Категории
 
архив
 
473 < 474 > 475



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Рынок сельхозземель: от перемены названия сущность не меняется

/ОЛЬГА КОТЕНЕВА/

[1K] Инфраструктура :: Рынок сельхозземель: от перемены названия сущность не меняетсяКак известно, в декабре 2012-го Рада продлила мораторий до 1 января 2016 года, уточнив, что отменить его можно будет, приняв закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. На его подготовку отвели полгода, которые неумолимо истекают. И вот в апреле Госземагентство Украины вынесло на обсуждение первую пробу пера, которую тут же раскритиковали юристы.

Дурное наследство

Ожидая появления законопроекта «Об обороте сельхозземель», эксперты гадали, станет ли он повторением неудавшегося законопроекта «О рынке земель» или будет подготовлен на концептуально иной основе. «Не подтвердилась ни первая, ни вторая версия, — рассказал главный юридический советник проекта USAID «Агроинвест» Павел Кулинич. — Могу сказать, что вариант, который был вывешен на сайте Госземагентства для обсуждения, еще хуже проекта закона о рынке земли, с точки зрения регулирования земельных отношений, потому что унаследовал практически все его негативные положения, кроме одного, — в нем нет положения о том, что агрохолдинги ограничиваются площадью земли, которую могут арендовать. Вероятно, они надавили, и им пошли навстречу».
Но обо всем по порядку. Новая версия документа, цель которого остается прежней — создать в Украине рынок сельхозземель, как и предыдущая, относит к числу лиц, которые могут быть собственниками сельхозземель, государство, территориальные громады, госзембанк и граждан Украины. «Причем не всех, а только тех, которые не являются гражданами других государств, — продолжает юрист. — Однако на карте мира 187 стран… Неужто придется предоставлять справку из каждой?! Очевидно, что это положение вызывает вопросы».
Как и положение, исключающее юридических лиц из числа субъектов права частной собственности на сельхозземлю. Авторы пытаются уберечь отечественную пашню от перехода в руки иностранных корпораций путем покупки ими корпоративных пакетов акций украинских юрлиц. Согласны, такая вероятность существует. Но в Украине есть юрлица, основателями и собственниками которых могут быть только граждане Украины, — это фермерские хозяйства. Представьте себе простую ситуацию, когда фермер решил купить землю. Но доход от ведения этой деятельности накапливается на счетах фермерского хозяйства, значит, чтобы купить сельхозземлю, фермер должен снять деньги со счета, а сделать он это может не иначе, как выписав себе зарплату на необходимую сумму и уплатив с нее не меньше 17% налога. Какой фермер захочет так покупать?!
Что касается продажи, то тут, как и в предыдущей версии закона, преимущественное право предоставлено государству, территориальным общинам, госзембанку, а на втором этапе арендатору и владельцам смежных участков. «Но давайте подумаем: во всем мире интересы собственника заключаются в том, чтобы продать землю по максимально высокой цене на рынке, — говорит Павел Кулинич. — И у нас есть механизм для этого — земельные аукционы. Но в ситуации, когда первое право покупки у государства, конкуренции среди покупателей не будет и цена на землю начнет падать. Знаете, стоимость наших черноземов может быть выше, чем бедных суглинистых земель Германии, только в случае, если уровень безопасности и доходности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве Украины будет выше, чем в Германии. А пока наоборот. И такими ограничениями субъектов предпринимательства в праве на землю мы только снижаем цену и убиваем собственника, потому что одно дело — получить землю бесплатно и совсем другое — ее купить».
Кроме этого, законопроект предлагает ограничить максимальную площадь земли для граждан 100 га. Госземагентство объясняет это предупреждением монополизации земель и обеспечением доступа экономически активных представителей среднего класса на селе к земле.
Предлагается запретить смену целевого назначения сельхозземли на протяжении 10 лет. «Хотя никто не запрещает при покупке земли договориться с предыдущим собственником о смене целевого назначения. Так что это не тот механизм, который поможет», — считает советник проекта USAID «Агроинвест». Помимо этого, планируется установить минимальный размер земельных участков с/х назначения, не подлежащих разделу, кроме случаев их присоединения к другим смежным участкам в процессе консолидации земель. И ввести штраф за продажу сельхозземли на протяжении 10 лет с момента ее покупки. То есть если купили сельхозземлю и вдруг срочно потребовались деньги, продать ее не получится, потому что продавец должен будет заплатить 100% ее нормативно-денежной оценки, если участок продается на протяжении первого года с момента покупки. «Чтобы вы понимали: если в Киеве нормативная оценка в несколько раз меньше оценки независимого эксперта, то в сельской местности экспертная или рыночная оценка будет в несколько раз ниже нормативной. То есть в первый год за продажу сельхозземли штраф окажется больше, чем ее рыночная стоимость.
В последующие годы сумма штрафа снижается на 10% ежегодно, так что через 10 лет его можно не бояться», — пояснил Кулинич.

Время собирать камни

«Зато закон об обращении земель сельхозназначения делает попытку изменить государственную земельную политику, — продолжает Павел Кулинич. — До этого времени с начала 90-х в Украине проводилась земельная реформа, одной из составляющих которой была приватизация земель, то есть передача из государственной собственности в частную. Впервые законопроект устанавливает запрет на приватизацию сельхозземель товарного производства».
Кроме этого, государство решило выдвинуть дополнительные требования и к тем, кто продает земли, и к тем, кто покупает. Первые должны зарегистрироваться в органе земресурсов как продавцы, указать, какие земли продают, и дать номер своего банковского счета, потому что расчет будет только безналичный. А вторые, помимо подтверждения отсутствия другого гражданства, должны получить разрешение Минагрополитики Украины на покупку сельхозземли. А чтобы сделать это, потенциальный покупатель должен проживать в местности, на территории которой продается участок (совет, район), иметь опыт работы в сельском хозяйстве или ведения товарного с/х производства, с/х образование. А еще счет в банке, на котором лежит достаточная для покупки участка сумма.
Документ также вводит минимальный срок аренды земли — 7 лет. Скорее всего, это связано с севооборотом, и, чтобы арендаторы заботились о земле, законодатель хочет обязать их брать землю на долгий срок. «Я думаю, из этого правила можно было бы сделать исключения, — считает он. — К тому же в мире не так много примеров жесткого ограничения. Например, из стран ЕС только Франция установила минимальный срок аренды сельхозземель — 9 лет, при этом отрасль демонстрирует не лучшие показатели развития». Кстати, как поясняло Госземагентство, арендаторам — с/х товаропроизводителям на законодательном уровне гарантируется нерушимость существующих арендных отношений при введении оборота земель с/х назначения и предоставляется возможность покупать права аренды на земельные участки или обмениваться ими. «Хотим дать возможность покупать право аренды напрямую, а не реализовывать сделки через корпоративные права, то есть необходимо ввести свободное отчуждение аренды. Нужно превратить право аренды в предмет залога в банке и существенно усилить госгарантии нерушимости заключенных действующих договоров», — объяснил глава Госземагентства Сергей Тимченко.
Еще одна новелла законопроекта об обороте земель вводит новое основание для принудительного лишения права собственности на сельхозземлю — неуплата собственником земельного налога в течение двух лет. Хотя до этого закон давал государству право принудительно забирать землю у частного собственника в случае общественной необходимости или если тот совершил преступление, санкции по которому предусматривают конфискацию всего имущества. Кроме этого, законопроект предлагает ввести новый налоговый платеж — сбор на социальное развитие села в размере 1% от нормативно-денежной оценки сельхозземли, который должны платить собственники и пользователи в бюджеты местных советов. «В принципе, соцсфера нуждается в новых источниках дохода. Но почему такая несправедливость: 1% от нормативно-денежной оценки должен платить и фермер, у которого 2,5 га, и агрохолдинг, у которого 500 тыс. га? Думаю, должна быть градация в зависимости от площади земель. Это будет справедливо и не так тяжело для агропрома», — говорит юрист USAID.
Еще одно новшество, которого не было в законопроекте «О рынке земель», — увеличение на 50% земельного налога для тех, кто не использует сельхозземлю. «Полагаю, это не самая правильная мера, учитывая, что уровень сельскохозяйственного освоения территории Украины один из самых высоких в мире, мы перевели в сельскохозяйственные больше земель, чем допустимо с экологической точки зрения. Поэтому непонятна такая норма: штраф за неиспользование земель».
Еще одна любопытная новелла — введение для собственников и арендаторов обязательства трудоустроить энное количество местных жителей. «Для украинских реалий ненормально, когда в хозяйстве на 10 тыс. га работают всего 10 человек. В селе, кроме работы на земле, фактически нет других рабочих мест. Поэтому закон предусматривает установить минимальный уровень полной занятости на единицу площади с учетом природно-климатических зон и сложившейся структуры расселения», — объяснял Сергей Тимченко. «Идея правильная, — считает Павел Кулинич. — Не секрет, что агрохолдинги работают бригадным методом: у них 10 работников, которые обслуживают несколько областей, а жители сел не имеют работы и соответственно доходов. Но почему она опять усредненная: есть же фермерские хозяйства, которые имеют право обрабатывать землю силами членов своей семьи. Почему фермеров нужно принуждать трудоустраивать ненужных им работников?»
Положительной эксперт считает новацию о государственной поддержке создаваемых фермерских хозяйств и других форм частного хозяйствования в аграрной сфере через предоставление в аренду земель на льготных условиях. За участки до 500 га для ведения самостоятельного товарного с/х производства арендная плата в первый год не будет превышать размер земельного налога. Это значительно ниже, чем установленный минимальный размер аренды в 3% нормативной оценки. Но, к сожалению, скидка действует только первый год, за который ни одно фермерское хозяйство встать на ноги не успеет.
В завершение добавим, что все эти новеллы пока только обсуждаются, и вполне может статься, что большинство спорных не дойдут до рассмотрения в парламенте. Но хотелось бы надеяться, что на смену им не придут еще более абсурдные.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Инфраструктура:

 

«Деревне дать имя Волевое, так как там остался один русский житель»

[1K] Жизнь :: «Деревне дать имя Волевое, так как там остался один русский житель» 65 лет назад в Крыму произошли самые массовые топонимические изменения

«Я живу в Аус-Кенегезе, в восемнадцати верстах от Джанкоя. На юг от Аус-Кенегеза, всего в версте, лежит Алчин. На восток виднеются три селения: Ширин Немецкий,...

Истинная цена «кредитов за 20 минут, без залога и поручителей»

[1K] Инфраструктура :: Истинная цена «кредитов за 20 минут, без залога и поручителей» Вы еще не видели объявления с подобным содержанием: «Акция! Ссуды от 5 тыс. грн. до 30 тыс. грн. на все виды услуг и товаров под 12% годовых» или просто «Кредит без справки о доходах, без залога и поручителя»? Тогда посмотрите по сторонам: такие...

Аким Джемилев танцевал для Шарля де Голля и Льва Мехлиса

[1K] Жизнь :: Аким Джемилев танцевал для Шарля де Голля и Льва Мехлиса Это было еще до войны. Кружились пары в зале ресторана на ялтинской набережной: танцевали фокстрот, вальс, танго, польку. В какой-то миг пожилой грек, управляющий рестораном, махал оркестру, замирали девушки в светлых платьях и их кавалеры. «Разве...

Теория крымского разврата: на полуострове стартовал курортный секс-сезон

[1K] Криминал :: Теория крымского разврата: на полуострове стартовал курортный секс-сезон Вы не задавались вопросом, почему за всю историю Крыма громкие судебные процессы, связанные с проституцией (если, конечно, наших девушек не вывозили за рубеж), можно пересчитать по пальцам? На самом деле тут все просто: репутация секс-курорта...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • «Легенда №17» на самом деле не легенда, а выдумка
  • Женщины похитили и изнасиловали солдата
  • Европейский суд ответил Тимошенко: решение и вашим, и нашим
  • Экс-мэр Сак сидит, а глав Ялты и Николаевки уже назначили
  • Крымчане ищут счастья у экстрасенсов-преступников
  • О пользе хрена
  • Прокуратура на зыбучих песках
  • Мародеры торгуют даже информацией о местах
  • Бостонские террористы в семье были нежными, как девушки
  • Какие недуги делают людей злыми
  • Под видом гуманитарки привозят медицинский мусор
  • Супруги-сутенеры жили за счет секс-рабынь
  • Дочь партизанского командира Христофора Чусси сохранила правду о войне
  • Экономика Победы
  • Наши изобретатели выполняют заказы из Канады и делают бензин из покрышек
  •  
    Яндекс.Метрика