Категории
 
архив
 
418 < 419 > 420



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Тарковский — забытый и непревзойденный

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Тарковский — забытый и непревзойденныйНикогда не думал, что режиссера Андрея Тарковского, очень элитарного, безумно модного, когда-нибудь забудут. Но ведь забыли. Забыли до такой степени, что сегодня, когда большому мастеру кино исполнилось бы 80, приходится напоминать, кто он такой. О, времена, о, нравы!

«Солярис» просто завораживал

Да, он вошел в историю, но сегодня вместо «Соляриса» и «Сталкера» правят бал «Гитлер капут!» и «Ржевский против Наполеона».
А ведь для многих Тарковский начался именно с «Соляриса». «Иваново детство», конечно, видели, кто не видел — слышал. Мальчик, конечно, запомнился — Коля Бурляев, никто и подумать не мог, что он вырастет в Николая Бурляева — актера, режиссера, деятеля. Девушку тоже память четко запечетлела — это Валентина Малявина, позднее блеснувшая в «Короле-олене» и других картинах, а затем загремевшая под фанфары по обвинению в убийстве любовника.
Но настоящий интерес к режиссеру Тарковскому пришел вместе с «Солярисом». Что-то было в этой картине необычное, таинственное, завораживающее. Вернее, весь фильм таким и был. И до сих пор в нем куда больше тайны, чем в более современных версиях произведения С. Лема.
Совершенно загадочный актер со странной фамилией Банионис, девушка Хари — Наталья Бондарчук, дочь Сергея Бондарчука, а в будущем жена того самого Николая Бурляева. Сегодня, глядя на мощную величественную Наталью Сергеевну Бондарчук, трудно представить, что именно она воплотила на экране образ тонкой хрупкой Хари. Сейчас та самая Хари погрузнела, заматерела и тоже снимает фильмы. Правда, далеко не такого уровня, как Тарковский. Действительно, не каждому дано…

Его не понимали и не принимали

Тарковскому было дано многое. Родившийся в семье поэта Арсения Тарковского, он и сам был поэтом от кино. Рос в творческой яркой компании, как сейчас бы сказали, тусовке. Режиссер Андрон Кончаловский, сценарист Геннадий Шпаликов — вот его друзья, вот люди, с которыми он общался, в сообществе с которыми рождались его смелые творческие идеи. Это была очень яркая компания, часто они не могли поделить славу, поделить женщин (ту же Валю Малявину).
Хочется сразу же развеять миф о том, что Андрей Тарковский, как и Владимир Высоцкий, был борцом с советской властью. Тарковского никто особенно не угнетал, его картины получали призы на престижных фестивалях, часто ему предлагали снимать на выбор то, что он хотел. А шероховатости — куда ж без них. Пощипывали, конечно, но это даже шло на пользу. Не сразу выпустили на экраны «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»), предлагали сократить картину, но фильм действительно был безумно длинный и сложный для восприятия.
Еще более сложным было «Зеркало» — автобиографическая картина, полная символов, намеков, ассоциаций. Понятны эти фильмы были разве что избранным, да и то многие просто делали вид, что «балдеют» от картин, боясь прослыть неинтеллектуалами, а на самом деле ни бельмеса в них не смыслили. Запад, конечно, просто приходил в восторг от творчества Тарковского, но это и понятно: все антисоветское принималось за границей на ура.
А в Союзе прохладное отношение к творчеству Андрея Арсеньевича было понятно: Тарковский никак не отвечал критериям советского режиссера, послушного и идеологически выдержанного, он стремился делать что хочет и как хочет. Бывал резким, неуживчивым, нетусовочным. Был самим в себе и самим по себе. Короче, он хотел диктовать свои условия, а это у него не всегда получалось.
Так что природа конфликта художника и власти понятна. Правда, позднее бывшая власть утверждала, что часто пыталась пойти навстречу творцу (об этом вспоминал уже после смерти режиссера крупный кинематографический начальник Филипп
Ермаш). Андрей Тарковский, кстати, получил звание народного артиста. Хотя, может, все это было всего лишь заигрыванием, кто знает?
«Сталкер» — последняя картина, снятая Тарковским перед отъездом из СССР, — не имела такого успеха, как «Солярис», и такой извилистой судьбы, как «Андрей Рублев». Фильм вышел на экраны, в нем снималась вся привычная компания режиссера, включая Анатолия Солоницына и украинского актера Николая Гринько. Кстати, Тарковский любил работать с актерами, которые его понимали, — и это можно понять. И Маргарита Терехова, и Александр Кайдановский — это тоже
его актеры, а Терехова, наверное, даже что-то большее. Но он мог быть с актерами и жестоким. Пообещает, например, нескольким исполнителям роль Андрея Рублева в кино, а потом тихо отдаст ее Солоницыну.
Анатолию Солоницыну Тарковский доверял настолько, что привел его за собой в Ленком играть Гамлета. Марк Захаров тогда дал Тарковскому лучших актеров — Инну Чурикову, Николая Караченцова, Михаила Козакова. Гамлета очень хотел играть Олег Янковский, Тарковский пообещал ему эту роль, но потом отдал ее Солоницыну. Янковский, конечно, был не на шутку обижен. Помирились они гораздо позднее, когда Тарковский — уже за границей — снял Янковского в «Ностальгии». А «Гамлет»… «Гамлет» стал неудачей режиссера, можно даже сказать, провалом. Провалом кинорежиссера, которому оказалось неподвластно театральное искусство (кстати, позднее подобную неудачу потерпит другой кинорежиссер — Глеб Панфилов, это тоже будет в Ленкоме и тоже с «Гамлетом»).

Вдали от Родины

В 1981 году Тарковский уехал в Италию — творить вдали от ненавистного ему СССР. Его ждали в Риме, ему распахнул объятия известный сценарист Тонино Гуэрра, мэр Флоренции предоставил ему дом. Тарковский начал снимать «Ностальгию», очень долго готовился (три года), а снял картину за три месяца. Фильм был выставлен на Каннский фестиваль, но гран-при, на который рассчитывал Тарковский, не получил. Режиссер обвинил в этом… Сергея Бондарчука, входившего в жюри. Тот, дескать, строил козни. Разгорелся скандал.
Госкино требовало, чтобы Тарковский вернулся в Москву обсудить дальнейшие творческие планы. Тарковский, в свою очередь, требовал продления заграничной командировки еще на три года и немедленного приезда к нему сына и тещи.
В конце концов, режиссер объявил в Милане о том, что вместе с женой остается на Западе.
На этом самом Западе Тарковскому было непросто, возникали и материальные трудности. Ему выхлопотали стипендию Берлинской киноакадемии, он ставил оперу «Борис Годунов» в лондонском Ковент-Гардене, снял в Швеции «Жертвоприношение». В декабре 1985 года узнал свой медицинский диагноз — рак легких.
В Союзе уже шла перестройка, М. Горбачев по просьбе президента Франции Ф. Миттерана разрешил выезд в Париж сыну и теще режиссера. В декабре 1986 года Андрей Тарковский умер и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Вначале в чужую могилу, потом его перезахоронили.
Можно сказать, он умер вовремя. СССР был близок к развалу, так что бороться было не с кем. Умные глубокие фильмы Тарковского были уже не очень нужны народу — наступало время растерянности, а затем совсем другого кинематографа. Андрей Тарковский не был Никитой Михалковым, чтобы уютно чувствовать себя в новые времена. Он тихо ушел, оставив нам свои талантливые картины и легенду под названием «Тарковский», легенду, в которой было все: и борьба с властью, и эмиграция, и ранняя кончина.
Я никогда не был его фанатом. Что-то мешало, какой-то холодок. Но не уважать его — настоящего мастера — невозможно.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Власть без совести на земле с… костями

[1K] Соцзащита :: Власть без совести на земле с… костями В Ленинском районе человека осудили за… уважительное отношение к останкам

Любая земля у моря, пусть даже не на Южном берегу, — ценность немалая. Видимо, поэтому в Семеновке Ленинского района и разгорелись такие страсти вокруг...

Оставшись без мэра, Алупка ждет суда или новых выборов

[1K] Политика :: Оставшись без мэра, Алупка ждет суда или новых выборов Беспрецедентный случай! Мэр южнобережной Алупки Виктор Толстоног отправлен в отставку. Градоначальник так опостылел жителям и депутатскому корпусу, что за недоверие ему проголосовали 28 из 29 присутствовавших на сессии народных избранников (всего...

Бензин: убойные цены

[1K] Инфраструктура :: Бензин: убойные цены С наступлением весны в стране оттаяли цены на бензин. Собственно, этого и следовало ожидать: даже если не принимать во внимание дорожающую нефть, в Украине с 2012 года были повышены акцизы и остановился еще один нефтеперерабатывающий завод. А...

Гагаринский парк в Симферополе станет пилотным проектом государственно-частного партнерства

[1K] Инфраструктура :: Гагаринский парк в Симферополе станет пилотным проектом государственно-частного партнерства Формулировку «государственно-частное партнерство» многие граждане нашей страны слышали, но немногие даже в теории представляют себе, как может быть реализовано такое сотрудничество. Собственно, в Украине оно практически и не реализуется, хотя...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Почему расследование поджога рынка «Таврия» зашло в тупик?
  • В Крыму коррупция облюбовала мэрии и не хочет оттуда уходить
  • Чем могут быть опасны ранние овощи?
  • Предвыборный калейдоскоп
  • Полезна или вредна весенняя побелка плодовых деревьев?
  • Шутники: над чем смеялись в Крыму сто лет назад
  • C милым рай везде готов, если милый — Соколов
  • Подростки изнасиловали двух малолетних братьев
  • Под прикрытием массажных салонов работали «ночные бабочки»
  • Севастополь опробовал электронный земельный кадастр
  • Мед придаст энергии и поможет усталым глазам
  • Грабитель спрятал вещественное доказательство в... желудке
  • Чтобы купить гособлигации, нужно ехать в Киев
  • Дороги полуострова: никаких крупных проектов, залатать бы дыры
  • Загадочный свет Архипа Куинджи
  •  
    Яндекс.Метрика