным (Крупской в фильме «Надежда» стала Наталья Белохвостикова). Мягков не очень хотел играть молодого Ильича, но маститый режиссер Марк Донской клятвенно пообещал, что в фильме не будет никакой политики, только любовь, только Володенька и Надюша. Ну, какая любовь была у Ленина с Крупской, известно… Что помнится сегодня из того давнего фильма? Катаются они по какой-то горке ледяной, и он, чуть картавя, приглашает ее на блины, предупреждая при этом: блины — конспиративные.
К образу вождя мирового пролетариата Мягков вернулся еще раз, позднее, в одном из последних фильмов Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода». Правда, это был не совсем Ильич, а главарь русской мафии Артист, изображавший по мере необходимости то Ленина, то Сталина. Что ж, быть Ильичем — участь большинства лысых актеров, ничего тут не поделаешь.

Рязановский дуплет

Вот только попробуй после зубного врача сыграть слабого на алкоголь врача-хирурга, перепутавшего спьяну не только города и квартиры, но и женщину, которая в этой самой квартире ждет своего единственного и неповторимого. Ждет, понимаешь, Яковлева, а валяется на диване, представляете, Мягков! Кинематографическое начальство не хотело, чтобы артист, ассоциировавшийся с только что сыгранным Ильичем, пал так низко в глазах советских зрителей. Но что поделаешь, если Эльдару Рязанову Мягков понравился больше всех пятнадцати актеров, пробовавшихся на роль Жени Лукашина в «Иронии судьбы». Отпал Андрей Миронов, отпал Станислав Любшин — остался Андрей Мягков.
Сегодня рассказывают легенды о том, как здорово импровизировал артист на съемочной площадке, как тонко играл даже самые скользкие эпизоды и как проносил тайком с партнерами на съемки знаменитой сцены в бане самую настоящую водку. «Они же пьяные!» — возмущенно вскричал Рязанов после первого дубля, но в результате включил в картину именно эту сорокаградусную пробу.
Андрей Мягков нынче вообще предпочитает не смотреть «Иронию судьбы» и даже запись фильма дома не держит, называя ежегодный показ комедии по телевидению насилием над зрителем. Да и баню со времен съемок артист ненавидит, предпочитая персональный душ или бассейн. Что касается водки, забросившей его героя в Ленинград, то Мягков, по его собственному признанию, пьет, но не так чтобы часто и не так чтобы много.
Но как бы то ни было, именно «Ирония судьбы» стала карт-бланшем в актерской биографии Мягкова. «Коль не ирония б в судьбе, то мы б не знали о тебе», — справедливо заметил в эпиграмме Валентин Гафт.
Слава, обрушившаяся на Мягкова после «Иронии судьбы», потребовала продолжения банкета в «Служебном романе». Думаю, на роль недотепы Новосельцева других кандидатов у привередливого Рязанова просто не было. Мягков, и никто другой. Ведь Новосельцев почти тот же Лукашин, только б/у, потрепанный жизнью и иронией этой самой судьбы, расставшийся с Барбарой Брыльской и оставшийся с двумя детьми на руках. Да, внешне куда менее презентабелен, но, если внимательно присмотреться к Лукашину, в нем вполне можно увидеть будущего Новосельцева.
К тому же Фрейндлих — это вам не Барбара Брыльска. Алиса Бруновна — маститая актриса, и Мягкову рядом с ней было, с одной стороны, легче, а с другой — тяжелее. Конечно, такая партнерша мобилизует, но нелегко солировать рядом с приключениями Алисы в стране советских чудес. Еще сложнее играть любовь с неказистой особой. До Басилашвили (Олег Валерьянович сыграл в «Служебном романе» лощеного красавца и подлеца Самохвалова, а мог бы быть и Ипполитом в «Иронии судьбы»), конечно, далеко, но тем не менее к героине Алисы Фрейндлих — мымре — приходится находиться близко, вследствие чего — любовь и еще раз любовь, законный брак, а затем еще один мальчик у Новосельцева. Наверное, симпатичный мальчик, а какой еще мог родиться у таких красавцев, как Новосельцев и Калугина? Кстати, у самого Андрея Мягкова детей нет.
Зато есть шесть племянников, которых он очень любит.

За романом последовал романс

Еще Мягков любит рисовать, причем рисует в достаточно жесткой манере. Из еды любит вареных раков, наверное, потому что по гороскопу Рак. Успокаивается при помощи хороших книг, музыки и бокала шампанского. И как он сам говорит, любимой жены.
С Анастасией Вознесенской Андрей Мягков познакомился еще на студенческой скамье. Она была близорука, он дальнозорок. Вот оно, единство противоположностей. И в комедии Рязанова «Гараж» они очень разные. Она законченно «рыночная» (сегодня это был бы комплимент), он — наконец-то отважно продемонстрировавший всем поклонницам свою настоящую прическу, потерявший в «Гараже» не только шевелюру, но и голос.
Можно вспомнить и «Жестокий романс» — еще один красноречивый факт сотрудничества режиссера и артиста. Юлий Капитонович Карандышев у Мягкова и Рязанова получился собирательный. Он выглядит, как Новосельцев, только мымра теперь не предмет воздыханий, а мать предмета (Фрейндлих сыграла в картине Огудалову — маму Ларисы, на которой женится Карандышев). Он пьет, как Лукашин, причем спаивают его уже не Ширвиндт с Белявским (и только Бурков в роли Робинзона тут как тут), а Никита Сергеевич Михалков, против которого не устоять не то что никакой женщине, но и никакому мужчине тоже. Он, Мягков, попав в плен зеленого змия, не летит в Ленинград, а летит вслед за пароходом «Ласточка», который увозит его ласточку, Ларису-бесприданницу. «Так не доставайся же ты никому!» — кричит обезумевший Мягков, стреляет, и «ласточка» погибает назло Паратову и всем остальным. Мог погибнуть во время съемок «Жестокого романса» и сам Мягков: лодку с актером подхватило сильное течение и бросило прямо под чугунные лопасти колесного буксира. Лодка рабилась вдребезги, а Мягков вынырнул живой и невредимый.

Криминальное чтиво Андрея Мягкова

Мягков снимался, конечно, не только у Рязанова. Он выдерживал насыщенное психологическое партнерство с Ростиславом Пляттом в «Послесловии» Марлена Хуциева, стойко нес интеллигентность Алексея Турбина в булгаковской экранизации, изображал негероического внешне следователя в «Гонках по вертикали» (противостоял ему преступник в обличии Валентина Гафта). Но печать рязановских персонажей все равно оставалась на всех ролях актера. Конечно, бывают в жизни известного и любимого артиста затмения. Ну не нужно было ему сниматься в римейке «Иронии судьбы». Однако снялся, выставив себя на грустный позор вместе с Юрием Яковлевым и Барбарой Брыльской… И саму картину уже забыли, и роли у ветеранов в ней очень маленькие. Впрочем, гонорар, наверное, был достаточно большой. Так что Андрею Васильевичу был резон сниматься у Тимура Бекмамбетова.
А вот детективы Мягков стал писать не ради гонорара, а, по его словам, ради любимой жены, которая любит подобное криминальное чтиво. Так что Андрей Мягков пописывает, а Анастасия Вознесенская почитывает… Не будем им мешать.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Тайна пропавшей «Щуки»

[1K] Соцзащита :: Тайна пропавшей «Щуки» В Крыму поднимут подводную лодку, затонувшую 69 лет назад

Почти семьдесят лет на эту палубу не ступала нога человека. Сейчас, вся в водорослях и ракушках, поверхность ее напоминает шкуру какого-то диковинного зверя. Впрочем, это еще...

Придется жить на привозном зерне

[1K] Инфраструктура :: Придется жить на привозном зерне Это только для поэтов «у природы нет плохой погоды…», а для аграриев очень даже есть. Например, засушливый прошлый год, из-за чего сеять приходилось в сухую почву. Или дожди в июне нынешнего, которые в разгар сезона уборки ранних зерновых культур...

«Моя зірочка» от «Киевстар»: телеком-оператор заботится о здоровье украинцев

[1K] Инфраструктура :: «Моя зірочка» от «Киевстар»: телеком-оператор заботится о здоровье украинцев Мамы знают, что самый ответственный период в жизни женщины — это беременность и появление на свет малыша. Долгожданная радость сопровождается массой хлопот и волнений. Хорошо если рядом есть опытный доктор, который подскажет и поможет. А если его...

Иномарки опять вырастут в цене: в Украине ввели сбор на утилизацию машин

[1K] Инфраструктура :: Иномарки опять вырастут в цене: в Украине ввели сбор на утилизацию машин Украинскому авторынку не судьба в этом году пережить штиль: сначала его лихорадило из-за ввода ввозных пошлин на импортные автомобили, теперь нардепы приняли закон о введении так называемого экологического налога для утилизации старых авто.
...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Куницын, как Путин, разводится и летает чартером на Канары
  • Врадиевка — зеркало революции
  • Педофильский спрут Azov Films продолжает терять свои щупальца
  • Открытое письмо председателю Совета министров Автономной Республики Крым Могилеву А. В.
  • Юлия Владимировна получала деньги по чужим кредитам
  • Задушил подружку во время интима
  • Казначейство, отдай деньги!
  • Автомобильная война привела к дефициту иномарок
  • В начале века, или Алсу по-севастопольски
  • Миллионы на заводы по производству пеллет из соломы, которой нет
  • Россия объявила экономическую амнистию и отменила тайну вклада
  • «Король ужасов» Стивен Кинг: творчество под наркотиками
  • Внимание: розыск!
  • Сейчас или никогда: момент истины для Тимошенко
  • Играли в футбол головой бомжа
  •  
    Яндекс.Метрика