Категории
 
архив
 
427 < 428 > 429



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Советский Голливуд» Александра Ханжонкова

/ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН/

[1K] Среда обитания :: «Советский Голливуд» Александра ХанжонковаЛица минувшей эпохи

Биография одного из основателей отечественного кинематографа Александра Ханжонкова, несмотря на многочисленные исследования историков кино и журналистов, до сих пор пестрит загадками и пробелами. Нет единого мнения даже относительно того, что это был за человек и почему так трагично сложилась его судьба.

В прошлом году в Ялте, на пересечении улиц Боткинской и Пушкинской, был открыт бронзовый памятник Александру Алексеевичу Ханжонкову. Авторы композиции изобразили Ханжонкова в виде этакого барона Мюнхгаузена — в рубахе с открытым воротом, что, очевидно, соответствует их представлениям об этом человеке.
Однако образ не вполне соответствует действительности, так как на всех сохранившихся фотографиях офицер в отставке Александр Ханжонков одет строго и элегантно. Впрочем, столь же трудно представить этого человека в образе суетливого расчетливого дельца, каким он выглядит в фильме Никиты Михалкова «Раба любви».

Бывший подъесаул

Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковка (ныне поселок Ханжонково Донецкой области) в семье обедневшего помещика. Его прадеду, казачьему старшине Василию Ханжонкову, за добросовестную службу были пожалованы дворянское звание и земля. По заведенному в семье обычаю Александр был определен в Новочеркасское юнкерское училище, по окончании которого был произведен в хорунжие и принят в 1-й Донской казачий полк, квартировавший в Москве. Вскоре он женился на красавице Антонине Баторовской, дочери владельца магазина швейных машинок «Зингер».
Относительно того, почему он покинул службу, существуют две версии. Сам Ханжонков рассказывал, что, увидев легендарный люмьеровский ролик «Прибытие поезда», буквально заболел кинематографом и ни о чем другом не мог даже думать. По другой версии, Ханжонков был уволен с военной службы по болезни — во время Русско-японской войны он провалился под лед, в результате чего у него развился хронический полиартрит. Впрочем, одна версия не исключает другую.
Выйдя в 1906 году в отставку в чине подъесаула, Ханжонков получил так называемый реверс — компенсацию в размере 5000 рублей, по тем временам очень большие деньги. В декабре Александр Алексеевич обратился в Московскую купеческую управу с заявлением об учреждении им фирмы «А. Ханжонков и компания» с целью «торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов».
Сейчас в многочисленных статьях, посвященных Хаджонкову, можно прочесть, что он обладал незаурядным предпринимательским талантом. Это не совсем так. Актриса Софья Гославская вспоминала, что Александр Алексеевич был «среднего роста, рыжевато-белокурым блондином, с не то задумчивыми, не то рассеянными глазами», который «на дельца, на ловкого коммерсанта никак не походил». Практически всеми делами заправляла его жена Антонина Николаевна, женщина волевая и предприимчивая.
Поначалу фирма занималась тем, что закупала фильмы в Европе и США для проката их в России, причем в ту пору стоимость фильмов измерялась погонными метрами. Цена за метр пленки колебалась от 45 до 75 копеек. В конце 1907 года Александр Ханжонков приступил к съемкам своих фильмов. Поначалу это были документальные ленты, демонстрировавшие выезды членов императорской семьи и военные парады. Первый художественный фильм «Драма в таборе подмосковных цыган» ателье Ханжонкова выпустило в свет в январе 1908 года. Интересно, что в съемках фильма приняли участие настоящие цыгане. Александр Алексеевич со смехом рассказывал, что, увидев камеру, они в страхе замерли и не могли шевельнуться.
Уже в этом во многом несовершенном фильме проявился замечательный художественный вкус Александра Ханжонкова. В ту пору, коль скоро счет шел на метры, при съемках фильмов строго соблюдался хронометраж. Режиссер с секундомером буквально просчитывал каждое движение актеров, а те боялись не попасть в ритм или сделать неверный шаг, а потому напоминали задерганных марионеток.
Ханжонков был едва ли не первым режиссером, кто не только предложил артистам играть естественно, без оглядки на хронометраж, но и отказался от неподвижной камеры. Неудивительно, что его фильмы, среди которых преимущественно были исторические костюмированные картины, начали пользоваться в России большой популярностью.

Съемки на Малаховом кургане

В 1911 году Ханжонков, заручившись поддержкой государя императора, приступил к съемкам батальной картины «Осада Севастополя» (в процессе съемок фильм переименовали в «Оборону Севастополя»). По сути, это была реконструкция событий полувековой давности, причем съемки проходили в Севастополе. Для своего времени картина была революционной, например, батальные сцены впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамой и сменой ракурсов. Съемочной группе были предоставлены сотни мундиров и предметов солдатской амуниции времен Крымской войны. Кроме того, было заказано несколько тысяч бомб для пиротехнических эффектов. Бюджет фильма продолжительностью 101 минуту (для сравнения — фильм «Драма в цыганском таборе» длился всего 7 минут) составил 40 тысяч рублей. Для съемок потребовалось два километра пленки.
Премьера фильма состоялась 14 ноября 1911 года в Ливадийском дворце. Ханжонков вспоминал, что на протяжении всего сеанса сидел как на иголках и был потрясен, когда Николай II, называвший кинематограф «вредным развлечением», пожал ему руку. Следующий показ картины состоялся в Большом зале Московской консерватории. Фильм демонстрировался под аккомпанемент симфонического оркестра, хора певчих и настоящих пушечных выстрелов, которые производились из пушек, стоявших во дворе консерватории.
Одним словом, все было по высшему разряду. Но Ханжонков остался недоволен фильмом. Он стремился в точности воссоздать реалии Крымской войны, но сделать это можно было лишь на специально оборудованной площадке, построив дорогостоящие декорации. Видимо, именно на съемках фильма «Оборона Севастополя» Хаджонкову пришла в голову мысль создать в Крыму площадку для съемки исторических картин. Но этот проект пришлось отложить, так как конкуренты наступали на пятки. Весной 1912 года французская фирма «Братья Пате» построила в Москве прекрасный павильон для съемки фильмов. Не собираясь уступать французам, Ханжонков воздвиг в Замоскворечье еще более роскошный павильон с огромным залом под стеклянной крышей. Только вот беда: Москва — это не Крым, в ней на один погожий денек приходится два ненастных да и солнце едва поднимается над горизонтом. Поэтому пришлось установить в зале мощные дуговые лампы, пожиравшие уйму электроэнергии.
Строительство павильона позволило фирме Ханжонкова занять в российской киноиндустрии ведущие позиции. Если с 1909 по 1912 год его ателье выпускало в среднем 8 — 10 фильмов в год, то в 1913 году уже были сняты 20 картин, не считая научно-популярных кинолент, рассказывающих зрителям об устройстве человеческого глаза, о принципе действия телеграфа и даже о вреде пьянства. Годовая прибыль фирмы Ханжонкова к началу Первой мировой войны превышала 150000 рублей.
Однако эти достижения омрачались тем, что здоровье Ханжонкова ухудшалось — он уже передвигался только на костылях или в инвалидном кресле. На семейном совете было решено, что Александр Алексеевич уедет в Крым, климат которого благотворно влияет на его здоровье, а все дела фирмы возьмет на себя Антонина Николаевна.
В 1916 году Ханжонков приобрел в Ялте участок и построил небольшой павильон с раздвижными окнами. Первой лентой, снятой в этом павильоне, был фильм «Король Парижа». Одна из крымских газет писала об этой картине: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесенный на экран в образе французской Ривьеры».
Тем временем в Петрограде поочередно произошли две революции, разгоралась Гражданская война, и до кинематографа уже никому не было никакого дела. В фильме «Раба любви» прототип Ханжонкова — продюсер Савва Южаков (его сыграл Олег Басилашвили) грустно заметил: «В Москве большевики, здесь деникинцы, посредине эти… петлюровцы. А мы, знаете, как в детстве. Такое розовое-розовое детство. И жизнь-то наша вся как дом горящий, а в нем детей забыли». Ханжонков растерянно смотрел, как рушится все вокруг, пока из Москвы не приехала его жена и не увезла его на чужбину. Ханжонковы покинули Крым в ноябре 1920 года в числе последних беженцев.

«Значит, просто болтали»

В Европе режиссер-инвалид работу, конечно, не нашел. Обосновавшись в Баден-Бадене, он начал было исследования по созданию звуковых фильмов, но деньги вскоре закончились. В довершение всего умерла его жена. Прослышав о том, в каком бедственном положении находится Ханжонков, нарком просвещения Луначарский предложил ему вернуться на родину.
В 1923 году Александр Алексеевич приехал в Москву и устроился на работу в общество «Русфильм». Вскоре оно развалилось, но Ханжонкова взяли на должность заведующего производством в организацию с красноречивым названием «Пролетарское кино». Через год его арестовали за финансовые злоупотребления. Скорее всего, он не уложился в утвержденную смету расходов. Насколько известно, Ханжонков был приговорен к 6 месяцам заключения, но амнистирован с поражением в правах. Он уехал в Ялту, где ему предоставили небольшую проходную комнату, так как два его дома были национализированы. На этом биографы обычно завершают жизнеописание Александра Ханжонкова, добавляя лишь, что в 1935 году ему была назначена персональная пенсия в размере 350 рублей, а в сентябре 1945 года он умер и был похоронен на старом ливадийском кладбище. Позже его прах перезахоронили на Поликуровском холме.
Но неужели Александр Алексеевич лишь доживал остаток жизни, махнув рукой на свою мечту создать в Крыму нечто подобное американскому Голливуду? Конечно, нет. В 1934 году он встретился с начальником главного управления кинопромышленности СССР Борисом Шумяцким, рассказал ему о съемках фильма «Оборона Севастополя» и сумел увлечь своей мечтой. Шумяцкий вместе с начинающим режиссером Григорием Александровым слетали в Голливуд, все осмотрели и утвердились во мнении, что нужно строить «советский Голливуд», причем не где-нибудь, а в Крыму. Осталось убедить в этом Сталина.
Но совершенно неожиданно у идеи нашлось много противников. В июле 1934 года после просмотра «Веселых ребят» Каганович хитро заметил: «Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а вы говорили, что Московская фабрика не фабрика, а могила». Но это было лишь начало.
И. Ильф и Е. Петров, вернувшись из США, написали Сталину письмо, в котором сообщили: «Мы осмотрели несколько голливудских студий и беседовали с большим количеством очень опытных американских кинематографистов. И вот в результате бесед и осмотра студий у нас появились серьезнейшие сомнения — нужен ли нам специальный киногород на юге страны? Решительно всем американским кинематографистам, которых видели в Голливуде, мы задавали один и тот же вопрос: «Пользуетесь ли вы солнцем во время съемок ваших картин?» И неизменно получали один и тот же ответ: «Нет, не пользуемся».
В марте 1936 года Борис Шумяцкий доложил Сталину, что, по свидетельству переводчика, в Голливуде никто ничего подобного Ильфу и Петрову не говорил. Сталин кивнул головой: «Значит, просто болтали. Да это и так ясно из их письма. Разве можно лишить фильм натуры? Какие же павильоны надо тогда строить, размером в километры, — и все же естественной натуры и солнца, леса, моря, гор и рек не создашь. Так у нас часто бывает. Увидят что-то из окна вагона и выдают за достоверный факт». Затем Сталин поинтересовался, где подобрали место для «советского Голливуда»? Шумяцкий сообщил, что комиссия склоняется к тому, чтобы построить киногород в Крыму, на что Сталин заметил: «Надо еще обследовать район Краснодара, Азова и Таганрога. Хорошо если бы они подошли. Их надо культурно обживать. Только не тяните с выбором места, планированием и стройкой».
Казалось, все складывалось как нельзя лучше. Рукопись Хаджонкова «Первые годы русской кинематографии», в которой Александр Алексеевич поделился своей мечтой построить отечественный Голливуд, получила благоприятные отзывы и была отправлена в печать. Комиссия, в работе которой Ханжонков принимал деятельное участие, остановилась на том, чтобы строить киногород под Алуштой. Но Борис Шумяцкий не учел, что вождь не бросает слов на ветер. Если он порекомендовал посмотреть район Краснодара и Таганрога, то это надо было понимать так, что строить «советский Голливуд» надлежит здесь и только здесь. Вскоре над головами инициаторов проекта сгустились тучи. Книга Ханжонкова была напечатана, но редакторы не оставили от нее живого места. Шумяцкий так легко не отделался — в январе 1938 года его арестовали, а в июле пустили «в расход». На этом проект создания «советского Голливуда» завершился.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Кто выходит на тропу выборов

[1K] Политика :: Кто выходит на тропу выборов Процесс пошел! В Интернете уже вовсю гуляет список кандидатов-мажоритарщиков от объединенной оппозиции, а «регионалы» начали выдвижение снизу. То, что еще вчера официальные источники называли домыслами журналистов, начинает подтверждаться, обретая...

17-летняя девушка «бомбила» водителей рейсовых автобусов

[1K] Криминал :: 17-летняя девушка «бомбила» водителей рейсовых автобусов Иногда представители подрастающего поколения способны на такие дерзкие и безрассудные поступки, что просто диву даешься. Взрослые и матерые преступники не всегда решатся на подобное, а тут фактически дети.
10 июня у 28-летнего...

Шизофреник зверски убил семью за… 550 гривен

[1K] Криминал :: Шизофреник зверски убил семью за… 550 гривен В 2006 году в Симферополе произошел обычный, на первый взгляд, пожар. Буквально дотла сгорел частный дом, и, как позже выяснилось, в огне погибли все его обитатели — мужчина, женщина и малолетний ребенок. Однако очень скоро выяснилось, что не...

Число случаев бешенства удвоилось

[1K] Соцзащита :: Число случаев бешенства удвоилось «Ничего, заживет!» — оптимистично произносят порой люди, к которым братья наши меньшие отнеслись не очень дружелюбно. Недавно главный санитарный врач Симферополя Наталья Пеньковская озвучила впечатляющие цифры: с начала года в Крыму более 1 тыс....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Финансовая пирамида МММ: обновление версии
  • Украину захлестнула ненависть
  • Они снова побежали. Пока добежали до Крыма
  • Сколько нам готовы заплатить, чтобы мы не уезжали на Запад?
  • Прокурор Крыма выслушал экстрасенсов, но комментировать их не стал
  • Где взять витамины? Салаты и чай из трав и цветов
  • Из центра Феодосии уберут железную дорогу, а Орджоникидзе превратят в курорт
  • И флаг вам в руки!
  • Аэродром в Багерово продали торговой компании под ветряки
  • Здоровье крымчан ухудшается вместе с экологией
  • Война в парламенте: с языком наперевес
  • Крымчане обвиняют в мошенничестве… адвоката
  • Шпинат ценят за его уникальный состав и неприхотливость
  • Могилев возглавил антирейтинг
  • Дата смерти зависит от даты рождения
  •  
    Яндекс.Метрика