Категории
 
архив
 
358 < 359 > 360



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Бензин А-95 в 2011 году подорожает до 10 гривен за литр?

/ОЛЬГА ФАЛЕЙ/

[1K] Инфраструктура :: Бензин А-95 в 2011 году подорожает до 10 гривен за литр?В стране накаляются страсти вокруг бензина. По одну сторону баррикад традиционно автомобилисты, карманы которых нещадно опустошает стремительно дорожающий с прошлого года бензин, по другую — те, кто этим бензином торгует. Но и этот лагерь, оказывается, не монолитен, а расколот на две части правительственной идеей ввести пошлины на ввоз импортного бензина. Впрочем, отечественный или импортный, а дешеветь бензин в обозримом будущем не собирается.

Беспредельные цены

Ростом цен в Украине уже никого не шокируешь — это только правительство полагает, что в стране все в порядке, а народ приходит в ужас оттого, с какой скоростью меняются (естественно, в сторону увеличения) ценники на товарах и продуктах. И бензин не исключение. Давайте сравним: в середине 2009 г. литр А-80 продавали на полуострове в среднем по 7,11 грн., а в начале 2011 г. по 8,2 грн., А-92 подорожал с 2009 г. с 7,51 грн./л до 8,40 грн./л, А-95 соответственно с 7,81 грн./л до 8,80 грн./л, дизтопливо в 2009 г. стоило 6,41 грн./л, а нынче 8,15 грн./л. Особенно активно машинное топливо дорожало в конце прошлого года, что не осталось незамеченным Антимонопольным комитетом Украины. В конце января он собирается вынести решение по этому делу и грозит основным операторам рынка применить к ним штрафные санкции — до 10% годового дохода каждого, что составляет от 300 млн. грн. до 900 млн. грн., сообщила пресс-служба АМКУ.
Операторы с антимонопольщиками, конечно же, не согласны и называют подорожание объективным, приводя в качестве аргумента традиционные доводы о том, что на мировых рынках растет в цене нефть, подталкивая вверх стоимость импортного бензина; о том, что с 1 января 2011 года в Украине повышен в среднем на 40% акциз на бензин и дизтопливо. «Наш анализ показывает, что стоимость топлива идет с динамикой оптовых цен, а оптовые цены идут соответственно с динамикой мировых цен с учетом нового круглогодичного акцизного сбора, — говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Если в Антимонопольном комитете считают иначе, то они должны провести анализ и по итогам что-то сказать».
Что скажут антимонопольщики, пока неизвестно, не исключено, что, как уже было, попугают штрафами и признают, что операторы были правы. Но, похоже, это расследование имеет не только цель снизить стоимость машинного топлива, но и еще одну — отвлечь внимание операторов рынка от готовящегося ввода пошлины на импорт бензина, против чего они рьяно протестуют.

Производители или торговцы?

Идея введения пошлин на импортные нефтепродукты независимо от страны происхождения в размере EUR130 на тонне на бензин и EUR80 — на дизтопливо, родилась в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины. Чиновники считают, что такие заградительные инструменты сократят импорт и тем самым поддержат отечественных производителей, которые, по их собственным данным, могут попросту остановиться из-за наплыва иностранного бензина. Кроме этого, чиновники считают, что более льготные условия для отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств. Кстати, с просьбой ввести пошлины обратились именно руководители 6 украинских НПЗ, вероятно, почувствовав, что не смогут выжить в условиях ужесточающейся конкуренции. По информации «ЛигаБизнесинформ», Россия, Беларусь и Казахстан, проводящие политику протекционизма в отношении национальных нефтеперерабатывающих отраслей и имеющие преференции при покупке российской нефти в рамках таможенного союза, завоевали долю в 68,4% в структуре импорта нефтепродуктов в Украине (хотя, по данным консалтинговой группы «А-95», доля украинских нефтепродуктов на рынке бензина — 60%, дизтоплива — 59,5%, соответственно импортные поставки составили около 40%). Поэтому украинские чиновники от ТЭК испугались потери внутреннего производителя, после чего страна останется наедине с импортом.
По другую сторону от чиновников оказались операторы рынка. На их взгляд, разрушение диверсифицированной системы поставок нефтепродуктов в Украину, которое вызовет введение заградительных пошлин, ничего хорошего не принесет. И в первую очередь потому, что появится зависимость от нескольких владельцев НПЗ, которые будут диктовать свою ценовую политику и манипулировать рынком. «Сегодня поставки идут из Литвы, Беларуси, России, Румынии, Польши, Казахстана и даже из Туркменистана, на долю которых суммарно приходится 40% украинского рынка, — говорит Куюн. — В сумме с 60-процентной долей украинских производителей наш рынок является конкурентным и гарантирует объективное ценообразование в любой момент. Введение пошлины разрушит эту устойчивую рыночную конструкцию». Кстати, обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины выразили и посольства Литвы, Румынии и Польши, которые поставляют бензин на украинский рынок. Против ввода пошлины, если верить «Объединению операторов рынка нефтепродуктов Украины», выступает даже Минфин Украины, подсчитавший, что в результате реализации этой идеи украинский бюджет недополучит порядка 13 млрд. грн. Поэтому чтобы прийти к согласию, чиновники начали специальное расследование, по результатам которого будет принято окончательное решение о вводе или не вводе пошлин.

Пошлины подстегнут инфляцию

Ну а пока чиновники практикуются в расследовании, эксперты упражняются в прогнозировании. И прогнозы у них неутешительные. «В случае введения импортной таможенной пошлины средняя цена продажи литра А-95 может повыситься на 8,5% к текущему уровню, — считает руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко. — Стоимость дизтоплива вырастет на 8,2%. Удорожание бензина приведет к более высоким темпам роста стоимости продуктов питания в Украине, потому что в их себестоимости заложены в том числе и транспортные расходы». В 2010 году рост стоимости бензина составил 13,6%, продуктов питания — 10,6%. В текущем бензин, вероятно, подорожает на 12 — 14%, что будет поддерживать высокие темпы роста цен на продукты питания.
Кроме этого, ввод пошлин спровоцирует пропорциональный рост цен на нефтепродукты не только импортного, но и отечественного производства, потому что украинские НПЗ не в состоянии удовлетворить спрос на внутреннем рынке, говорит гендиректор Shell Retail Ukraine Вильям Козик, то есть по потребителям будет нанесен серьезный удар. Есть и еще один аспект. «Если пошлины на импорт будут введены, правительство начнет оказывать давление, чтобы сети АЗС не поднимали цены в розницу, тогда с рынка практически будут вытеснены около 4 тыс. независимых заправок — это станции, торгующие только на розничной марже. Ведь розничная маржа может очень сильно сократиться, даже прийти к нулю», — считает он. При этом НПЗ смогут не только сохранить маржу, но и увеличить ее.
И вся эта свистопляска не в самых благоприятных условиях — когда нефть в мире дорожает, и, скорее всего, цена вернется на уровень $100/баррель, когда повышение акциза на нефтепродукты в 2011 году подняло стоимость на 40%. Если прибавить к этому еще расходы на уплату пошлины, получается, что цена А-95 может подняться до 10 грн./л, дизтоплива — превысить 9 грн./л, а то и вовсе достичь европейского уровня — 1 евро/л, говорят аналитики. Параллельно нужно ожидать ухудшения качества бензина и ДТ из-за сокращения высококачественного импорта, ведь продукция отечественных НПЗ хорошим качеством не отличается. При этом никто не даст гарантии, что отечественные производства начнут модернизацию. «Государство шло навстречу владельцам НПЗ с первого дня, продав заводы за копейки и рассчитывая на их модернизацию. Прошло 10 лет, и мы по-прежнему имеем старые НПЗ с низкой глубиной переработки и новые требования о создании для них тепличных условий, — заявил президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Доходы нефтяных компаний России сопоставимы с бюджетом Украины, так почему за модернизацию их заводов должен фактически заплатить украинский потребитель топлива?»
А действительно, почему?

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Инфраструктура:

 

Патент на деревню Гадюкино

[1K] Среда обитания :: Патент на деревню Гадюкино Общество потребления

Патентное право, история которого насчитывает уже более 500 лет, обеспечило бурное развитие промышленности и предпринимательства, однако сейчас оно представляет для человечества немалую угрозу. Под предлогом...

Юным «актерам» детского порно грозит опасность?

[1K] Криминал :: Юным «актерам» детского порно грозит опасность? В прошлом номере газеты мы рассказали о том, что киностудия Azov Films cнимает на полуострове фильмы с голыми мальчишками. Наше журналистское расследование показало, что режиссером, по крайней мере, пяти таких фильмов является довольно известный...

Народная звезда Асана Билялова

[1K] Жизнь :: Народная звезда Асана Билялова Симферополец проходил кастинги нескольких телепроектов, но его считали «неформатом»

Случается, что путь в сто метров по улице у Асана Билялова занимает добрых полчаса: его то и дело останавливают, просят автограф, разрешение...

Каждой деревне — свой флаг и герб

[1K] Соцзащита :: Каждой деревне — свой флаг и герб В числе «буржуазного мусора», сметенного революцией 1917 года, оказалась и геральдика. Тогда заодно с людьми — владельцами титулов и гербов — потеряли свою символику города, считалось, что для всех достаточно красного флага и звезды. Правда, в...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Крымского премьера Василия Джарты добивают свои
  • Кто снимал фильмы о голых крымских мальчиках?
  • Госакт без кадастрового номера нужно зарегистрировать
  • Гасите свет! Электричество становится роскошью
  • Пенсионную реформу отправили в народ
  • Владимир Яцуба: «Я буду тянуть этот воз вместе с крымской властью»
  • Бабушка-мошенница, помешанная на игре в казино
  • Много сериалов хороших и разных
  • Фаст-фуд состарит на 20 лет
  • Чтобы не платить штрафы, нужно задекларировать… взятки
  • Симоненко не признал Штепу
  • Партия власти готовит Армагеддон для политических статистов
  • От пива не толстеют?
  • Как найти работу после сорока
  • Задержан преподаватель-педофил
  •  
    Яндекс.Метрика