Категории
 
архив
 
36 < 37 > 38



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Приднестровье: вторая рельсовая война

/ЕКАТЕРИНА КУБОВСКАЯ /

[1K] Политика :: Приднестровье: вторая рельсовая войнаНовый виток конфликта разгорается в Приднестровье. Власти непризнанной Приднепровской Молдавской Республики (ПМР) полностью заблокировали железнодорожное сообщение с Молдовой с помощью установленных на рельсах в городе Бендеры бетонных заграждений. В ответ Молдова приняла решение с
3 августа пустить грузовые и пассажирские поезда на Кишинев в обход этой территории Приднестровья.

Латиница или кириллица

В основе нового обострения отношений лежит языковая проблема. 15 июля администрация Приднестровья приняла решение о закрытии на своей территории молдавских школ, ведущих обучение на латинской графике. В настоящее время уже закрыты шесть из восьми таких школ, и бесконфликтным этот процесс не назовешь. В лицее города Бендеры забаррикадировалось более 150 педагогов, учащихся и их родителей, которые пытаются не допустить его закрытия.
С 1940 по 1989 годы алфавит молдавского языка функционировал на основе кириллицы, а к моменту развала СССР было принято решение о его переводе на латинскую графику. В результате в Приднестровье существовали два типа школ: в одних преподают по местным, фактически российским, программам и учат писать на кириллице. В других — пишут латиницей и обучают по программе средних учебных заведений Молдовы. Их-то и закрыли власти Приднестровья — якобы из-за просроченных образовательных лицензий. В министерстве просвещения ПМР говорят, что директора школ неоднократно предупреждались о необходимости продлении их срока, но те не реагировали. В свою очередь, в парламенте Молдовы считают, что руководители учебных заведений действовали правильно: школы зарегистрированы в министерстве просвещения страны, а Приднестровье — территория Молдовы.

Обмен экономическими ударами

1 августа в ответ на «школьную атаку» Молдова начала экономическую блокаду своего восточного региона. Президент страны Владимир Воронин назвал предпринятые по его инициативе меры «адекватной реакцией» на действия сепаратистских властей. В тот же день в Тирасполе состоялось экстренное заседание Совета безопасности непризнанной республики, на котором было решено «держать удар». И сразу же — чтобы Кишинев не расслаблялся — в приднестровском городе Рыбница был задержан «до выяснения обстоятельств» молдавский железнодорожный состав. В ответ на эти действия молдавские железнодорожники не пропустили четыре поезда, идущих в Приднестровье. И началось.
Гендиректору госпредприятия «Железные дороги Молдовы» Мирону Гагаузу не удалось договориться с коллегами из Приднестровья об ограничении блокадных мер. Во вторник он побывал в Тирасполе, но не смог ничего сделать для обеспечения «зеленого коридора» хотя бы для поездов, связывающих Кишинев c Москвой, Киевом, Санкт-Петербургом, а также для составов Москва — София, Москва — Варна и др. В результате было принято решение пустить эти поезда в обход Приднестровья — через станцию Окница на севере Молдовы. Однако пропускная способность Окницы значительно ниже, и теперь длительные заторы поездов просто неизбежны. Мирон Гагауз отметил, что, если приднестровские таможенники будут упорствовать в своих действиях, руководство возглавляемого им предприятия распорядится о том, чтобы вернуть четыре задержанных состава обратно в Украину.
Молдова и Приднестровье пошли еще дальше. С 1 августа Кишинев отменил все льготы для экономических агентов Приднестровья, прекратил выдачу этим предприятиям сертификатов о происхождении товаров и перестал оформлять эти товары на экспорт. В столице Молдовы заявили, что принятые меры по приостановке таможенного оформления товаров из Приднестровского региона, а также прекращение выдачи сертификатов — это не блокада и не экономические санкции, а отмена льгот, которые ранее были установлены для экономических агентов этого региона.

Дело прочно, когда под ним струится кровь?

Некоторые общественные организации Приднестровья уже выступили с призывом «стоять до конца». Они призывают граждан «вооружаться и готовиться к худшему». Чем заканчивается следование таким призывам, знают все. Экономический конфликт превращается в кровопролитие.
Надо заметить, что перекрытие железнодорожных путей — давно используемая сепаратистами Приднестровья мера для давления на власти Молдовы. В 1995 году молдавские спецслужбы арестовали лидера Приднестровья Игоря Смирнова и поместили его в кишиневскую тюрьму. Но после того как жители Бендер в буквальном смысле слова сели на рельсы и Кишинев оказался отрезанным от российского и украинского рынков, Смирнова пришлось освободить.
У приднестровцев в запасе есть немало и других действенных средств, кроме рельсовой войны. В частности, газовая и электрическая. Дело в том, что задвижка на газпромовской трубе, идущей в Молдову, находится на территории Приднестровья. Здесь же и молдавская ГРЭС, которая подает электроэнергию в Кишинев. Этим в свое время успешно пользовались в Тирасполе. В результате в 1992 году жителям столицы пришлось долгое время сидеть без света и готовить пищу на кострах. Как сообщают «Новые известия» со ссылкой на источник в Тирасполе, приднестровские власти готовы повторить пройденное, если Кишинев не откажется от силового давления на регион.

Украина старается смягчить удар

Все эти события не могут не беспокоить Украину, на границе которой вновь грозит разгореться локаль-
ный конфликт. Киев предпринимает экстренные меры для нормализации ситуации на украинско-молдавской границе. Правительство Украины поручило своему Министерству транспорта обеспечить движение внутренних пассажирских и грузовых поездов, привычные маршруты которых местами проходили по территории Молдовы в Приднестровье, по обходным маршрутам по территории Украины. Первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров заявил, что это поручение уже выполняется.
На пресс-конференции в Киеве во вторник, комментируя сложную обстановку, сложившуюся на украинско-молдавской границе, он сообщил, что одновременно Киев проводит переговоры с конфликтующими сторонами, чтобы нормализовать ситуацию.
Николай Азаров подчеркнул, что в результате конфликта между Кишиневом и Тирасполем страдают неповинные люди, приостановлено грузовое сообщение.
В Государственной таможенной службе страны сообщили, что со стороны украинской таможни никаких ограничений в связи с обострением ситуации нет. «Что касается таможенного оформления, принято решение впускать и выпускать грузы без задержек как из Приднестровья (даже без наличия отметок молдавской таможни), так и с украинской стороны», — подчеркнули в руководстве таможенной службы.
Беспокойные соседи довольно часто портят кровь жителям украинских районов, граничащих с Приднестровьем. В свое время этот «мятежный» регион любили сравнивать с Крымом, прогнозируя, что полуостров пойдет по пути Тирасполя. К счастью, эти прогнозы не оправдались, иначе и наши поезда сейчас стояли бы в тупике. И не только в метафорическом смысле этого слова.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Политика:

 

Танцы до упаду. До упаду в самую пропасть

[1K] Телемир :: Танцы до упаду. До упаду в самую пропасть Крымские актеры нежданно-негаданно для самих себя прорвались на столичный рынок

Чуть не прослезился, увидев совершенно случайно по РЕН ТВ лица хорошо известных крымских актеров. «Наши!» — хотелось закричать, и я что-то подобное...

Здоровый сон сокращает рабочий день

[1K] Здоровье :: Здоровый сон 
сокращает рабочий день «Его мучила настолько тяжелая бессонница, что он не мог спать даже на работе…» Не помню, кто так пошутил, но высказывание оказалось весьма актуальным для сегодняшнего дня. В результате тщательного опроса эксперты компании Jobline установили, что...

Наши моряки уходят из Севастополя

[1K] Политика :: Наши моряки уходят из Севастополя Украинский флот вскоре покинет место своей дислокации. Уже в первой половине августа из Стрелецкой бухты в Севастополе в район Новоозерного, что за 140 км от нынешнего места расположения, будут перебазированы корабли крупнейшего соединения ВМС...

Карлос Луи де Фюнес как зеркало мировой кинокомедии

[1K] Звездопад :: Карлос Луи де Фюнес 
как зеркало мировой кинокомедии Поймал себя на том, что думаю о нем, как о нашем артисте, российском ли, украинском — неважно. Наверное, это правильно, потому что так оно и есть на самом деле. Фильмы с его участием у нас смотрят с таким же постоянством и любовью, как комедии...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Варим варенье: правила, способы, секреты
  • Смышленый Дон Сева Могилевич
  • Ключ от носового кровотечения
  • Последние «лунатики» поселка Школьное
  • Больничные листы останутся неоплаченными?
  • Один день крымского курортно-криминального лета
  • «Была девушка с персиками, а теперь — с пирсингом»
  • Выбирайте брокколи
  • Профессия — разведчик
  • Ушел еще один герой украинского Голливуда
  • Как научиться быть счастливым и здоровым
  • Железодефицит — предвестник анемии
  • Домогаров весь в меду, как Винни-Пух
  • Этой умной маленькой женщине подчинялся сам Штирлиц
  • Тимур и его команда отправились в ночное. C актером Константином Хабенским
  •  
    Яндекс.Метрика