Категории
 
архив
 
333 < 334 > 335



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Запретная живопись

/ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН/

[1K] Среда обитания :: Запретная живописьРукописи не горят

На протяжении веков предпринимались многочисленные попытки приструнить художников, изображавших на своих полотнах невесть что. Кажется, были перепробованы все способы, вплоть до сжигания картин, но ограничить изобразительное искусство строгими рамками не удалось.

На днях завершился судебный процесс над организаторами выставки «Запретное искусство», которая состоялась в марте 2007 года в музее имени Андрея Сахарова в Москве. Таганский суд признал организаторов выставки Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева виновными в разжигании межрелигиозной розни.

Искусство через отверстие в стене

Общественность восприняла решение суда с негодованием. Возмущенные сторонники Ерофеева и Самодурова скандировали: «Позор!» Инициаторы процесса — представители православной общественной организации «Народный собор» также кричали: «Позор!», считая приговор суда слишком мягким — искусствоведы приговорены к штрафу, хотя обвинение требовало изолировать их от общества на продолжительное время.
В сущности, правы обе стороны. На выставке «Запретное искусство» действительно демонстрировались экспонаты, способные оскорбить чувства верующих. Так, например, композиция Вагрича Бахчаняна представляла собой распятие, на котором лик Христа был закрыт орденом Ленина. Однако на дверях музея Сахарова висело объявление о том, что детям и лицам с неуравновешенной психикой посещение выставки не рекомендуется. Более того, экспонаты были закрыты фальшстеной — чтобы их рассмотреть, посетители должны были заглянуть в отверстия, просверленные в этой стене.
На суде организаторы выставки искренне недоумевали по поводу того, что заставило верующих, которые, как сказано в решении суда, «подверглись психотравматическому воздействию и перенесли нравственные страдания», с маниакальной настойчивостью заглядывать в эти отверстия.
А кстати, почему верующие предъявили претензии к организаторам выставки, а не к авторам вызывающих экспонатов? Видимо, потому, что это дело неблагодарное. Давно замечено — достаточно слегка задеть художника, чтобы публика проявила к его творчеству неподдельный интерес.

Непристойная история

В 1541 году Папа Римский Павел IV счел фреску Микеланджело Буонаротти «Страшный суд» в Сикстинской капелле безнравственной, так как все персонажи на ней были обнажены. Папа приказал художнику прикрыть наготу своих героев, на что Микеланджело сказал: «Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». В результате «одевал» фреску живописец Даниеле да Вольтера, за что и попал в историю под кличкой Брачетоне, что означает «оштаненный».
А вот другой пример, уже из отечественной истории. В 1885 году Илья Репин написал картину «Иван Грозный убивает своего сына». Сразу после того как она была выставлена, обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев направил донос Александру III. Император издал высочайшее распоряжение не только снять картину с выставки в Москве, в галерее Третьякова, но и запретить «распространение ее в публике какими-либо другими способами». Правда, в том же году запрет на показ картины был снят, и даже равнодушная к живописи публика буквально повалила толпами, чтобы взглянуть на полотно, тем более что распространились слухи, будто всякий, кто ее увидит, падает замертво.

Бой голубой траве

Самый впечатляющий результат запрета художественных произведений был продемонстрирован в фашистской Германии. В 1936 году Адольф Гитлер поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств, проф. Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была очистить добрую сотню музеев Германии от произведений «вырождающегося искусства». Комиссия, а также гестапо обязаны были руководствоваться указанием фюрера: «Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации».
В результате напряженной работы из музеев были изъяты полотна 112 художников. Всего в спецхранилища были отправлены свыше 20 тысяч картин.
В 1933 году Геббельсу пришла в голову мысль продемонстрировать эти картины германскому народу. В Мангейме открылась тематическая выставка под названием «Большевизм в культуре», в Нюрнберге была открыта экспозиция «Камера ужасов в искусстве», в Дрездене выставка именовалась просто и понятно — «Искусство на службе разложения». Народ на эти выставки валом валил. Так, например, экспозицию «Дегенеративное искусство» в Мюнхене за год посмотрели около трех миллионов человек. Выставку посетили даже те, кто в музее не был никогда в жизни.
Спустя год до Геббельса дошло, что демонстрация произведений «дегенеративного искусства» дает обратный эффект. Экспозиции прикрыли, картины сожгли, а художников отправили в концлагеря.
Однако создать истинно арийское искусство так и не удалось. Даже на самых идеологически выдержанных картинах нет-нет да и проглядывала голубая травка.

«Мы им предоставим работу на лесозаготовках»

В Советской России дела шли куда более успешно, может быть, потому что Сталин, в отличие от Гитлера, не считал себя знатоком живописи. Он лишь однажды в 1928 году посетил художественную выставку, написав в книге отзывов: «В общем, по-моему, хорошо».
В СССР упор был сделан не на запрет картин, а на поощрение тех художников, которые неукоснительно следовали принципу социалистического реализма. А что такое, с точки зрения большевиков, реализм? Вот как это сформулировал Демьян Бедный:
В светотенях не смыслю,
увы, ни аза,
Знаю только: вот это
смотреть мне приятно,
А вот это мне режет глаза.
Иными словами, изобразительное искусство должно было радовать глаз и быть понятным широким слоям трудящихся. Но и это еще не все — реализм должен быть социалистическим, то есть художники должны звать народ к новым трудовым свершениям.
Первыми сообразили, что к чему, члены Ассоциации художников революционной России (АХРР). На их картинах можно было увидеть доярок, сталеваров, строителей и, конечно, большевистских вождей. Владимир Маяковский в связи с этим негодовал:
Большущее имя взяли — АХРР, а чешут ответственным пятки.
В 1947 году была создана Академия художеств СССР, причем Сталин лично назначил первых академиков. Этих увенчанных премиями, орденами и медалями корифеев советского изобразительного искусства в ту пору знали все от мала до велика. Другие художники, как, например, ученик двух Константинов — Юона и Коровина, один из основателей легендарного объединения «Бубновый валет» Роберт Фальк, у которого рука не поднималась рисовать парадные портреты вождей, пребывали в безвестности. Так бы все и продолжалось, если бы 1 декабря 1962 года не произошло событие, которое буквально потрясло изобразительное искусство Страны Советов. К вечеру этого дня вся Москва только и обсуждала новость о том, что председатель Совета министров СССР Никита Хрущев посетил художественную выставку в Манеже и устроил там разнос. Наутро москвичи поспешили в Манеж, но оказалось, что картины, вызвавшие гнев вождя, куда-то увезли и спрятали. Это породило волну слухов и сплетен. Пересмешники, по своему обыкновению, принялись сочинять анекдоты.
Подходит Хрущев к картине:
— А что это за зеленое чудище?
— «Обнаженная» Фалька.
— Обнаженная Валька? Непохожа. А это что за задница с ушами?
— Никита Сергеевич, это зеркало...
Очевидцы рассказывали о том, что произошло, по-разному. По словам участника выставки художника Леонида Рабичева, дело было так: тринадцать молодых художников стоят около своих картин, входит Хрущев со свитой, молчит пару минут, затем громко, с ненавистью говорит: «Говно!» Подумав, добавляет: «Пидарасы!» Стоящий рядом член президиума ЦК КПСС Михаил Суслов кричит: «Задушить!» Прочие члены партийно-правительственной делегации с готовностью подхватывают: «Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!» Другой участник выставки скульптор Эрнст Неизвестный рассказывал еще более захватывающую историю о том, как он взял Хрущева за грудки и доходчиво объяснил ему основы современного искусства.
Лишь спустя много лет выяснилось, как все было в действительности. Судя по стенограмме, Хрущев сказал молодым художникам: «Картина должна вдохновля
ть человека на подвиг ратный, трудовой. А это что? Вот с этим мы пойдем в коммунизм? Это наше знамя? Это вдохновляющее произведение, которое призывает людей к борьбе? Слушайте, вы педерасты или нормальные люди?!» Секретарь ЦК КПСС Александр Шелепин поддакнул: «2600 человек таких типов, из них большинство не работают», на что Хрущев отреагировал: «Дайте нам списки, кто они такие, чем занимаются, и мы им предоставим работу на лесозаготовках или пусть едут за границу, пусть тамошнюю культуру обогащают».

Под гусеницами бульдозера

Наверное, у Хрущева были основания высказать художникам претензии, однако на закате своей жизни он сетовал: «И зачем я только полез во все это. Это же совершенно не мое дело».
Непосредственным итогом скандальной выставки в Манеже явилось то, что обруганные художники, имена которых не были известны широкой общественности, вмиг стали знаменитыми. В кругах советской интеллигенции утвердилось примерно такое мнение: «Коненков, Вучетич, Мухина — это прошлый век. А Эрнст Неизвестный — это современность!»
Вскоре почти всех «формалистов», как их тогда называли, удалось вытурить за рубеж (на лесозаготовки никто из них ехать не согласился), но подрастало новое поколение художников, для которых авторитетами были уже не увенчанные лаврами академики, а Роберт Фальк и Эрнст Неизвестный.
В сентябре 1974 года московские власти повторили ошибку Хрущева. Несколько молодых художников-авангардистов обратились в Моссовет с просьбой разрешить им провести на заброшенном пустыре выставку картин. Им настоятельно рекомендовали не делать этого, но и не запретили. Что бы произошло, если бы выставка состоялась? Ничего особенного, потусовались бы люди и разошлись. Но потусоваться им не дали.
Когда в назначенный день и час художники пришли на пустырь, то оказалось, что там проходит воскресник, — несколько человек в штатском увлеченно сажали деревья, используя поливальную машину и колесный трактор «Беларусь». Художников это не остановило.
Что произошло дальше, в точности неизвестно. Из письма трудящихся-ударников, опубликованного в «Московской правде», следовало, что свора оголтелых хулиганов напала на них, нарушив трудовой ритм воскресника. В то же время аккредитованные в Москве корреспонденты западных изданий сообщили читателям, что неформальная художественная выставка была раздавлена бульдозером. Иностранный читатель содрогнулся, представив себе, как «Катерпиллер» размером с трехэтажный дом размалывает своими гусеницами бедных художников, которые виновны лишь в том, что хотят рисовать лютики-цветочки, а не портреты членов политбюро ЦК КПСС. По всему миру прошли митинги протеста, западные лидеры обвинили СССР в попытке срыва Хельсинкских соглашений о правах человека. Давление было настолько сильным, что через две недели политбюро разрешило провести художественную выставку в Измайловском парке Москвы. Картины «бульдозерной» экспозиции шли нарасхват. А художник, который ухитрился повиснуть на ковше трактора «Беларусь», буквально купался в лучах славы.
Выставка в Измайловском парке существует и поныне. Если вы попросите продавца картин что-нибудь вам порекомендовать, то услышите примерно такой монолог: «Взгляните, эта картина с той самой выставки в Манеже, на которой бесновался Хрущев. А вот это полотно с «бульдозерной» выставки. Его чудом удалось спасти. Эта картина из экспозиции «Осторожно: религия», которая состоялась в 2003 году в музее Сахарова. Слышали, должно быть, какой погром учинили православные фанатики? А эта композиция (тут продавец картин сделает паузу, чтобы вы почувствовали, что перед вами подлинный шедевр) с выставки «Запретное искусство». За одну демонстрацию этого полотна в России срок могут впаять!»
Выходит, все скандальные выставки и запреты свою прямую задачу не выполняют, наоборот, становятся практически рекламными акциями. Сами художники это давно уже поняли и активно пользуются этим. К примеру, в день, когда должен был завершиться судебный процесс по поводу выставки «Запретное искусство», участники арт-группы «Война» запустили в здание Таганского суда… 3500 тараканов, о чем сразу же сообщили многие информагентства.
А что же сами экспонаты, неужели они действительно так ужасны, что оскорбляют чувства верующих? Вовсе нет. В частности, упомянутая выше композиция Вагрича Бахчаняна с распятием, закрытым орденом Ленина, была создана еще в 80-х годах. Она иллюстрировала идею о том, что Россия на протяжении длительного времени поклонялась не Христу, а Ленину, скорее, даже его якобы нетленным мощам, но наступит время, когда и Ленин будет распят. В сущности, так оно и получилось, и Бахчанян здесь совершенно ни при чем. Как говорил великий русский баснописец, «неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

Фото: Хрущев на выставке авангардистов: «Обнаженная Валька? Непохожа»

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Если в доме поселился замечательный сосед

[1K] Соцзащита :: Если в доме поселился замечательный сосед Пытаясь обеспечить себе комфорт, люди пренебрегают правами других жильцов

Ох, как правы японцы, утверждающие, что выбирать нужно не дом, а соседей! К сожалению, именно живущие рядом люди нередко становятся не только источником...

В Крыму ВИЧ-инфицированных детей стали брать в семьи

[1K] Соцзащита :: В Крыму ВИЧ-инфицированных детей стали брать в семьи Тринадцать лет назад в Республиканскую детскую инфекционную больницу привезли крохотного мальчика, растить которого отказалась родившая его женщина. Здесь, конечно, видели немало оставленных на попечение государства младенцев, но этот малыш...

В Крыму попахивает убийством питерского авторитета?

[1K] Криминал :: В Крыму попахивает убийством питерского авторитета? Пока крымский рабочий класс вкалывает за среднюю зарплату в надежде побыстрее пережить кризис, который якобы охватил всю страну, рядом бездарно просаживаются миллионы и миллиарды американских долларов. Сегодня, к примеру, в Крыму «гастролирует»...

Имперский мэр

[1K] Политика :: Имперский мэр Заявления Лужкова о возвращении Севастополя «в лоно России» не более чем попытка «местного» пиара

Деяния Юрия Лужкова лучше всего описывают слова из украинского народного фольклора: «Наша пісня гарна й нова, починаймо її знову». Мэр...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • На Бабенко поставили крест
  • Арестованный майор угрозыска «крышевал» черных риэлтеров
  • Внимание: розыск!
  • Крым все привлекательнее для неорганизованного отдыха
  • Президент не принимает Джемилева
  • Перевод денег за границу: зачем платить больше?
  • Кризис плодит «детей лейтенанта Шмидта»
  • Правительство автономии начало открыто распродавать землю
  • Ночные гости стали насильниками
  • Восьмая казнь египетская
  • Развал СССР сделал актера Ильина «мужем Каменской»
  • Подарки юбиляру: от ночной сорочки до полномочий Леонида Кучмы
  • Скажи мне, кто ты, и я скажу, какая диета тебе нужна
  • Нападение на археологов
  • Несколько способов сэкономить воду при поливах
  •  
    Яндекс.Метрика