Категории
 
архив
 
39 < 40 > 41



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Он был симпатичный водитель, она — генеральская дочь

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ /

[1K] Телемир :: Он был симпатичный водитель, она — 
генеральская дочьТо, что кино снимают дети знаменитых родителей, — разве плохо? Это нормально. А то, что они якобы переходят дорогу каким-то там другим, абстрактно более талантливым, — глупости. Никому они ничего не переходят, а если и переходят — то так, слегка. Эти другие и так пробьются, если им суждено. А не суждено — так, может, оно и к лучшему.
Бондарчук, Михалков, Тодоровский, Кончаловский, Евстигнеев — нужно ли продолжать? Павел Чухрай в этом ряду. Его папа, Чухрай Григорий, при любом к нему отношении — классик, «Летят журавли» и «Балладу о солдате» при всем желании из истории кино не выкинешь. И сын, объявив всему миру о том, что он, как и отец, кинорежиссер, хочешь не хочешь, а вступил в многолетнее сравнение с отцом-легендой.
Фильм «Водитель для Веры», вышедший на экраны, стал заложником не только широкоизвестной в узких кинематографических кругах фамилии. Не слишком хорошую службу сослужила картине и бурная реклама. Не такая, конечно, как у «Ночного дозора», но тоже весьма солидная. Корреспонденты, как назойливые мушки, облепили съемочную площадку и все рассказывали, рассказывали, рассказывали, какой гениальный фильм снимает Павел Чухрай, как Богдан Ступка выполняет сложные трюки без дублера, самолично выпадая из машины, летящей в пропасть, и какая вообще атмосфера царит на съемочной площадке, где творится коктейль из мелодрамы и криминальной драмы — самых любимых нашим народом жанров.
Интересно, конечно, знать, в каком люксовом гостиничном номере Севастополя жил Павел Чухрай во время
съемок «Водителя для Веры», но еще интереснее, каким получился его новый фильм. В принципе, таким же, как и остальные картины Чухрая-младшего. Даже самая его резонансная картина — «Вор» с Владимиром Машковым — не вызвала однозначного восторга. Добротность киноленты не оставляла сомнений, но чего-то очень важного не хватало, и даже тогдашний секс-символ, не покинувший еще к тому времени свою страну харизматичный и обаятельно-бесстыдный Владимир Машков положения не спасал.
В «Водителе для Веры» нет Машкова. Здесь есть примелькавшийся по сериалам Игорь Петренко — артист весьма неплохого типажа, катастрофически положительный герой, парень хоть куда, можно и на поздравительную открытку. Когда надо изображать абстрактное счастье молодости и послевоенной беззаботной жизни, Петренко на месте. Как только надо продемонстрировать актерскую состоятельность и открыть нечто большее, чем то, что написано в сценарии, молодой артист отходит на второй план и оказывается милым, но беспомощным, ходячей, вернее, сидящей за рулем иллюстрацией на тему, что хорошо быть не только генералом, но и генеральским шофером.
Сам генерал Серов это и не роль вовсе, а так, функция функцией. Честный служака, поэтому многим неугодный, «слуга царю, отец солдатам», отец-одиночка для своей дочки. Вполне понятный портрет. А вот роли нет, она просто не написана. Когда роли нет, единственное средство — пригласить Богдана Сильвестровича Ступку, который вам эту роль сделает, поскольку является хорошим актером и даже очень. Нет, можно было бы, допустим, Михаила Александровича Ульянова пригласить, но это уже может не генерал, а маршал получиться, маршал Жуков. Да к тому же Михаил Ульянов постарел, от дел кинематографических почти отошел. А Ступка еще в обойме.
Но и бывший министр украинской культуры не всесилен. В массе интервью, случившихся по поводу «Веры», Ступка восхищался, как хорошо работалось ему рядом с молодыми актерами, сколько он почерпнул, сколько щедро дал взамен им, начинающим. Вот только о том, как тяжело искать черную кошку в темной комнате, тем более, когда ее там нет, — то есть как непросто играть роль при полном ее отсутствии, — Богдан Сильвестрович не распространялся. Понятное дело, промолчать разумнее: в следующий раз могут ведь не пригласить.
Линия мелодраматическая связана прежде всего с дочерью генерала Серова, Верой-хромоножкой в исполнении Алены Бабенко. Вначале наблюдать за ее героиней более или менее интересно, она такая перекошенная, такая обиженная на жизнь, снедаемая одиночеством и желанием любить. Это все играется, «стреляет», так сказать. Вот дальше, когда она «полюбляет» этого самого шофера Витю, — тут актрисе тяжелее. Она просто не очень-то понимает, за какие-такие подвиги ее Вера в шофера втюрилась, — неужели только из-за того, что он в штанах, то есть в галифе? Так один в галифе ей уже левого ребеночка заделал и был таков. Ей что, очень хочется печальный опыт повторить?
Да-да, наша Вера не просто хромая, но и неизвестно от кого беременная, да еще без мамы. Вообще, все эти страсти-мордасти, истошные крики при родах, смакование темы абортов и так далее — странно, что мужчина Чухрай в этих темах купается, прямо как в севастопольском море. Поберег бы наших женщин, которым и так не хватает нашей тактичности.
Пока положительный шофер Витя разрывается между дочкой начальника и девушкой-подавальщицей (впрочем, он и не очень-то разрывается — одну он удовлетворяет духовно, другую — физически), отрицательный помощник генерала в исполнении Андрея Панина плетет сети вокруг своего начальника, интригует с размахом, опутывая всех, к тому же ищет некую абстрактную желтую папочку. Панин переиграл таких подлецов уйму, наблюдать, как он это делает в 155 раз, — не очень интересно. Странно, когда в финале он совершает неожиданно благородный для себя поступок. Странно потому, что такие люди если уж и продают душу дьяволу, то с потрохами — не иначе.
Есть еще один заметный герой в фильме — Севастополь как символ ушедшей белокаменной сталинской эпохи, послевоенной чистоты, особой струнки и подтянутости.
Люблю Севастополь — поэтому удивляюсь, почему Чухрай показал его так мало и неинтересно, банально, как-то боком, не использовав, кажется, и десятой части.
Можно, конечно, рассказывать в интервью, как долго и скрупулезно искали приметы быта того времени, автомобиль, патефон там или конфетную коробку, но коробка не определяет ведь дух времени и дух истории, которую рассказываешь. Старые вещи способны заговорить и заиграть тогда, если люди вдохнут в них новую жизнь. Но для этого надо, чтобы искра Божья жила в главном моторе кинематографического процесса — режиссере. А когда все правильно, все выверено, все ученически прилежно — и только-то, история из старого времени вряд ли способна взволновать сегодня. Заплакали какие две родственницы режиссера в зале, утерлись платочками? Этого явно недостаточно.
Стиль ретро замечателен, если позволяет понять что-то очень важное в сегодняшнем дне. Если же это просто «музей», он мало кому нужен. И навязчивое изображение красивого солдата с младенцем на руках никого уже потрясти не может. Мы и памятник в Трептов-парке неоднократно видели, а телефильм «17 мгновений весны», где целых два младенца, которых где только не мотыляют, даже в канализационном люке прячут, и вовсе наизусть знаем. Так что надо какие-то более свежие ходы искать — в сценарии, режиссуре, актерах. Как Чухрай-папа нашел когда-то свою славу в огромных отчаянных глазах Вероники — Татьяны Самойловой, в таланте оператора Урусевского, снявшего кружение березок в предсмертном вальсе перед глазами Бориса — А. Баталова. И получились «Летят журавли».
А у Чухрая-сына никто и никуда не летит в творческом смысле, разве что только машина в пропасть.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Курултай — открытие политического сезона в Крыму

[1K] Политика :: Курултай — открытие 
политического сезона в Крыму 10 сентября в Симферополе пройдет очередной курултай (национальный съезд) крымских татар, который должен будет дать ответ на главный вопрос — за кого они будут голосовать на президентских выборах.

За Ющенко, но не против власти

Владимир Александренко: «Большинство культовых зданий в Симферополе построено незаконно»

[1K] Соцзащита :: Владимир Александренко: «Большинство культовых зданий в Симферополе построено незаконно» Симферополь строится. Этого почти не чувствуют те, кто десятилетиями стоит в очереди на жилье. Тем не менее ежегодно заселяется 4 — 5 многоэтажек, и от 40 до 50 тысяч квадратных метров жилья возводят частники. О том, как построить дом,...

Поезда пойдут через Керченский пролив в ноябре

[1K] Инфраструктура :: Поезда пойдут через 
Керченский пролив в ноябре Примерно через два месяца откроется керченская железнодорожная паромная переправа. Она прекратила свое существование еще в 80-х годах, отслужив почти тридцать лет. Потом ее объявили устаревшей и убыточной, а с развалом СССР и вовсе забросили. С...

Контактные линзы: кому плюсы, а кому и минусы

[1K] Здоровье :: Контактные линзы: 
кому плюсы, а кому и минусы Многие, наверное, уже заметили, что в последние годы очкариков на улицах стало заметно меньше. Конечно, это не значит, что у людей исчезают проблемы со зрением. Просто все больше и больше слабовидящих предпочитают контактные линзы. И...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Коптим рыбу, мясо, птицу, сало прямо на даче
  • Диагностика: какое лицо — такое и здоровье
  • Укроп выведет желчь
  • Галина Михайлова: «Минздрав Украины за полгода не проверил ни одной частной клиники в Крыму»
  • Арбузные корки против гипертонии
  • Чарли Чаплин футбола
  • Решили завести кроликов?
  • Подсолнух от шпор
  • Когда б вы знали, из какого яда растут грибы…
  • Артриты: от медовых компрессов до тыквенного молока
  • Гипертонию можно прочитать по глазам
  • Долгое эхо переименований
  • По язве — спиртом и коньяком
  • «Некоронованный король» Сибири
  • Море кишит опасными бактериями
  • ...
     
    читательский топ
     
     
    Новости партнеров
     
     
    Яндекс.Метрика