Категории
 
архив
 
334 < 335 > 336



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Украину «зальют» дорогим бензином низкого качества?

/ОЛЬГА ФАЛЕЙ/

[1K] Инфраструктура :: Украину «зальют» дорогим бензином низкого качества?С 1 января 2011 г. все украинские НПЗ должны были поднять качество производимых ими нефтепродуктов с нынешнего стандарта «евро-2» до «евро-4» и «евро-5». Такое обязательство взяла на себя Украина еще в 2005 г., подписав с ЕС меморандум о взаимопонимании
и сотрудничестве в сфере энергетики, подтвердила его и при вступлении в ВТО, намереваясь продублировать при подписании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Но как выяснилось, из семи украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) готовы перейти на выпуск евробензина лишь одесский, кременчугский и лисичанский. И власть (о, чудо!) услышала остальных производителей, решив отложить введение новых стандартов качества еще на год. В ответ на это эксперты рынка в унисон заговорили о печальных последствиях такой щедрости.

Поддержим отечественного производителя

Как любой человек без труда отличит шоколадную конфету от соевой, так и автомобиль, имей он право выбора, наверняка бы отдал предпочтение импортному бензину, потому что он хоть и дороже отечественного, но качественнее. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в последние годы и отечественное машинное топливо стало на порядок лучше того, на котором приходилось ездить десяток лет назад. А могло бы стать еще качественнее, перейди с будущего года украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на новые стандарты выпускаемой продукции. Но этого, по всей видимости, не случится.
Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «Масма» заявил о неготовности к переходу на стандарт качества нефтепродуктов «евро-4» вплоть до 2012 г. И в профильном министерстве решили отложить введение норм — замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин заявил, что подготовка документации для перехода на стандарты топлива «евро-4» займет год. То есть о введении их с 2011 г. речи быть не может. А стимулировать отечественную нефтепереработку собирались с помощью пошлины на импорт.
Как объяснил «1К» министр топлива и энергетики Крыма Виктор Плакида, эти меры — попытка защитить отечественного производителя, сохранив в стране рабочие места и оставив налоги. «Это период времени, который хочется дать украинским НПЗ независимо от того, кому они принадлежат, чтобы поддержать их, — говорит он. — Хотя все мы знаем, что чрезмерные усилия в защите собственного производителя имеют разные последствия. Например, в 70-е годы Америка призвала граждан приобретать только собственные автомобили. Но «Форд» от этого навсегда проиграл в качестве, а в лидеры вышли японцы. Поэтому главный принцип конкуренции всегда должен присутствовать». Тогда соотношение «цена — качество» будет не пустым звуком. «Что касается крымского рынка, который отличается увеличением цен на бензин в курортный сезон, наверное, было бы правильно, чтобы к качеству бензина не было претензий, ведь посещают Крым автотуристы, имеющие дорогие автомобили, — говорит он. — Поэтому нашей задачей мы видели бы диверсификацию ценового и качественного показателей этого вида топлива. Был период, когда мы получали бензин только из-за рубежа, и это давало гарантию качества. Сейчас рынок сориентирован на внутренних производителей, у которых есть определенные проблемы: один встал на ремонт в самый неподходящий момент, другой имеет старые технологии, третий вообще дышит на ладан, — в такой ситуации сложно. Хотя рынок не пустует. Но нам бы хотелось, чтобы был сбалансирован уровень цен и на импортное топливо, и на отечественное, тогда можно говорить о качестве». Но этого отечественным автомобилистам придется подождать.

Плачевные последствия

Хотя казалось бы, что такое год, ведь больше ждали… Ан нет, общественные организации и эксперты рынка нефтепродуктов бьют тревогу, считая, что вводить новые нормы качества нужно как можно скорее. «Внедрение импортной пошлины одновременно с сохранением старых стандартов качества приведет к дальнейшему увеличению доли некачественного и фальсифицированного топлива на рынке с одновременным его удорожанием прямо пропорционально размеру пошлины», — заявил президент «Комитета защиты потребителей нефтепродуктов» Андрей Пасишник. По его расчетам, если исходить из обсуждаемых в Минтопэнерго ставок импортных пошлин на уровне 60 — 120 евро/т, то бензин подорожает на 0,6 — 1,20 грн./литр. А качество его станет только хуже, потому что в Украину хлынет нереализованный низкокачественный бензин из-за рубежа. «Продление старых стандартов качества нефтепродуктов заключается в растущей привлекательности Украины как страны для утилизации и поставок неликвидной продукции, — считает руководитель международной благотворительной организации «Информационный центр «Зеленое досье» Тамара Малькова. — Везде стандарты качества ужесточают, а Украина стоит на месте. Утилизация некачественной продукции за рубежом стоит очень дорого, поэтому наша страна выглядит весьма привлекательно как направление утилизации отходов».
И что самое главное, защитить такими методами отечественных производителей все равно не получится, считают эксперты. «Импортная пошлина и разрешение выпускать топливо по устаревшим стандартам не обеспечат увеличение загрузки украинских заводов, как считают в Минтопэнерго, — уверен директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. — Лисичанский НПЗ загружен на 100%, мощность одесского НПЗ минимальна, у шебелинского ГПЗ нет больше сырья, западноукраинские НПЗ настолько устарели, что не вмещаются даже в стандарты «евро-2». Теоретически может нарастить производство только «Укртатнафта», однако проблема низкой загрузки на протяжении последних лет связана не с низкой эффективностью этого завода, а с рейдерским захватом, вследствие чего остановлены поставки нефти из России.
Кроме этого, одной из главных проблем украинских НПЗ является демпинг поставщиков белорусских и казахстанских нефтепродуктов, который приводит к низкой рентабельности нефтепереработки в Украине. Большая часть российской нефти, перерабатываемой в Беларуси и Казахстане, не облагается пошлиной, на экспорт нефтепродуктов в Украину пошлины также отсутствуют, что создает неравные условия и позволяет экспортерам из этих стран демпинговать на украинском рынке. А еще продолжает процветать нездоровая конкуренция внутри страны.
Есть у проблемы еще одна сторона — низкое качество топлива препятствует развитию автомобильного бизнеса в Украине, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВАИД) Олег Назаренко. «Широкий ряд марок автомобилей не импортируются в Украину по причине низкого качества топлива», — говорится в пресс-релизе организации. А те автомашины, которые реализуются в нашей стране, быстро выходят из строя из-за некачественного топлива. Даже если автовладельцы знают, что нужно заливать А-95, не каждый сообразит, что он должен быть стандарта «евро-4», а не отечественного «евро-2», иначе техника быстро выходит из строя. И большой вопрос, где его взять.
Поэтому представители упомянутых организаций считают, что в такой ситуации государству необходимо ввести плавающую шкалу налогообложения бензина и дизтоплива (по принципу «выше качество — ниже налог»), возобновить контроль качества в сети сбыта и принять законы, позволяющие НПЗ оптимизировать затраты на модернизацию производств, а не убивать модернизацию на корню.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Инфраструктура:

 

Мэры спешат обручиться с властью

[1K] Политика :: Мэры спешат обручиться с властью «Регионала» Таряника исключили из партии за поддержку Умерова

У крымской власти в самом разгаре политические смотрины. Действующие мэры спешат заручиться поддержкой Партии регионов, а она не торопится выдавать им кредиты доверия....

Это вам не Бондарчук, а эпопея Толстого по-американски

[1K] Телемир :: Это вам не Бондарчук, а эпопея Толстого по-американски Телеканал «Интер» вдруг взял и показал нам недавнюю американскую экранизацию романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Посмотреть данное зрелище — значит рискнуть. Надо ли напоминать, что происходит, когда американцы начинают изображать наших...

Раком заболевают все больше крымчан, но погибать от него стали чуть реже

[1K] Соцзащита :: Раком заболевают все больше крымчан, но погибать от него стали чуть реже Почему-то каждый из нас думает, что именно его обойдет эта участь. Хотя вряд ли найдется хоть один человек, у которого нет родственника или знакомого, лечившегося от онкопатологии. Ежегодно количество вновь заболевших увеличивается на 2 — 3%, в...

От активного солнца не спасают ни тень, ни облака

[1K] Здоровье :: От активного солнца не спасают ни тень, ни облака Разгар пляжного сезона. Мы снова жаримся на солнышке, стараясь ухватить побольше пользы и загара, стараясь не думать о том, что, кроме положительных эмоций и заряда бодрости, можем заполучить и серьезные проблемы. А ведь, по некоторым данным, этим...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • В Крыму попахивает убийством питерского авторитета?
  • Газовые субсидии обмана
  • Незваные гости с горячим кавказским приветом
  • Имперский мэр
  • Янукович звал Джемилева стать «тушкой»
  • Меджлис и Администрация президента соревнуются в абсурде
  • Если в доме поселился замечательный сосед
  • «Русское единство» в «Авангарде»
  • К морской воде через... труп
  • «Честный» квартирант
  • Крым переезжает в Интернет
  • «Залечивал душевные раны» изнасилованиями
  • Социалистов возглавил человек Франчука, а Куницына сватают в ХДС
  • Поцелуй медузы
  • Пусть эти женщины оставят нас в покое
  •  
    Яндекс.Метрика