Категории
 
архив
 
415 < 416 > 417



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Булгаков на ТВ: гвардия — белая, скука — зеленая

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Булгаков на ТВ: гвардия — белая, скука — зеленаяСкажем так, этот сериал ждали. Не на всем постсоветском пространстве, конечно, но те, кто интересуется, несомненно, ждали. Одно из самых знаменитых произведений Михаила Булгакова, популярные актеры. Наконец, современный формат. Если у памятного многим телефильма «Дни Турбиных» в постановке Владимира Басова был заметный коммунистический оттенок (без этого в те годы было затруднительно), то сегодня уже можно говорить обо всем смело, так, как было, так, как есть, расставлять правильные акценты.

Секрет разгадать не удалось

И вот дождались, телеканал «Россия» наконец-то разродился. Благо подоспели президентские выборы — и кровь из носу необходимо было поставить в эфир нечто духовное, патриотическое, великороссийское. На Первом канале достали из бабушкиных сундуков с приданым ленту Н. Михалкова «12». «Вторая кнопка» щедро выдала за два вечера новую «Гвардию», белую-белую.
С самых первых кадров навалилась на зрителей весьма ощутимая матушка-скука. И ведь опасались мы этой скуки, но на что-то надеялись. Оказалось, надеялись напрасно. Неплохой режиссер Сергей Снежкин («Брежнев», «ЧП районного масштаба», «Похороните меня за плинтусом») запутался в романе: снимал ведь не компактную пьесу «Дни Турбиных», а именно «Белую гвардию», где эти самые Турбины и их окружение вовлечены в исторические события грозной послереволюционной эпохи.
Спросите любого человека, так или иначе связанного с творчеством Булгакова, и он вам ответит, что главное в этом произведении — тема семьи, кремовых штор, за которыми, кажется, можно спрятаться от общественных неурядиц, безумной улицы, выстрелов и грабежей, кошмарной нестабильности. Дом Турбиных — островок, убежище, Ноев ковчег.
Режиссер решил освоить все основные сюжетные линии романа, но главная тема ему не поддалась. Нет ощущения закрытого пространства, знаменитого булгаковского дома, казалось бы, спасительного, пунктиром намечены человеческие судьбы, нет булгаковской горечи вперемешку с юмором. Почему угрюмый Сталин так сильно любил мхатовский спектакль «Дни Турбиных» и неоднократно смотрел его? Неужели для того, чтобы самодовольно наблюдать кончину, вырождение белой гвардии? Ничего подобного. Сталин прекрасно чувствовал, что в пьесе и спектакле есть некий секрет, который манит как магнит. В эту турбинскую семью хотелось приходить, как к самым дорогим друзьям, чтобы внимательно наблюдать, как и чем они живут, как любят, страдают, размышляют о жизни, пьют водку, в конце концов. Главный секрет Булгакова Снежкин не разгадал.

Венерический патриотизм

В фильме доминируют разрушенный страшный Киев, опереточный гетман Скоропадский, разнузданные хлопцы Петлюры, какие-то второстепенные, третьестепенные герои, пусть и сыгранные приличными актерами. Вдруг в сериале начинает лидировать Федя Бондарчук в роли прапорщика Шполянского со своей пассией Юлией Вейсс (ее играет Екатерина Вилкова). А то на первый план выходит Алексей Серебряков (Феликс Най-Турс).
Начинается сериал и вовсе с визита к врачу Турбину не вполне адекватного поэта Ивана Русакова (Д. Лысенков). У него, видите ли, сифилис. Так ли это важно для сериала о белой гвардии? Наверное, важно для зрителей. Услышат знакомое слово «сифилис» — сядут смотреть. Не услышат — переключат канал. Чтобы удержать внимание телевизионного электората, герои Булгакова в дальнейшем читают вслух стихи: «Прощайте, триппер, гонорея, иду сражаться за Рассею». Вот такой венерический патриотизм.
Да, Снежкин сочинил сценарий сам (Булгакова рядом по понятной печальной причине не было). Вот и не смог отделить главное от второстепенного, свалив все в кучу. Не стал прятать булгаковскую сатиру по отношению к украинцам, ко всей этой мародерской петлюровщине. В Украине вряд ли полюбят данную экранизацию, обязательно объявят (вернее, уже объявили) ее враждебной, пророссийской. Еще вопрос, покажут ли сериал украинские телеканалы. Как показать, если отчаявшаяся стенографистка спрашивает у гетмана: «Я запуталась, на каком языке стенографировать?», а гетман в исполнении С. Шакурова, переходящий с русского на украинский (как знакомо!), не задумавшись, отвечает: «На собачьей мове стенографируйте, на собачьей». Впрочем, Снежкин только огрызается, а у Булгакова все куда сатиричнее, куда злее.

Турбин или Колчак — без разницы

Много неточностей и в подборе актеров. От К. Хабенского (Алексей Турбин) и М. Пореченкова (Мышлаевский) сильно попахивает гламурщиной, тусовочностью. Нет, они послушно изображают все, что требуется по роли, и смотрят глубокомысленно, и папироски курят, и водочку потягивают, но чувствуется: душа их в другом месте, а мысленно актеры подсчитывают гонорар и прикидывают, как успеть на другие мероприятия. Кто-то уже написал, что Хабенский в очередной раз играет адмирала Колчака. И то верно.
Елена Турбина-Тальберг в исполнении Ксении Раппопорт сильно разочаровывает. Вместе Лены ясной, хранительницы домашнего очага, согревающей своим теплом промерзших от бурь времени мужчин, на телеэкране некая роковая дама, салонная кокаинистка, эдакая загадочная Рахиль. Ей бы Фанни Каплан играть — террористку, то ли стрелявшую, то ли не стрелявшую в Вову Ленина. Типаж действительно не самый удачный. А ведь выбор С. Снежкина предельно понятен: Раппопорт сегодня снимать модно, и все тут. Запоминающаяся внешность, удачные чеховские роли в Петербургском малом драматическом театре, награды за работы в кино — не так давно за «Два дня» ее отметили. Даешь Ксению Александровну!
Полный провал — Евгений Дятлов в роли душки Шервинского. Все время вспоминался в этой роли В. Лановой в старом телефильме. Дятлов играет в полном созвучии со своей фамилией, дудит в одну дуду, ни обаяния, ни шарма, ни непосредственности. Поет в соответствии с сюжетом — и на том спасибо.
Младший Турбин, Николка (Н. Ефремов), сыгран как-то робко, не слишком профессионально. Бегает, кричит, размахивает руками. И вроде внешне милый, а внутри пустота. Кузен Лариосик из Житомира
(С. Брюн) напрочь лишен обаяния. Да, он смешной, но вместе с тем и отталкивающий.
Все время хочешь-не хочешь, а обращаешься к старому фильму, который нет-нет да и покажут по ТВ. Какие актеры, им веришь — и А. Мягкову, и В. Басову, и С. Иванову, и О. Басилашвили, и другим, какие крупные планы, какое умение сосредоточиться на сюжете, на характерах. Как подаются знаменитые булгаковкие реплики, они сразу западают в зрительскую память, западают навсегда. А в новом фильме все самое важное пущено на самотек. И даже голос от автора в исполнении Игоря Кваши не спасает: все время кажется, что ты смотришь программу «Жди меня», которую этот самый Кваша ведет. Такие времена.
Сколько копий было сломано из-за того, что продюсеры настаивали на включении в сериал пафосной песни Михаила Шуфутинского, а режиссер Снежкин был категорически против и угрожал тем, что уберет свою фамилию из титров. Шуфутинский, конечно, — полная попса, но дело ведь не в нем. С песней ли, без песни, но фильм не получился — вот что обидно.
Теперь к Михаилу Афанасьевичу снова приклеится ярлык скучного писателя, хотя сам Булгаков, конечно, ни при чем. Экранизировать большого автора должны равновеликие ему по таланту люди. Иначе никак. Иначе выйдет пшик, несмотря на большой метраж, огромные гонорары и столь же непомерные амбиции.

Фото: В роли Мышлаевского Михаил Пореченков, Алексея Турбина — Константин Хабенский

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Чтобы украинцы любили родину, власть выделит 40 млн. грн. в год

[1K] Соцзащита :: Чтобы украинцы любили родину, власть выделит 40 млн. грн. в год Украинская власть пришла к выводу, что граждане недостаточно любят свою родину. По результатам соцопросов, только 38% жителей страны уверены в том, что они патриоты, около 10% населения не гордятся своим гражданством, а каждый шестой считает...

В курортный сезон Крым удивит туристов

[1K] Соцзащита :: В курортный сезон Крым удивит туристов Когда-то Владимир Маяковский, впечатленный пребыванием у моря, написал: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории…» Сегодня эти слова можно было бы дополнить сожалениями о тех, кто не бывал в самых разных уголках Крыма, от степей...

Юлина тысяча к выборам стала Витиной

[1K] Инфраструктура :: Юлина тысяча к выборам стала Витиной Если дело близится к выборам, значит, пора запускать популистские программы. Нынешняя власть, правда, оригинальностью идей не отличается, поэтому решила еще раз обкатать проект экс-премьера Тимошенко и выдать народу по 1 тыс. грн. обесцененных...

Василий Набока: «Минимизация пошлин при пересечении таможенной границы Украины больше невозможна»

[1K] Инфраструктура :: Василий Набока: «Минимизация пошлин при пересечении таможенной границы Украины больше невозможна» Полтора месяца назад Крымской таможне представили нового руководителя. Вопреки распространенной в последние несколько лет практике, Василий Набока прибыл в Крым не из донбасской кузницы кадров, а из Сумской области. Причем, несмотря на короткое...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Мэр Алупки Толстоног стал первым претендентом на импичмент
  • Весенний призыв: 22 человека на место
  • Темная сторона, или Почему крымчане теряют зрение?
  • К лету крымчанам раздадут социальные карты
  • Подарок памяти Джарты
  • Опер от Бога
  • Гость из России удивился тому, что Украина до сих пор не распалась
  • Чиновника задержали за секс на глазах у ребенка
  • «Трясись!» — кричал Роман Виктюк, и мальчики тряслись и раздевались
  • Тарифы на воду выросли. Продолжение следует?
  • Мать выкинула новорожденную дочь из окна поезда
  • Юрий Богатырев — неприкаянный и неспасенный
  • За 80 тыс. грн. селянам скажут, что сеять
  • Украина побила мировой рекорд по количеству налогов
  • Женщины победили мужчин и теперь соревнуются друг с другом
  •  
    Яндекс.Метрика