Категории
 
архив
 
419 < 420 > 421



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Как Федя решил разрушить план «Барбаросса»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Как Федя решил разрушить план «Барбаросса»Как бы ни нахваливали создатели фильма «Шпион» (производство телеканала «Россия-1») сами себя, если с чем и можно их поздравить, так это с негромким провалом. Громкий — это «Утомленные солнцем». А так пошуршали и забыли. Хотя повторяю, сегодня ничего не стоит чуть-чуть поднапрячься, принять на грудь, потусоваться гламурно и объявить провал шедевром. Еще одна отговорка: вам фильм не понравился? Ждите телеверсию. Так, в общем-то, и случилось.
А ведь литературная основа неплохая. Фильм если почему и ожидался, то только потому, что автор романа — Борис Акунин. И хотя, честно говоря, лучшие его произведения далеко позади, популярное имя все еще вызывает интерес. И «Шпионский роман», созданный в рамках литературной серии «Жанры», не самое худшее создание Бориса Акунина — Чхартишвили.
Говорят, в свое время Никита Сергеевич Михалков позвонил Федору Сергеевичу Бондарчуку. «Слушай, — сказал один Сергеич другому, — есть такой роман Акунина, «Шпионский роман» называется, присмотрись к нему, а заодно и к роли майора Октябрьского». Бондарчук присмотрелся и понял, почему выбор пал на него: герой славных органов НКВД оказался в книге бритым и усатым. Бондарчук глянул в зеркало — и мгновенно отождествил себя с героем Бориса Акунина.
Дальше все пошло по накатанному. Федя на месте. Значит, нужно найти молодого героя и молодого неопытного режиссера, чтобы им можно было руководить, командовать, манипулировать. Ход известный — все в том же «Статском советнике» (тоже по Акунину) непонятно кто снимал кино: то ли вечно юный режиссер Филипп Янковский, то ли выглядывающий из-за его спины заматеревший Никита Михалков, то ли капризный Олег Меньшиков в роли Фандорина.
Здесь и вовсе, совершив две неудачные попытки, нашли, в конце концов, дебютанта — ученика В. Хотиненко Алексея Андрианова. Он и снял «Шпиона» вполне в своем духе — очень похоже на вгиковскую ученическую работу. С претензией на стиль, но с отсутствием всяческого стиля. С баловством в игрушечную сталинскую Москву, но без большого понимания профессии, без ощущения того, как нужно снимать фильм, выбирать актеров, работать с артистами, сценаристами и всей остальной съемочной группой.
Выбор на главную роль юного чекиста Егора Дорина Данилы Козловского — заведомое не пойми чего. Козловский — парень видный, но, по сути, никакой. Он однозначный и неинтересный, в нем нет того особенного, что может захватить зрителя. Сам Акунин сказал, что в Козловском при внешней простоте чувствуется порода. Автору повезло — он почувствовал…
Акунину «Шпион», если верить ему, понравился. Что ж, может быть, уважаемому автору нужно нынче разобраться в себе? А то он, кажется, не знает, что ему делать, как вернуть ускользающую популярность: то ли митинговать на Болотной, то ли писать под псевдонимами Брусникина и Борисовой, то ли нахваливать явно неудачную «фильму» по собственной книге.
Акунинские положительные персонажи сражаются в фильме, ни много ни мало, с Адольфом Гитлером, его хитроумным планом «Барбаросса», связанным с неожиданным нападением на Советский Союз. И еще: главный противник Дорина — немецкий шпион Вассер. Правда, в картине его как бы нет. Конечно, В. Епифанцев в этой роли присутствует, но образ настолько фрагментарен, нераскрыт, написан пунктиром, что возникает закономерный вопрос: нужен ли этот персонаж фильму? И ответ приходит сразу: нет. Вокруг бесконечно говорят: «Вассер, Вассер», но шпион-то, персонаж-то на самом деле голый, никакой (хотя голый в фильме как раз Дорин — Д. Козловский, принимающий душ).
Дежурность, неизобретательность проявляются во всем. Дежурно изображает Сталина М. Филиппов, а Берию С. Газаров. В. Толстоганова в сотый раз играет девушку предвоенно-военного времени, совершенно затасканный типаж. Ставка делалась, конечно, на Федора Бондарчука. Он здесь такой же, как везде, наставник Дорина, Жеглов при Шарапове («Место встречи», вообще, копируется безбожно), герой и жертва сталинского режима. Федя вещает как автомат, беспрестанно любуется собой, танцует танго с роковой блондинкой в ресторане, сверкает орденами — и все. Сказать, что он играет как-то особенно, не могу. Он и не играет, а, как всегда, присутствует, сверкая глазами и бильярдным шаром отполированной головы. Так что ставка эта если и сыграла, то для закоренелой «гламурятины», которая привыкла к тому, что если Федя на экране — это пафосно.
Вторая неудачная ставка, о которой писал выше, — забава, связанная со стилем и подражанием Тарантино. Надуманная фантазийная Москва — символ сталинской мечты — и несколько ироничный, пародийный стиль кино сами по себе не могут обеспечить успех. Потому что многие могут играть «в Тарантино», подражать ему, но быть Тарантино мало кому дано, а может, и никому. «Шпион» — подражательство, попытка угнаться, бесплодная, неудачная. Стиль, операторские и режиссерские приколы в этом фильме (например, Адик Гитлер разговаривает со своими подчиненными… по скайпу) всего лишь яркая конфетная обертка, в середине же, в глубине абсолютная пустота, неопытность режиссера, огрехи монтажа. Такое впечатление, что в фильм не вошло многое важное, все сколочено наспех, одной левой, без темпо-ритма, без понимания главного. В результате картина получилась скомканная, нет финала, а зрителю предлагаются сплошные штампы, которым, видимо, щедро учат во ВГИКе.
Финал и вовсе вызывает саркастическую усмешку. Дорин и его девушка сидят, сусально обнявшись, на берегу какого-то водоема — то ли речки, то ли озерца. Все абсолютно безоблачно. За кадром звучит хорошо известная песня 80-х годов прошлого столетия: «Год сорок первый, начало июня. Все еще живы, все, все, все…» Когда-то эта песня брала за душу, потом ее заездили, заслюнявили, заинсценировали настолько, что сегодня она и вовсе кажется пародией. Впрочем, сам фильм тоже вроде претензия на пародию. Чего же я хочу?

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Украинцы отказываются лечиться от туберкулеза

[1K] Соцзащита :: Украинцы отказываются лечиться от туберкулеза Никогда еще украинцы не подвергались такой мощной информационной атаке, как в нынешнюю противотуберкулезную кампанию. Избежать напоминаний об этой опасной болезни может разве что человек, который не смотрит телевизор, не читает газеты, не слушает...

Сколько стоит колонка?

[1K] Инфраструктура :: Сколько стоит колонка? Официальная статистика показывает, что в водопроводной системе Крыма теряется в среднем 40% воды. В каких-то регионах этот показатель ниже, как, например, в Симферополе, где потери не превышают дозволенные технормативами 30%, в иных, как в Керчи,...

Светлана Кукса: «Выжила в тюрьме ради сына»

[1K] Криминал :: Светлана Кукса: «Выжила в тюрьме ради сына» Благодаря «1К» четверо невинных людей вышли на свободу, отсидев в СИЗО почти 6 лет

На прошлой неделе после 6 лет, проведенных в СИЗО, были отпущены на свободу жительница села Рубановка Херсонской области Светлана Кукса и трое...

Лекарство от рака найдено в рыбьем жире?

[1K] Здоровье :: Лекарство от рака найдено в рыбьем жире? Группа ученых из Египта выяснила, что омега-3, элемент, находящийся в рыбьем жире, уменьшает размер опухолей у мышей и делает химиотерапию более эффективной.
По мнению ученых, их открытие позволит разработать новый вид лекарств против...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Судья в «конверте»?
  • Полуголый «заложник» из авто и бдительные горожане
  • Лесник создал финансовую пирамиду и «развел» крымчан на 700 тысяч гривен
  • Бензин: убойные цены
  • «Золотое» поколение: какое оно?
  • К вниманию вкладчиков Сбербанка СССР
  • От зверя до политолога. Димон, выйди вон!
  • Константинов упал и поднялся
  • Человек, который собирал камни
  • Гагаринский парк в Симферополе станет пилотным проектом государственно-частного партнерства
  • Мартышкины налоги
  • Оставшись без мэра, Алупка ждет суда или новых выборов
  • Власть без совести на земле с… костями
  • Ссориться с мужем полезно, с женой — наоборот
  • Медведку привлекают влага и органические удобрения
  •  
    Яндекс.Метрика